Собрание истин для благородного мужа

Виктор Притула
Старейшее российское издательство «Молодая гвардия», которое осенью отметит своё 85-летие, продолжает радовать поклонников биографического жанра новыми произведениями или переизданиями знаменитых биографий, которые украшают знаменитую книжную серию «Жизнь замечательных людей».
Выдержавшее четыре издания жизнеописание Фёдора  Михайловича Достоевского, созданное критиком Юрием Селезневым, переиздано в пятый раз. «Достоевский» Юрия Селезнёва остается столь же актуальной на сегодняшний день книгой, какой она была и пять и десять и пятнадцать лет назад.  В «Достоевском» затронуты все животрепещущие вопросы, которые волнуют сегодня каждого честного гражданина. Вера или рационализм, самобытный путь России или ориентация на западный опыт, крепкая государственность или либерализм, своеволие человека или подчинение его высшей идее, все эти вопросы, как убедительно показал в своей книге Селезнев, были уже осмыслены и пророчески разрешены Достоевским на художественном, публицистическом, мировоззренческом уровне.
Ещё одно переиздание, доказывающее, что у книг, попавших в серию «ЖЗЛ» счастливая судьба – «Московские обыватели» Михаила Вострышева.
Жизнеописания московских жителей, прославившихся своей ученостью, чудачествами, полезными делами и благими намерениями, автор излагает так, словно прожил с ними бок о бок. Новое, значительно дополненное издание книги, будет интересно всем, кто хочет глубже познать историю России и её столицы.
Одна из знаковых фигур Серебряного века — оригинальный поэт, прозаик, критик, мемуарист Андрей Белый - вошел в когорту выдающихся деятелей русской культуры и литературы XX века. Его жизнь была насыщена драматическими коллизиями. Ему довелось испытать всеобщее поклонение и целенаправленную травлю, головокружительные космические видения и возвышенную любовь к пяти Музам, вдохновлявшим его на творческие свершения. В центре биографического повествования Валерия Дёмина «Андрей Белый» — рыцарская дружба героя с Александром Блоком, его взаимоотношения с Валерием Брюсовым, Дмитрием Мережковским. Зинаидой Гиппиус, Максимилианом Волошиным, Вячеславом Ивановым, Максимом Горьким, Мариной Цветаевой, Всеволодом Мейерхольдом и другими властителями дум российской интеллигенции
В издательстве «Центрполиграф» в серии «Россия забытая и неизвестная» вышли две интереснейшие книги. В монографии Николая Троицкого «Корифеи русской адвокатуры» представлены биографические очерки и характеристики 24 знаменитых адвокатов России второй половины XIX-начала XX века. Все они входили в корпорацию присяжных поверенных, созданную в развитие реформ императора Александра II. Быть адвокатом в России было непросто. Общество относилось к адвокатуре неприязненно. И, как считает автор, основания для этого были, поскольку в число присяжных поверенных нередко попадали люди недостойные. Но галерея портретов русских адвокатов, представленная в монографии Николая Троицкого, показывает институт русской адвокатуры  с самой лучшей стороны.
Книга Станислава Грибанова, бывшего летчика-истребителя, члена Союза писателей России «Пилоты его величества» составлена из разного рода документальных материалов, отразивших процесс формирования Воздушного флота России под руководством Великого князя Александра Михайловича. Воспоминания и письма авиаторов – Руднева, Ткачёва, Нестерова; очерки рассказы Гиляровского, Куприна, Алексея Толстого; манифесты и открытые письма представителей царской семьи  - составили корпус этой замечательной книги, посвящённой воздушным витязям России. 
 Жизнеописание и этико-философское учение древнекитайского мудреца Конфуция в книге Владимира Малявина изложены доступно и одновременно занимательно. Рассказать просто о сложном – высокое искусство для китаиста. Владимир Малявин этим искусством овладел в совершенстве. Книга «Конфуций» выходит уже третьим изданием в серии «ЖЗЛ». Значит, она востребована, как и изложенные в ней максимы Учителя Куна.
Имя Суллы известно многим читателям с юношеских лет, поскольку кто из нас не зачитывался романом Джованьоли «Спартак». Луций Корнелий Сулла – фигура в истории Рима – знаковая. Первый диктатор, Первый человек в Риме  - он был не только жестоким правителем, но и в полном смысле этого слова, истинным римлянином, не ведавшим сомнений в своих далеко не всегда праведных деяниях. Авторы нового жизнеописания Суллы  - Антон Короленков и Евгений Смыков рисуют перед читателем яркую и драматичную картину той далёкой эпохи, на фоне которой портрет их героя проступает наиболее рельефно. А вот в издательстве «Эксмо» - жизнь другого знаменитого  римлянина Цицерона -  представлена в жанре остросюжетного повествования. Сенатор и адвокат Цицерон в романе Роберта Харриса «Империй» показан глазами его секретаря Тирона. Это уже вторая книга Роберта Харриса из жизни Древнего Рима. И написана она с тем же блеском, что и его триллеры времён Второй мировой войны. Но, пожалуй, самой блестящей книгой среди беллетризованных биографий стало «раблезианское жизнеописание» Уильяма Шекспира в восхитительной книге Роберта Ная «Покойный г-н Шекспир». Английский писатель, знаток елизаветинской эпохи Роберт Най соткал свою книгу, пропитанную Шекспиром из парадоксов и игры слов. Книга,  рассказанная комедиантом Робертом Рейнолдсом, так, что и сам Шекспир лучше бы не придумал. Безусловно, лучшая из книг прочитанных за последние недели.
После окончания русско-турецкой войны (1787-1791 годов) в Европе появились «Мемуары шейха Мансура». Долгое время эти мемуары служили якобы доказательством того, что под именем шейха Мансура скрывался итальянский авантюрист Джованни Батиста Боэти. Хотя уже историограф Кавказских войн генерал русской армии Василий Потто писавший о Мансуре, что «русские военные донесения, основанные вероятно на показаниях чеченцев, называют Шейха-Мансура уроженцем чеченского села Алды»,  не был до конца уверен в том, что Мансур и горец Ушурма одно и то же лицо. Автор биографии шейха Мансура Алауди Мусаев сделал попытку развеять вымыслы вокруг имени чеченского Оцеолы. Насколько удачно, судить не берусь. Но то, что книга «Шейх Мансур» восполняет многие пробелы в истории Кавказских войн – факт несомненный.
О Сандро Боттичелли известно немного. Один из крупнейших мастеров итальянского Возрождения, чьи творения поражают сочетанием непревзойденного изящества формы с философской глубиной содержания был человеком замкнутым. Автор биографии Боттичелли Станислав  Зарницкий на основе немногих сохранившихся источников рисует картину жизни своего героя на фоне бурных событий истории Италии второй половины XV века. И мы видим, что за волшебной легкостью «Весны» и «Рождения Венеры» скрыта нелегкая жизнь художника, полная творческих исканий, надежд и разочарований.
О Марселе Прусте мы знаем немного из биографического очерка Андре Моруа. Поэтому небольшая книга воспоминаний  французского писателя и драматурга Рене Петера «Одно лето с Марселем Прустом» поможет лучше понять одного из наиболее загадочных писателей XX века. Если у Кафки был Макс Брод, а у Генри Миллера - Альфред Перле, оставившие мемуарные свидетельства о своих знаменитых друзьях, то у Пруста вряд ли могли быть близкие друзья. Тем любопытнее записки Рене Петера о версальском лете 1906 года, когда два литератора много времени проводили вместе. Эти воспоминания знакомят читателя с Прустом, которого ещё не коснулась слава. Собственно свои записки Рене Петер писал не для публикации. Они были обнародованы лишь спустя полвека после смерти автора, после того как их обнаружила в семейном архиве внучка Рене Петера Доминик Браше. У нас их с завидной быстротой  перевели и опубликовали издатели «Б.С.Г.- ПРЕСС» в прекрасной биографической серии «Круг жизни».