О брате моего прапрадеда

Денис Попов 2
Находясь летом 2015 года в своей малой Родине – в Новосибирске, заехал к своему деду. Квартира вблизи Шлюза, без обоев, скрипучий пол, именно там живёт мой дед недавно вышедший на пенсию. За чашкой чая он стал рассказывать мне про своих, а соответственно и моих родственников, дальних и близких. Более всего меня заинтересовала история брата моего прапрадеда - Василия Абрамовича Зайцева, предположительно 1893 года рождения. Чем же меня заинтересовала история этого человека? А именно тем, что он имеет самое, что ни на есть прямое отношение к «белому» террору в России, про который современная власть любит умалчивать, повсюду рассказывая про «красный» террор.
Что же начну сам рассказ. Василий Абрамович, вероятно в 1918 году с фронтов кровавой Первой мировой войны вернулся домой - в молодой Новониколаевск (ныне Новосибирск). За Первую мировую он был награждён Георгиевским крестом. В те годы в Сибири шла война между интервентами, которые были в союзе с белогвардейцами – колцаковцами, которых возглавлял кровавый тиран Александр Васильевич Колчак, и красногвардейцами. Колчаковцы захватили Новониколаевск, где было очень много коммунистов и борцов против кровавой белогвардейщины. После захвата города там начались кровавые расправы над людьми: революционерами, эсэрами, сочувствующими революции, коммунистами, семьями вышеперечисленных и просто теми, кто попался под горячую руку. В Новосибирске есть улица семьи Шамшиных – почти все члены семьи Ивана Дмитриевича Шамшина были участниками Российской Социал–Демократической Рабочей Партией (РСДРП), а в их доме находился штаб Обской группы РСДРП. Семья почти в полном составе была расстреляна колчаковцами…
Брат моего прапрадеда участвовал в крестьянском восстании против кровавых белогвардейцев и интервентов. В статье «Википедии», которую я всё таки процитирую здесь, пишется: «<…> с 13 на 14 декабря 1919 года в ночное время суток 27-я дивизия 5-й Красной армии при содействии рабочих отрядов города вошла в Новониколаевск (совр. Новосибирск). В городе ими были найдены 104 изуродованных трупа, часть из которых обнаружены в пойме реки Каменки, часть — во дворе тюрьмы по улице Трудовая, 60. Из 104 человек удалось опознать только 37. В числе убитых были председатель исполкома Новониколаевского Совета рабочих и солдатских депутатов В. Р. Романов, рабочий городской типографии А. П. Яворский, участник крестьянского восстания в Новониколаевском уезде В. А. Зайцев и др. 22 января 1920 года жертвы были захоронены. 7 ноября 1922 года на братской могиле состоялось открытие монумента <…>» (Взято отсюда: https://ru.wikipedia.org/wiki/ ). Среди перечисленных мучеников есть и Василий Абрамович Зайцев, борец за дело революции…
Белогвардейцы, перед тем как выйти из города расстреляли и изуродовали 104 политических заключённых. Представьте, как были изуродованы тела, если 67 человек так и не удалось опознать! 22 января 1920 года все 104 убитых были похоронены в центре молодого города. 7 ноября 1922 года состоялось торжественное открытие памятника у братской могилы – в виде мускулистой руки сжимающей факел. Позади монумента находится панно, на котором написаны следующие строки:
 «Кровь павших героев,
Слезы вдов, матерей и сирот
На сибирских просторах суровых
Запылали кострами народного гнева,
Людям судеб простых и великих
Борьба стала общей судьбой,
И Сибирь партизанская грозным пожаром
Поднялась на решительный бой;
Солдаты Ленина и октября,
Сибири необъятной сыновья
Шли в смертный бой вы
С верой и мечтою в новый мир.
Потомки ваши край родной
Преображая, строя,
Живой и вечный памятник творят
Вам земляки-герои».
Теперь все 104 замученных колчаковцами покоятся в братской могиле в Сквере Героев Революции, который находится в Центральном районе города Новосибирска.
В книге «Воспоминания о революционном Новониколаевске. (1904 – 1920)» изданной в 1959 году Новосибирским книжным издательством писалось: «Под Новониколаевском в единении с партизанами части нашей 27-й дивизии нанесли Колчаку решительное поражение. Враг бежал, бросив винтовки, пулеметы, артиллерию, снаряжение. Однако колчаковцы накануне своего бегства из города совершили еще одно тяжкое преступление,— они убили 104 политических заключенных (среди них и В.А.Зайцев – Д. Попов). Среди расстрелянных был и первый председатель Новониколаевского Совета рабочих и солдатских депутатов В. Р. Романов. Отважные борцы за народное счастье похоронены в братской могиле в саду дома Ленина (Сквер Героев Революции – Д. Попов). Память о них будет жить вечно». Там же писалось: «Колебания крестьян дорого обошлись, ценой десятка тысяч расстрелянных и замученных белогвардейцами и интервентами сибирских рабочих и крестьян. После контрреволюционного переворота в Сибири в 1918 году белогвардейское Сибирское правительство ввело взимание с крестьян налога и недоимок за прошлые годы, начиная с 1914 года; мобилизацию молодежи в белогвардейскую армию; посылало против рабочих и крестьян карательные экспедиции, устраивало массовые порки плетьми и шомполами, истязания и пытки в белогвардейских застенках, расстреливали без суда и следствия. Полицейский произвол и кровавые расправы над рабочими и трудовым крестьянством еще более усилились после прихода к власти Колчака и установления военной буржуазной диктатуры».
Вот так, расправы белогвардейцев коснулись и моей семьи. Мой дальний родственник – поистине герой Революции. Он боролся за счастье своего народа, за счастье своей страны, своего города с «белыми» и захватчиками интервентами. Он участвовал в восстании, боролся до последнего, и был жестоко убит холодной зимой 1919-го, в городе, который благодаря Советской Власти вырос в крупный промышленный центр, в самый большой по численности населения город России после Москвы и Санкт-Петербурга. Он участвовал в победе против колчаковцев, и погиб.
Как бы это не скрывалось товарищи, «белый» террор в России во время Гражданской войны, и после неё был, и был очень масштабным и кровавым. Нынешней власти надо бы почаще говорить про террор белогвардейцев и их пособников -  интервентов, дабы у людей не складывалось впечатление (которое у многих, к сожалению, уже сложилось) о том, что, белогвардейцы были все в «белом фраке», а у красногвардейцев «руки по локоть в крови». Я ни в коем случае не отрицаю существование «красного террора», но про него говорят и пишут гораздо больше, нежели про «белый». В конце концов, это была война, и война Гражданская, там без террора и насилия было никак. В Финляндии, например, белофинны также развернули террор против финских красногвардейцев, и вот там начался настоящий кровавый ад – белофиннами расстреляно, умерло в лагерях и после освобождения из лагеря более 19 тысяч «красных»!
Давайте почтим память 104 новосибирцев зверски убитых колчаковцами -  бравых борцов за дело Великой Октябрьской Социалистической Революции. Земля вам пухом товарищи, ваша борьба была не зря!