К истории бухарских евреев

Гавриэль Борухов
12.03.2014 / 20:30:53
Экспозиция Самаркандского областного краеведческого музея пополнилась новой книгой об истории бухарских евреев


 

Над ее созданием работали многие известные ученые и специалисты. Она издана Национальным центром по правам человека Узбекистана. Ее презентация  недавно состоялась в Национальной библиотеке имени Алишера Навои, в типографии которой она была напечатана. И вот теперь книгу «Узбекистан – наш дом родной: очерки истории и культуры бухарских евреев» можно видеть в Самаркандском областном краеведческом музее, где есть раздел « Евреи края: в прошлом и настоящем». Ее преподнесли в дар музею участники  ташкентского дружеского клуба путешественников, которые здесь побывали.



Об истории создания музея и этого раздела  рассказывает старший  научный  сотрудник Светлана Анваровна Жукова.

– Здание Самаркандского  краеведческого  музея является памятником архитектуры и охраняется государством. Официальной датой его открытия считается 1896 год. Начало этой коллекции положили сборы  членов местного русского географического общества , исследователей Средней Азии и любителей- краеведов.  Все залы музея  расположены в ряд, образуя анфиладу. Его основными экспозициями являются история и природа Самаркандской области. На первом этаже размещается экспозиция, рассказывающая об истории  развития края с древнейших времен и до начала 20 века.



В конце 2008 года в музее открыта экспозиция « Евреи края: в прошлом и настоящем». Также посетители могут познакомиться с историей возникновения в Самарканде квартала «Ехудиен», созданного еще в 1843 году. Традиционный еврейский квартал был расположен в старом городе , к востоку от площади Регистан , в окрестностях древнего кладбища «Чокардиза». Сегодня в этих местах можно увидеть отдельные здания еврейской общины, синагогу . Обширная коллекция, собранная в 20-30 годах прошлого века, включает в себя около двух тысяч предметов , летописные, литографные книги на иврите, свитки Торы, фотографии и многое другое.

А здание этого, весьма впечатляющего особняка, появилось в городе в конце 19 и начале 20 веков. Его начал строить купец первой гильдии Абрам Исакович Калонтаров, как жилой дом, а закончил, как приемную для Николая Второго, приезд которого тогда ожидался. Он построил своего рода гостиную, по образцу дворца бухарского эмира «Ситора  и Мохихоса». Этот великолепный зал пережил в своей истории множество бурных событий и вот какая-то сила его хранит. Его интерьер сохранился до сих пор не подвергаясь реставрации. Дом был построен по проекту уникальных  австрийских архитекторов, братьев Нелли. Они работали в ту пору в Самарканде на строительстве многих крупных сооружений. И когда особняк был закончен,  Калонтаров  начал пристраивать к нему этот большой зал. Завершается строительство в 1916 году. Прожил он здесь совсем немного.

В период начавшейся большевиками экспроприации Абрам Исакович понимает, что его ожидает и подписывает дарственную в пользу государства. Передав особняк новой власти он спас себя от гибели. А прожил Калонтаров долгую жизнь. Родившись в 1869 году, умер в 1953 году. Он не был изгнан, сначала жил в небольшой комнатушке на территории музея, потом его  и отсюда попросили. Затем жил в доме своих друзей и как рассказывают старожилы, часто приходил сюда , сидел во дворе этого особняка. А когда здесь расположился музей , с удовольствием приходил сюда и присоединялся к тургруппам, которые приходили сюда . Иногда слушал, иногда просто плакал, вспоминая прожитое и пережитое. Был период когда здесь располагался кабинет Акмаля Икрамова, тогдашнего руководителя республики.

В следующем зале  мы видим причудливые сочетания  восточного и европейского стиля. Это сочетание разных стилей в архитектуре в одном помещении. Лучшие мастера того времени усто Хафиз, усто Шамси, усто Садык работали здесь. Три года назад гостем нашего музея был молодой мастер, который оказался правнуком усто Хафиза, плотника, который занимался оформлением этого зала. Он сообщил нам следующее. Оказывается Абрам Исакович Калонтаров в свое время привез из Германии набор плотницких инструментов , которые до сих пор хранятся в семье усто Хафиза. И этот правнук унаследовал талант своего прадеда. И он сегодня тоже мастер очень высокого класса в плотницком деле.

А теперь история другая, история жизни необыкновенного человека, который приехал в Самарканд в 1921 году, всего на пару месяцев. Но так увлекся историей квартала бухарских евреев «Ехудион», а потом «Шарк»(«Восток») , что остался здесь жить и работать. Его звали   Исаак Лурье. Он производил опросы  его жителей по истории и культуре. В его опроснике было ровно 1020 вопросов, работал как очень серьезный ученый и отдал этому всю свою жизнь. Им собраны многие книги, фотографии, живописные картины, национальная одежда, предметы быта, культуры местных евреев, которые здесь представлены. В 30-е годы, когда началась атеистическая пропаганда его вызвали и потребовали убрать свитки Торы из экспозиции. Но Лурье объяснил, что культура евреев такова, что никто не имеет права самостоятельно их убирать без согласия на то раввина. Никто не хотел его слушать и впоследствии он был репрессирован. По нашим данным его жизненный путь закончился где-то в сталинских лагерях на территории Казахстана, где он был расстрелян. Но точных данных нет. Музей бухарских евреев просуществовал еще несколько лет и в сороковые годы был закрыт. Его экспозиция была свернута , она располагалась на территории квартала «Ехудион»  в одном из домов, а экспонаты  были сданы в фонды нашего музея, потому что он стал филиалом нашего государственного музея. К счастью, большая  часть экспонатов, собранных Лурье, уцелела.

После отъезда  многих бухарских евреев в  разные страны, у них затем началась ностальгия. Они все чаще и чаще приезжают сюда на несколько дней, ищут свои улицы и дома и многократно обращались с просьбой  снова воссоздать этот музей. В 2006 году здесь были ученые из Иерусалимского университета  и вместе с ними мы разработали проект воссоздания этого музея на основе архивов Лурье. Новая экспозиция была открыта в 2008 году при помощи международной организации «Джойнт». Она выделила средства для приобретения необходимого оборудования. Это был совместный проект  в котором участвовала эта организация , сама еврейская диаспора и наш Самаркандский государственный музей- заповедник. Эта выставка вызывает теперь очень большой интерес и у иностранных туристов из Франции, Германии, Америки и других стран. И что особенно интересно, у нас на открытии этой экспозиции были гости из Израиля, США. Они отмечали, что такого музея нет нигде в мире. Мы получили три небольших зала для выставления этой экспозиции и предметов фонда Лурье. Мы исследовали несколько тысяч фотографий, подготовили их копии. Они были сделаны в период 1927  - 1929 годов нашим фотографом местным. Его фамилия была Котовский. Эта экспозиция – дань памяти тем молодым ученым –энтузиастам, которые побывали здесь в 30-е годы и оставили свой неизгладимый след в истории  нашего города. Заметное место занимают здесь материалы рассказывающие о владельце этого дома, купце 1 гильдии Абраме Исаковиче Калонтарове . Он  прямой потомок Моше Калонтара , первого старосты еврейского квартала «Ехудион», так как был его внуком. Вообще-то его звали Моше Абулхаев. А калонтар была должность главы этого квартала . Она стала основой для появления фамилии Калонтаровых. Сюда Моше Абулхаев прибыл в 1843 году и тогда несколько зажиточных семей обратились с просьбой к эмиру бухарскому выкупить участок земли, чтобы построить свою махаллю  «Ехудион».

Дело в том, что бухарские  евреи проживали здесь с древнейших  времен. Здесь проходил Великий  шелковый путь , они занимались крашением тканей цвета индиго. Это был их приоритет. Но они жили разрозненно, среди местных жителей, исповедуя иудаизм, естественно отличались своими взглядами на жизнь и у них была мечта объединиться и жить в отдельном квартале. Эмир бухарский пошел им навстречу и дал согласие продать им участок земли недалеко от площади Регистан. Это был старый, запущенный участок земли на территории которого частично располагалось древнее кладбище. Все это потом было приведено в порядок. Они  же там приобрели затем участок для еврейского кладбища. Махалля «Ехудион» существует с 1843 года. У Моше Калонтарова было пять сыновей. Один из них Рафаэль построил знаменитую синагогу «Голубой купол» - «Кок Гумбаз». Это одна из красивейших синагог в Средней Азии . В этой экспозиции выставлены ее старинные фотографии. Сейчас, после реставрации, она выглядит особенно привлекательно. Другой сын Давид был потом тоже калонтаром этой махалли, до 1920 года.

Когда приходят  к нам туристы, первый вопрос, который они нам задают, как  же сюда попали евреи? Для ответа  на этот вопрос была разработана  вот эта карта. И на ее основе  мы рассказываем, что после разрушения  первого храма на территории Иудеи Навухадонасор угоняет огромное количество пленников-евреев на территорию персидской империи. И уже оттуда они попадают на территорию Мавераннахра, нашего края. Сначала их называли «среднеазиатскими», потом на одном из конгрессов в Нью-Йорке был поднят вопрос, как правильно их называть - «бухарские» евреи, или «среднеазиатские». «Бухарские» потому , что это территория Бухарского эмирата была, где они проживали, в следствии этого   и был утвержден термин «бухарские евреи». Они взяли свое начало от древних сефардских евреев и у них есть корни «афгони» и «эрони». Волею судьбы многие из них оказались на территории Бухарского эмирата. Раньше у нас было зарегистрировано  18 городов в республике, где проживали довольно крупные диаспоры бухарских евреев. В разные периоды времени у нас в Самарканде проживало от 10 до 14 тысяч бухарских евреев. И здесь был еще один поток евреев прибывших в Узбекистан в тридцатые и послевоенные годы, которых называли «ашкиназами». Потом очень много специалистов эвакуированных сюда остались здесь жить и работать. Когда создавался самаркандский университет, первый медицинский институт в 1929 году, в них работали крупные специалисты – представители этой национальности. И они обрели здесь вторую родину и жили здесь долгие годы.

Это карта Самарканда с его крепостными стенами, а внизу дается в более крупном масштабе карта квартала «Ехудион».Практически это маленький городок в составе большого города, где была своя школа –хедер, своя синагога, свой рынок. И махалля «Ехудион» делилась на две части. Более зажиточная часть строила  особняки в верхней части квартала. Они были похожи на дом  Калонтарова. А менее зажиточные – в его нижней части. Вот снимок семьи Абрама Исаковича Калонтарова с детьми и внуками, в самом центре он сам, молодой купец, одет как денди. Он прожил свою жизнь так , до самого конца. У нас есть фотография 30-х годов, где он в чапане , теплой шапке , потому что холодно, зима , а у него выглядывает воротничок белой рубашки с бабочкой. То есть он был одет в соответствии с европейской модой того времени. И был человеком довольно интересным в общении.

Здесь можно не только посмотреть все это, но и поработать над историей бухарских евреев. Для этого установлены столики, на них есть соответствующая литература, компьютер имеет соответствующую базу данных.  А материалы все подлинные, собранные Лурье. Освещение немного тусклое для того,  чтобы выставленные здесь тканевые экспонаты и бумага не были повреждены. Как известно, иудаизм одно из древнейших религиозных верований, которые существуют многие тысячи лет. Когда строилась эта экспозиция мы попросили местного раввина дать разрешение  выставить священную книгу евреев – Тору открытой и получили такой ответ. Выставить можно, но только, если она не кошерная. Мы раздобыли такую ,  нам подарил ее фрагмент  один из жителей квартала «Ехудион». И мы имеем право выставить ее открытой.  Для того, чтобы эту древнюю рукопись можно было видеть, раввин освятил ее, а на косячке двери установлена мезуза по древне-еврейской традиции. У нас есть также корона Торы, которая украшает древнюю книгу, а также вот этот шелковый занавес, за который она убирается  после выполнения обряда. А это тора-шелк, которая используется при чтении , как закладка.

У евреев очень  много праздников и традиций. И о них мы тоже рассказываем  нашим гостям.  Первый праздник, который отмечается, это конечно , новый год- «Рош-а-шана». Он отмечается в осенний период, потому что связан с периодом сбора урожая. И в этот день обязательно звучит голос Шофара ( в переводе с иврита, это призыв). Здесь же есть очень интересный свиток, приобретенный Исааком Лурье. Это Пурим. В переводе с древнего иврита значит жребий . В нем рассказывается о том, как Эстер, жена одного из древних персидских царей , спасла жизнь своему народу на территории Персии. Здесь же представлены праздник Хануки и священный еврейский семисвечник . Эти экспонаты рассказывают о том периоде истории , когда первый храм на еврейской земле был разрушен и осквернен древними греками-завоевателями . Когда население храма пыталось освятить его , они увидели, что осталась только капля масла на дне перевернутого сосуда .  А для того, чтобы изготовить новую порцию, нужно не менее семи дней, чтобы оно было кошерным. И они рискнули, зажгли этот светильник. Эта капля масла горела ровно семь суток до того времени, когда было изготовлено новое кошерное масло. Поэтому  праздник Хануки называется «Чудо света».

Каждый еврей обращается  со своими вопросами, сложными, бытовыми, общественными к раввину, который всегда дает очень полезные советы, или советует обратиться к Талмуду, где можно найти решение по любому вопросу. Это одна из древнейших книг, которые у нас есть и она издана в 19 столетии в Варшаве. Очень много праздников связано с воспоминаниями об исходе из Египта. Один из крупнейших называется Пейсах. Его смысл в том, как евреи получили  разрешение от египетского фараона вернуться на родину, и как они к этому готовились. И в память этого  праздника испекается тонкий, бессолевой хлеб-маца, который подается на стол вечером. При этом подается определенное количество блюд, которые позволяют вспомнить каким тяжелым был исход , каким было 40-летнее путешествие по пустыне во главе с Моисеем. Другой праздник, связанный со сбором урожая называется Суккот. Здесь можно видеть макет специально оборудованного шалаша , изготовленного из ткани. Они строились и жителями этого квартала. Семь дней жители квартала собираются в них и принимают пищу вот в таком шалаше. Суккот напоминает им тоже об исходе из Египта. Здесь есть и набор экспонатов, которые использовались для проведения обряда обрезания, который совершался на седьмой день рождения мальчика.

В 1927 году Лурье создает экспозицию музея, который получил название туземно-еврейского и располагался в доме  Ари Фузайлова. Он до сих пор сохранился на территории этого квартала. Его экспозиция была тогда на очень современном уровне. Он использовал восковые фигуры для костюмов этнографических . Сам Лурье был очень скромным человеком и поэтому остались одна-две фотографии, где он запечатлен. Первая его коллекция, это обереги древние, собранные в семьях старожилов, это большая коллекция тор, этнографическая коллекция . Все это собрано и описано Исааком Лурье. Он также занимался историей ремесел бухарских евреев. Здесь есть уникальные снимки. Они оставили также очень яркий след в области торговли на Великом шелковом пути. Это связано прежде всего торговлей шелками и созданием первых небольших хлопкозаводов , которые занимались поставками хлопкового волокна в разные края. В советское время была сделана попытка организовать еврейские колхозы, которые не просуществовали долго.

Подготовил  Б.БАБАЕВ , kultura.uz