Red herring

Кросс Роуд
               
                Red herring (Красная селёдка).
                На жаргоне ЦРУ - операция по
                дезинформации, отвлекающий маневр
            
 
 Где-то в конце девяностых резидент ЦРУ в Москве  Дженвэй озадачился проблемой -  почему  каждый штатный разведчик ЦРУ, стоило только ему выйти в город, как за ним тут же увязывалось наружное наблюдение. Этого никогда не было, если посольство покидали молодые " чистые" дипломаты...При таком положении дел  разведчик совершенно не мог появиться, "как молнния", в нужном месте, моментально провести свою операцию и также быстро вернуться. А именно так он должен был действовать, в соответстви со своими должностными инструкциями. И Дженвэй, кажется, понял в чём дело.

Во-первых, разведчики уже побывали в других странах и могли там засветиться. Им было уже за 40 лет, как правило. И, во-вторых, они много времени проводили в помещениях ЦРУ, а не со своими "коллегами" в обычных помещениях посольства. Это  было заметно и это их демаскировало.

Решение резидента было такое: принимать в резидентуру разведчиков в возрасте 30-35 дет, не засвеченных. И обязать их как можно больше  находиться в кругу обычных коллег. Проект этот был назван " Чистая лазейка". И, надо сказать,имел успех.

Через некоторое время в резидентуру прибыл капитан Ли Морган. Он отвечал всем условиям  "Чистой лазейки"  и ему дали на руководство  ранее завербованного инженера Петра Томилина, ведущего конструктора НИИ "Синхрон" министерства радиопромышленности СССР.

Но не довелось Ли Моргану повоевать в московских траншеях  холодной войны. Не прошёл он проверку на полиграфе. Соврал, что никогда не употреблял наркотики. И без объявления причин был тихо уволен из ЦРУ.

Обида и злоба на своё прежнее  всесильное ведомство не давала Моргану покоя. Но ещё сильнее разъедало его  неудовлетворённое чувство мести. И тогда,  прилетев  в Вену,  он прямиком направился  в советское Консульство.

За весьма скромную сумму в 140 тысяч долларов Морган предложил свои услуги -  полностью раскрыть устройство резидентуры в Москве, принципы работы, но! - самое главное - он сдал Петра Томилина. И в Консульстве ахнули. И было от чего!

Выяснилось, что Томилин давно и успешно работает над советским проектом " Невидимка". Это то, что позже стало известно  всему миру ( с подачи американцев ) как " технология Стелс". Невидимые для радаров самолёты, корабли и другая военная техника - это  практически переворот в военном деле.

Так вот  Томилин, задолго до американцев, подошёл к разрешению этой проблемы   и успел им передать значительное количество материалов, имеющих грифы " Секретно" и " Совершенно секретно". Специалисты наших силовых органов, заподозрив инженера, тщательно исследовали все материалы, которыми он пользовался в закрытой библиотеке и по деталям разобрали  всё, что он разработал сам...   Картина предательства полностью прояснилась. И тогда, несмотря на очевидный урон, было принято парадоксальное решение. Гениально простое и одновременно сложное и рискованное. Решили  постепенно  исправлять положение, продолжая поставлять резиденту ЦРУ подлинные  материалы, но  которые бы незаметно, шаг за шагом,  уводили  американцев в сторону  от правильного и полного решения  проблемы. И это удалось.

А в Америке тихо радовались, потирая руки, что разработки Томилина экономят им многие миллионы долларов. Восторг и доверие к материалам шпиона было таким, что только увидев гриф " Сов. секретно", никто и не думал хоть как-то проверить полученную информацию. А зря!

...Наконец, американцы создали и испытали свой "Стелс". Была полная эйфория от успеха, пока кому-то не пришла в голову простая  мысль, что испытали-то они проект под излучением и действием СВОИХ радаров и систем обнаружения!

Да, "Стелс" был невидим... но, на самом деле, только для СВОИХ РЛС! Что произошло в Пентагоне дальше - об этом  можно только догадываться).

 А.Домин
22.7.2015