Анатом и другие персоны

Виктор Притула
Сенсацией на российском книжном рынке можно с уверенностью считать появление романа доселе неведомого русскому читателю аргентинского писателя Федерико Андахази «Анатом». Западная критика сравнивает его с «Парфюмером» Зюскинда и «Осиной фабрикой» Бэнкса. Насколько правомерны подобные сравнения? Осмелюсь утверждать, что «Анатом» - книга абсолютно оригинальная и при всей эпатажности темы столь же  абсолютно возвышенная. Мне скучно читать физиологические подробности совокуплений у маркиза де Сада и его эпигонов. Другое дело «Анатом». Подобно полотнам мастеров Возрождения роман потрясает глубиной перспективы и безукоризненно выстроенной драматургией характеров двух главных персонажей – врача и путаны. Доктор Колумб (Колон) открыл свою Америку, но его возвращение   к земле обетованной обернулось сошествием в эпицентр ядерного апокалипсиса. Всепоглощающая страсть мужчины, который, казалось бы, обретает полную власть над телом и душою женщины разбивается о презрительно брошенную предсмертную фразу: «твое время истекло!».  Мы как-то привыкли, что латиноамериканцы открыли для нас магический реализм. Тем неожиданнее появление «Анатома» - романа,  в котором  магией окутана анатомия женского тела. В издательстве «Махаон», где вышел «Анатом» готовят вторую книгу Андахази «Милосердные». Говорят, что она не менее эпатажна. Надеюсь, что и не менее чарующа.
В петербургском издательстве «Азбука» в популярнейшей серии «Азбука-классика» вышло несколько книг латиноамериканских «магов». Это повесть лауреата Нобелевской премии Мигеля Анхеля Астуриаса  «Юный Владетель сокровищ», где изящно переплетаются фантазии и сказочные мотивы, сон и явь, жизнь и смерть. Хосе Лопес Портильо – мексиканский писатель, историк, социолог и даже Президент Республики - в повести-мифе «Пирамида Кецалькоатля» воссоздал на основе реальных событий полную драматизма историю легендарного «Пернатого змея». Так индейцы назвали загадочного человека, который в IX веке припыл из-за моря в Мексику, где стал великим правителем и основателем древней цивилизации. Роман венесуэльского писателя Мигеля Отеро Сильвы «Когда хочется плакать не плачу» посвящен молодым, их поиску своего места в мире. Подобно христианским мученикам герои этого романа идут на смерть ради отстаивания собственных идей и убеждений.
300-летие Петербурга – событие, которое издатели просто не могли оставить без внимания. Захватывающую книгу о Петербурге написала Елена Игнатова. «Записки о Петербурге», вышедшие в издательстве «Амфора», охватывают историю города от его основания до конца 30-х годов ХХ века. Умелое использование автором документального «фонового» материала: дневников, писем, мемуаров петербуржцев, газетной периодики  и городского фольклора позволяет почувствовать ту неповторимую ауру Петербурга, которую древние называли «божеством местности» («genius loci»). А издательство «ВАГРИУС» совместно с журналом  «ELLE» подготовили удивительную книгу «Мой Петербург». В основе сборника прозаические этюды о городе объемом не больше 200 компьютерных строк. Таково было условие  литературного конкурса, который журнал «ELLE» провел в канун юбилея города. В итоге получилась великолепная,  совсем не помпезно юбилейная, а очень живая книга, в которой собраны  более чем шесть десятков голосов людей известных и не очень, но  каждый из которых звучит как музыка. Одним из авторов этого сборника является Сергей Юрский – петербуржец, перебравшийся в Москву. Человек многогранного таланта, он пишет очень интересную прозу, жанровые рамки которой подчас размыты. Тем интереснее читать его книги. В «ВАГРИУСЕ» вышли два сборника прозы Сергея Юрского «Попытка думать» и «Все время жара».
Среди других новинок «ВАГРИУСА» хотел бы обратить внимание читателей на великолепный трехтомник прозы Василия Макаровича Шукшина. За почти тридцать лет прошедшие со времени смерти этого мятежного таланта его рассказы и киноповести  нисколечко не  поблекли. А многие истории словно списаны с нашей сегодняшней действительности. Шукшин писал, ориентируясь не на идеологические догматы, потому был, есть и будет народным писателем на все времена.
Давно не испытывал такого наслаждения от остроумия рассказчика, каким порадовала меня книга Людмилы Штерн «Охота к перемене мест». Уроженка Ленинграда Людмила Штерн живет сегодня в США.  Всегда с неким тревожным чувством обращаюсь к прозе эмигрантов, потому что зачастую она желчна и мучительна. Ничего подобного вы не встретите в  путевых заметках и рассказах Людмилы Штерн. Не зря ее прозу Сергей Довлатов назвал лаконичной, яркой и необычайно смешной. Карельские леса, американский Лас-Вегас, Брюссель и Париж, Испания и  Израиль – повсюду нашу героиню и ее мужа подстерегают разного рода  приключения, которые Людмила Штерн переживает с безоблачной невозмутимостью  бравого солдата Швейка. Довлатов редко кого так хвалил, а потому изданный «Независимой Газетой» томик путевой прозы Людмилы Штерн «Охота к перемене мест» займет на моей книжной полке достойное место рядом с книгами Довлатова и  Конецкого.
Две книги очерков по истории географических открытий Иосифа и Вадима Магидовичей «Открытия древних народов» и «Эпоха великих открытий» вышли в «Центрполиграфе». Эти книги – своеобразная энциклопедия и одновременно путеводитель в увлекательных путешествиях по разным эпохам, странам и континентам.
Юлия Латынина – известный экономический обозреватель  и автор нескольких романов в жанре «фэнтези» написала книгу о борьбе российских промышленных магнатов. «Промзона» открывает новую серию издательства «ОЛМА-ПРЕСС» «Экономический триллер». А Юлий Дубов – соратник Бориса Березовского и автор романа «Большая пайка» по которому был снят нашумевший фильм «Олигарх» - написал новый роман «Варяги и ворюги». Эта книга стала одним из бестселлеров издательства «ВАГРИУС», потому что Дубов не только фигурант Генпрокуратуры, объявленный в розыск, но и весьма талантливый литератор. И хотя в подзаголовке этой книги значится «Подпольный роман», на самом деле, «Варяги и ворюги» самый, что ни на есть  экономический триллер, причем очень высокого качества.