Талант или гениальность

Евгений Габелев
Все ваши так называемые философские вопросы, и бесконечные споры о них, суть лишь следствие неправильного употребления языка.*



 

КЛЮЧ К ТАЙНЕ

 

Здравствуйте, прекрасные господа и добрые дамы…

 

Вы здесь, и читаете эти слова, стремясь узнать что-то новое о природе гения и происхождении таланта, и это значит, что вы уже наделены немалым даром.

 

Впрочем, если кроме таланта вы не лишены ума, то уже прекрасно поняли, что меж первой и второй частями моего высказывания нет никакой связи, и чтение текста отнюдь не является знаком обладания творческой силой.

 

Если же вы ничего не поняли из того что я сказал, то плачьте, и прервите чтение, ибо оно не для вас. Либо возьмите себя в руки и подумайте головой.

 

Я же тем временем последую дальше.

 

Итак, дамы и господа, если первая моя загадка, или вернее подлый подвох, в сущности не представила для вас труда, то я продолжу, и далее клянусь говорить вам как есть, не прибегая ни к каким низким трюкам.

 

Блажен кто верует.

 

Прежде всего, должен признаться, что обладание творческим даром, логическое мышление и умение различать манипуляции абсолютно не связаны.

 

Есть масса людей, наделенных немалыми способностями и многого достигших, что стали жертвой искусно построенных текстов, коммерческой рекламы, религиозных маньяков, политических проходимцев и простых воров.

 

Ибо напрасна мысль, что талантливый человек талантлив во всем.

 

Увы, талантливый инженер и прекрасный поэт могут быть абсолютно беззащитны пред талантливым мошенником и шарлатаном. Тем более, перед спрятанной в текст или телевизионный кадр скрытой подлостью.

 

Так что, не стоит шибко серчать, что один отнес деньги сомнительным аферистам, а другой искренне рад покорению Крыма.

 

История знает примеры и хуже.

 

Так, Мартин Хайдеггер, один из величайших умов и лучших философов ХХ века был очарован нацистской идеей, сотрудничал с наци и даже служил в СС в чине полковника. Так что, после войны его чуть не повесили.

 

И лишь вмешательство коллег: французских ученых, участников сопротивления и героев войны, спасло его от тюрьмы и казни.

 

Впрочем, ни один из просивших за него потом так и не подал ему руки.

 

Гений вы или нет, но за дела отвечать придется.

 

Однако, вернемся в теме.



 

ПЕРВЫЙ РОД ОДАРЕННОСТИ

 

Наверно вы знаете, что есть два вида, или уровня одаренности.

 

Талант и гений.

 

Должно быть вы оскорбитесь, или почувствуете себя одураченными, если я скажу, что это ложь, и всякий верующий в эту чушь суть глупец, обманутый обществом и ставший жертвой одного забавнейшего курьеза.

 

Начну с того, что наверняка вам порой доводилось читать исторические романы, о временах далеких, из жизни древнего мира. Возможно, вы даже читали евангелие…

 

Впрочем, я прекрасно знаю, что большинство так называемых христиан эту книгу не открывали, не говоря уж про Ветхий Завет, что в сущности тот же исторический роман жизни древнего мира, притом крайне смелый.

 

Откуда мне знать, спросите вы…

 

Все просто. Во-первых, прочти вы сии труды, от корки до корки, вы не были бы столь надменны и горды, и не бились в углу в оскорбленных религиозных чувствах, а вели бы себя на людях бесконечно скромней.

 

Во-вторых, вы перестали бы постоянно звать себя христианами… а в-третьих, знали бы изначальный смысл слова талант, ведь то слово помянуто в нем не раз.

 

Так же, как поминается оно во многих исторических книгах.

 

Итак, если помните, в евангелии упомянуты три таланта золота… и один парень там рассказывает поучительную историю про них.

 

Вы еще чтите этого парня Сыном Божьим, но дело ваше, мы не о том.

 

Так что же это за три таланта у золота, видимо должны спросить вы. Значит ли сие учение, будто золото и впрямь обладает талантом: неким творческим даром, и даже тремя, как учил нас тот мудрый парень…?

 

Ведь вряд ли он нам лгал.

 

Может быть, золото, то есть деньги, или говоря на наш лад – Капитал – и впрямь обладает творческой силой, как утверждал один небритый мудрец, судя по всему напрочь утративший контакт с вещами.

 

Возможно, оно создает державы и вдохновляет миллионы людей на подвиги, преступления и производительный труд….?

 

Может, это и есть его три таланта…

 

Или тот парень учил не тому…? Может, слово талант означало в те дни нечто совсем иное, и практически не имеет отношения к нынешнему своему смыслу…?

 

Так вот, тот парень рассказывает ученикам притчу о мудром отце, что вырастил трех сынов, и отправляясь в чужие края, дает им свой завет. Напоследок он оставляет им три таланта золота – по одному на брата.

 

Талант же, если вы еще не вняли, был в древнем мире мерой веса, что-то вроде нашего килограмма, только чуть больше.

 

Он же был соответственно мерой денег, и весьма существенной.

 

Талант золота, талант серебра…  это лишь некая мера стоимости: как фунт стерлингов, или килограмм рублей. Даже килограмм золотых червонцев, если угодно.

 

И творческий дар тут совсем не причем.

 

Соответственно, выражений «талант поэта» или «талант танцора» тогда просто не существовало, и быть не могло.

 

Это будет как «килограмм поэта»… и возможно, вам захотелось бы тогда пойти на базар, купить себе полтора таланта поэта, принести в дом, хорошенько обжарить и подать на стол в апельсиновом соусе к радости всей семьи…

 

Но творческих людей в ту пору хоть и рубили на части, а порой и жарили на огне за поношение власти и оскорбление богов, но не продавали на вес.

 

Все-таки, не такие уж они была варвары, эти древние.

 

Так вот, вернувшись к тому парню...

 

В евангелии он рассказывает нам милую басню о том, как три брата распорядились отцовским даром, и что из этого вышло.

 

Старший пустил свой талант в дело: вложив золото в бизнес, он приумножил его, став преуспевающим, уважаемым и большим человеком.

 

Средний разменял свой талант по мелочам, на мелкие деньги, и постепенно растратил на праздные увлечения и вздорных баб.

 

Младший же зарыл свой талант в землю, чтоб не украл вор.

 

Потом возвращается отец, и устраивает разбор полетов. Старшего благодарит и всячески восхваляет, среднего с укором прощает, младшего же проклинает и стыдит, уверяя, что лучше бы тот все пропил.

 

Затем рассказчик несколько раз объясняет смысл басни ученикам, видно сочтя глупцами, неспособными познать смысл.

 

Но вам думаю и без того все ясно, ведь вам не служить в апостолах.

 

Столь же очевидны теперь и значения идиом, или устойчивых выражений «зарыть свой талант в землю», «разменять талант по мелочам» и «вложить талант в дело». Так же понятно и происхождение их смысла.

 

Вот так бывает: сперва вы рассказываете историю, потом вас прибивают к кресту, затем вас объявляют богом, а потом ваши слова обретают совсем иной смысл.

 

Должен сказать, со словами богов вечно такая чехарда.

 

И вот с тех пор, после распространения христианства, через рассказ этой евангельской истории, слово талант вошло в европейские языки в переносном смысле, и стало значить некий дар, способность и умение.

 

Естественно, это суть дар от бога: ибо то был бог-отец, а не просто некий вздорный мужик. В смысле там, в той библейской истории.

 

А вот насчет гения…



 

ВТОРОЙ РОД ОДАРЕННОСТИ

 

Обычно люди в нашей стране верят, что гений настолько превосходит талант, как талант превосходит обычного человека.

 

Но как же они назовут существо, столь же превосходящее гения, насколько он превосходит талант, а тот в свой черед их? То есть, такое существо как я…? Они назовут такое существо самовлюбленным глупцом.

 

И предложат ему заткнуть рот и вести себя скромнее.

 

Ладно, хорошо, сегодня я исполнен милости, так что продолжим. Посмотрим, откуда взялось само слово гений, и что оно значит. Для этого нам придется обратиться к тем же почти библейским временам, и заглянуть в Рим.

 

Там мы найдем гения… но не как человека или его свойство, а как незримый дух, или персонального малого бога.

 

Были гении мест, озер и рек, гений рода, и даже гении отдельных людей.

 

Впоследствии их объявили демонами и постарались изгнать, а одержимых ими при всякой возможности влекли на костер.

 

Однако, пока поклонники добрейшей в мире религии не занялись своим любимым делом, сиречь сожжением и казнью, гению несли дары, его благосклонности искали и поклонялись его изображению в алтаре.

 

Считалось, что что-то доброе и дельное можно свершить лишь с ним. Так что, все великие произведения искусств и мирские дела мнили вдохновленными им.

 

Это что-то вроде современной теории сверхсознания… но о ней в другой раз.

 

Соответственно, человека, способного свершить нечто великое, полагали лишь соавтором, сотворцом, действующим совместно с гением – с внешним духом.

 

И звали его конгениальным, где приставка «ко-» суть знак общности. Впоследствии эту приставку отбросили, вместе с памятью о невидимых существах из темного огня и незримого света, воспринятую затем мистиками и магами.

 

Так гением стали звать человека, почти равного богу.

 

И вышло у нас, коль заметили, что талант суть дар божий, и происходит от бога – а вот гениальность суть послание бесов, акт мрачных сил…

 

И коли гений так превосходит талант, как тот простых людей, то значит и бес превосходит бога так же, как бог превосходит созданных им людей… и может быть, бес и является подлинным создателем всех богов.

 

Думаю, последнее могло бы многое объяснить.

 

Тут придут христианские богословы с виселицей, костром и калеными щипцами, и скажут, что одно мы познали верно, а другое наврали, ибо надобно различать духов, и испытывать их, и терзать, ведь не все от бога.

 

Что же насчет кажущегося торжества зла и превосходства бесов, то происходит сие бесчинство лишь по видимости, а не по подлинной сути.

 

Истинное же положение вещей бог от нас скрыл в своей великой милости, чтоб открыть его нам в своем Священном Слове, то есть святом писании, чтоб  мы могли уверовать в него вопреки очевидным фактам.

 

Но вы как хотите, дело ваше, а я предпочел бы, чтоб эти добрые господа убрались в свое средневековье и смущали умы там.

 

Ведь многие у нас все еще принимают слова за вещи.

 

Им кажется, что коль у них есть два разных слова – талант и гениальность – то у них есть и две совершенно разные вещи. А когда есть для каких-то вещей у них одно слово, то и вещь соответственно есть одна.

 

Вот только язык не создан по нормам логики, и слова не равны вещам.

 

Язык вырастает и живет, черпая из разных источников. Если б мы брали не из двух культур, ближневосточной и римской, а из трех или четырех, у нас было не два, а три или четыре слова для обозначения одаренности.

 

А потом философы, принимающие слова за вещи, вынесут мозг, рассуждая о различиях и соотношениях меж воображаемыми вещами.

 

Наверняка они станут спорить, чем отличается талант, артха, до и гунн-фу…**

 

И кстати… вы и впрямь так уверены, что ваше собственное состояние и состояние ума одаренного, талантливого или даже гениального человека столь различны…? Просто потому, что есть различные слова, чтоб называть их…?

 

Но что если все это нашептал вам какой-нибудь злой дух…

 

Так что идея экзаменовать духов и испытывать творческий дар – явно разумная. Поскольку одаренность часто шутит с нами странные шутки.

 

К тому же, не всякий дар благ.



 

ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО

 

Многим хотелось бы, чтоб творческие силы и мощь духа не совмещались со злом. Но правда жестока. Талант и моральные качества не связаны.

 

Одаренные люди создают новое смертельное оружие и подстрекают народы к войне. Они служат самым безумным и диким режимам, пишут доносы и травят невинных. И что бы ни свершили, найдут себе объясненье.

 

Но по делам рано или поздно станут судить всех.

 

Я уж рассказал вам жестокую и грустную историю Мартина Хайдеггера. Он отправил на страшную смерть сотни студентов и преподавателей родного университета. Он стал соучастником истребления миллионов.

 

И остался жив…

 

Потому что смелые и мудрые люди, воевавшие против него, вынесли суждение, что его выдающийся ум и талант стоят больше, чем жизнь этих сотен людей.

 

Это странная арифметика, и я не уверен что с ней согласен.

 

Но не все гении столь везучи.

 

Прекрасный поэт Эзра Паунд, как многие в те годы был очарован фашизмом. Он бросил свой дом и умчался в далекую Италию, строить то, что в тот миг казалось ему справедливым и верным порядком вещей.

 

Он мнил, что станет духовным лидером нового мира, правой рукой вождя, но был вынужден работать политическим агитатором на радио.

 

После войны его судили как военного преступника.

 

Так же как в случае с Хайдеггером, многие интеллектуалы, писатели и поэты, в том числе и воевавшие на фронте, писали письма в его защиту.

 

Они писали, что он никого не убил. Что он гений, и сделал много прекрасный вещей, что он безопасен для общества, и что нельзя судить талантливых поэтов за их философские заблуждения, как простых солдат.

 

Но следующие несколько десятков лет Эзра провел в тюрьмах и психиатрических больницах закрытого типа. И уж больше ничего не написал.

 

Я думаю, это правильно.

 

Я думаю, в высшей мере правильным было и то, что случилось с Эзрой, и то что произошло с Мартином, ибо то и другое являет нам тайную суть мира.

 

Мы не знаем, что с нами будет, и не являются ли наши мысли, представления и чувства чудовищным заблуждением, ведущим нас в бездну зла. Мы не знаем и не можем знать, но отвечать будем, как если б знали.

 

Порой талант будет нам оправданьем, но чаще его вменят в вину.

 

Я не уверен, что могу читать вам мораль…

 

Но думаю, что если чуть больше одаренных, талантливых и умных людей дадут себе труд задуматься над сутью идей, с которыми они играют, над тем, чьи интересам ставят на службу свой дар, мир станет лучше.

 

Не знаю, случится ли это.

 

Судите сами.



 

ПРИРОДА УМА

 

Мы не хотим никого судить, мы не хотим ни о чем рассуждать – скажете вы.

 

Мы простые люди, и хотим приобрести ценные таланты, чтоб выгодно продать их богатым господам и купить себе много всяких вещей. А о морали оставьте умствовать тем, кто не имеет нужды в деньгах.

 

Я же, услышав вас, обозлюсь, разобью оземь каменные скрижали, и вновь прокляну жрецов золотого тельца… но вспомню, что вы люди, и прощу.

 

К тому же, кажется я не взял скрижалей.

 

Что же касается средств, как найти и развить свой дар, это большая тема, и мы непременно поспорим о ней. В другой раз.

 

Сейчас я скажу лишь, что ум сделан с большим запасом, и в каждом припасено довольно талантов. То есть, каждый из нас является обладателем не одного, а сразу многих даров. Вселенная бесконечно щедра.

 

И даже те, кто известен как гений, не развили в себе и половины.

 

А еще я скажу вам…

 

Я скажу, что ваш ум является светом. Но не в том переносном смысле, как вы привыкли воспринимать эту старую правду.

 

А в самом прямом, безусловном и явном.

 

Кстати, он никогда не гаснет. Но вы все равно не поймете, и истолкуете эти слова на свой лад, против чего я не стану слишком возражать.

 

В конце концов, это ваш ум и ваше понимание, а не мое.

 

Так что, на этом все.



 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. *Все ваши так называемые философские вопросы, и бесконечные споры о них, суть лишь следствие неправильного употребления языка… -

 

Данное высказывание часто приписывают Людвигу Витгенштейну.

 

Он был одним из крупнейших философов и исследователей языка ХХ века, но… на самом деле первым это сказал один парень в Индии 25 веков назад.

 

Он говорил, что смысл не содержится в словах и фразах, как зверь в клетке, но ваш ум сам помещает его туда, наделяя слова и тексты своим значением, ценностью и смыслом, сообразно привычкам, обычаю и вкусу.

 

Он утверждал что все дхармы – то есть все значения и смыслы – пусты, то есть не имеют фиксированного содержания и от роду присущей им сути.

 

Они пусты, как пуст стоящий пред вами пустой стакан.

 

Лишь мы собственным умом решаем, каким содержанием его наполнить, будь то вода, вино, сладкий сок, или даже песок или что-то еще. При этом мы выбираем из того что есть в нашем доме у нас под рукой.

 

Одни наполнят свой стакан одним содержимым, другие иным, а затем спорят, какое из них настоящее, злятся, а часто и бьют друг друга.

 

Но все что вы поместили в стакан, вы привнесли в него сами, своей рукой.

 

И можете в любой миг убрать, и поместить иное.

 

Решать вам.



 

2. **Чем отличаются талант, артха, до и гунн-фу…

 

Это слова и понятия, используемые для обозначения творческого дара и высших степеней мастерства в европейской, индийской, японской и китайской культурах.

 

Я рассказал вам историю появления слова талант в нашей культуре в его нынешнем значении, и должен сказать, что и у всех прочих слов этого ряда есть свои, столь же причудливые и удивительные истории и нюансы смысла.

 

Может, как-нибудь в другой раз я расскажу о них.

 

Сейчас я лишь обращу ваше внимание, что если бы русская культура и впрямь была какой-то евразийской, как сейчас модно верить, а не вполне европейской…

 

То в мышлении и речи у нас были бы заимствования не из римской и иудейской культур, а из китайской, японской, индийской и тюркской. А вы бы спорили, как соотносится меж собой вся эта безумная куча понятий и слов.

 

Ибо многие из вас верят, что слова равны вещам, и даже важней их.

 

Впрочем, о пустоте слов я уже говорил.

 

Слова пусты.



 

Продолжение

 

О том как стать гением и теории сверхсознания, о непостижимой и величественной природе мысли, тайных тантрических практиках для развития ума и многом другом, читайте в следующих статьях. Они появятся уже скоро.

 

Как стать гением
Гений ли вы