Побежденные. Сценарий к сериалу. Серия 16

Андрей Карелин
АНДРЕЙ КАРЕЛИН © 2011


СОДЕРЖАНИЕ:
Нина спешит к Коменданту и пытается ему объяснить, что конвоиры, убившие Родиона и арестовавшие Сергея Петровича, превысили служебные полномочия. Но выясняется, что Комендант целиком на стороне конвоиров – в этих местах он Царь и Бог. При желании, он может повесить ссыльных без суда и следствия. Сергею Петровичу инкриминируют оказание неповиновения властям. Комендант, тем не менее, обещает разобраться. Дашков приглашен на завтрак к Бологовским уже в качестве жениха Аси. Неожиданно в квартире Бологовских раздается телефонный звонок и просят Дашкова. Это Фроловский, который убедился в том, что на всех вокзалах Ленинграда, в портах, установлена слежка: у касс стоят агенты ГПУ, ищут сбежавшего мужчину, лет 30… Ася ухаживает за маленьким сынишкой Хрычко – Павлеткой. Дашков говорит ей, что Фроловскому нужна помощь. Фроловский просит Дашкова помочь с покупкой билета в Хельсинки. Дашков не может купить билет сам, так как его приметы (мужчина, 30 лет) в целом совпадают с приметами Фроловского. Да и где взять деньги? Билет не дешев… В квартире Фроловского, наверняка, засада. Кто же может пойти туда за деньгами? Леля! – решают Дашков и Ася. Она лаборант рентгенкабинета, может прийти под видом обхода, взять деньги у матери Фроловского, Татьяны Ивановны, не вызвав подозрений… передать весть от сына о том, что он жив и бежит за рубеж. Преодолевая страх, Леля соглашается, приходит и встречает засаду. В сложнейших условиях Татьяне Ивановне Фроловской и Леле удается обменяться условными знаками. Леля забирает деньги на билет. Ася покупает билет Фроловскому (ее приметы не вызывают подозрения у агента ГПУ, дежурящего у кассы). Тем временем, Сергей Петрович возвращается к Нине, она безмерно рада, но радость оказывается кратковременной. Сергей Петрович получил полгода лагерей, как и Яков Горфункель, он проведет их вместе с бандитами и убийцами. Нине предписано покинуть поселок… Паром уходит через час… Этот час – их прощание. Навсегда? Возможно. Елочка провожает на вокзал Доктора Муромцева. Они также прощаются, стараясь скрыть слезы. Доктор выслан в Актюбинск. Фроловский забирает в означенное время билет у Дашкова, успев признаться в том, что он любит Асю. За Фроловским гонятся агенты ГПУ, не заметившие момента передачи… Фроловский бросается под поезд и погибает.
 
16.1 ИНТ. ФИНЛЯНДСКИЙ ВОКЗАЛ. УТРО.

Толкнув двери в здание старинного Финляндского вокзала, ФРОЛОВСКИЙ вошел и направился к кассам.

Он достал паспорт, в который были вложены деньги, мы увидели в нем фотографию ФРОЛОВСКОГО… и чужую фамилию: «Акимов Николай Иванович».   

Бессонная ночь, полная несчастий, переменила облик ФРОЛОВСКОГО. Всегда лощеный и уверенный в себе, сейчас он был просто уставшим, вымотанным человеком, за которым охотилось ГПУ. 

В нескольких десятках метрах от кассы ФРОЛОВСКОГО что-то насторожило, и он остановился.

У одного из окошек стоял ЧЕЛОВЕК СРЕДНЕГО РОСТА, который тайком посмотрел на фотокарточку и пристально оглядел людей, стоявших в очереди.

ФРОЛОВСКИЙ понял, что недооценил оперативность ГПУ. Стараясь смотреть в пол, не замедлять и не убыстрять шаг, он пересек большой зал Финляндского вокзала и направился ко второму выходу, у которого виднелась телефонная будка. 


16.2 ИНТ. КВАРТИРА АСИ. УТРО.

В это субботнее утро ДАШКОВ смотрел на АСЮ с тем удивительным чувством в глазах, которое называется обожанием.

АСЯ разливала чай.

МАДАМ несколько испытующе смотрела на  свою воспитанницу.

НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА видела взгляды, которыми обменивались АСЯ и ДАШКОВ, и улыбалась с некоторой тревогой.

За столом присутствовала также ЛЕЛЯ, которая будучи в курсе амурных историй АСИ и ДАШКОВА посматривала на двоюродную сестру с хитрецой и рассказывала про недавнюю встречу с ВЯЧЕСЛАВОМ.

ЛЕЛЯ
(со смешком). В какой-то момент мне даже показалось, что он меня преследует…

АСЯ
(иронично посмотрела на сестру).
Не волнуйся, дорогая, я  где-то читала, что мания преследования – не болезнь, а мечта многих девушек…

МАДАМ удивленно посмотрела на расшалившуюся АСЮ.

МАДАМ
(АСЕ). Милая моя, так говорить – не есть комильфо…

ЛЕЛЯ, не обращая внимания на АСЮ, продолжала.

ЛЕЛЯ
Посмотрели бы вы на угловатость этого Вячеслава, он ко мне обращался «Товарищ Леля».

ЛЕЛЯ и АСЯ весело рассмеялись.

НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА и МАДАМ, переглянувшись, сдержанно улыбнулись.

Только ОЛЕГ был серьезен.

ОЛЕГ
Этого юношу я беру под свою защиту… Он не заслуживает насмешек! Хотите, я сообщу о нем нечто такое, что очень говорит в его пользу?

Все внимательно слушали ОЛЕГА, заинтригованные его рассказом.

ОЛЕГ
Начнем с того, что пятнадцати лет он пошел добровольцем в красную армию и участвовал во взятии Перекопа, где получил ранение в руку...

ЛЕЛЯ удивленно вскинула большие ресницы:

ЛЕЛЯ
Но ведь вы были по другую сторону баррикад, поручик…

Раздался резкий звук: НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА от неожиданности выпустила из рук столовый нож и он со звоном ударился о тарелку.

НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА предосудительно посмотрела на АСЮ.

НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА
Ася, qu'est-ce que c'est?

АСЯ потупила взор, она чувствовала себя виноватой в том, что проболталась ЛЕЛЕ о происхождении ДАШКОВА. АСЯ подняла виноватый взгляд на ОЛЕГА.

АСЯ
Олег, прости, я всё рассказала Леле…

ДАШКОВ задумался на секунду, потом улыбнулся, как ни в чем не бывало…

ДАШКОВ
Всё тайное становится явным, а шила в мешке не утаишь… (ЛЕЛЕ). Вы совершенно правы, Елена Львовна… Был я по другую сторону…

ЛЕЛЯ чувствовала себя крайне неловко, словно сейчас, за этим завтраком ее уличили в краже кусочка чужой тайны.

ДАШКОВ поспешил сгладить остроту ситуации.

ДАШКОВ
Слушайте же дальше, милые дамы! Вячеслав натолкнулся однажды на мой заряженный револьвер и разрядил его, чтобы предотвратить возможное несчастье; через несколько часов после этого, во время ночного обыска, он не счел нужным заявить агентам ОГПУ о наличии у меня оружия. Далее: ему было известно из очень верного источника — от меня самого, — кто я по происхождению, но, вызванный в ОГПУ, он отвечал на все вопросы по поводу меня, что ему неизвестно ничего больше того, что стоит в моих документах. Он даже не нашел нужным сообщить о своем великодушии мне. Я об этом узнал другим путем…

НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА нахмурилась, неодобрительно посмотрела на ОЛЕГА.

НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА
Очевидно, он вам симпатизирует, но ради чего вы были так откровенны с ним?

ДАШКОВ посмотрел на НАТАЛЬЮ ПАВЛОВНУ задумчиво. Вероятно, он сам не знал правильного ответа на этот вопрос, и поэтому произнес:

ДАШКОВ
Я нашел, что так будет вернее, и, как видите, не ошибся…

МАДАМ с тревогой посмотрела на ДАШКОВА…

…затем на АСЮ, думая о чем-то своем, она сказала…

МАДАМ
И все-таки не следовало! Этому сорту людей доверять нельзя. Мало ли какой может быть на него нажим.

ДАШКОВ
(твердо). Какой бы ни был нажим, этот человек не предатель… за всей его серостью есть настоящая идейность, а это теперь так редко!

АСЯ звонко засмеялась.

АСЯ
Мало, что он не предатель, — он, по-видимому, благороден исключительно! Нельзя ли зазвать его к нам, приручить и пригреть?

НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА
(строго). Это уже крайность, которая ни к чему… Я в моем доме партийцев принимать не намерена.

Зазвонил телефон в коридоре. МАДАМ поднялась со своего места.

МАДАМ
Pardone…

МАДАМ вышла.

ЛЕЛЯ
(с гонором). Что бы то ни было… а я, хоть и не особенная сторонница бонтона, скажу, что в этом Вячеславе он доведен до минимума.

ОЛЕГ решил немного подразнить ЛЕЛЮ, буквально сгорающую от осознания своего высокого происхождения и превосходного воспитания.

ДАШКОВ
Я уверен, что девушка, которая свяжет с ним когда-нибудь свою судьбу, будет счастливее очень многих и сможет заслуженно гордиться им — это человек долга!

Головка ЛЕЛИ горделиво и возмущенно вскинулась.

На пороге появилась удивленная МАДАМ.

МАДАМ
Олег Андреевич… Это… вас…


НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА, АСЯ, ЛЕЛЯ и МАДАМ удивленно смотрели на ДАШКОВА. Никто из них не ожидал, что в квартире БОЛОГОВСКИХ его могут позвать к телефону.

ДАШКОВ, несколько растерянный, встал, легко поклонился НАТАЛЬЕ ПАВЛОВНЕ.

ДАШКОВ
Вероятно, это какая-то ошибка, извините меня, дорогие дамы…

ДАШКОВ вышел из комнаты.


16.3 ИНТ. КОРИДОР В КВАРТИРЕ БОЛОГОВСКИХ. УТРО.

ДАШКОВ взял трубку, лежавшую на столике, поднес ее к уху.

ДАШКОВ
Вас слушают…

В ухо ему плеснул знакомый голос.

ГОЛОС ФРОЛОВСКОГО
Олег…

ДАШКОВ оглянулся на скрип соседней двери.

Из «апартаментов» семейства потомственного пролетария ХРЫЧКО, вышел сам хозяин, смеривший ДАШКОВА ироничным взглядом, хмыкнувший, и направившийся к входным дверям. Судя по наряду – засаленному ватнику, кирзовым сапогам и нахлобученной на голову шапке – в этот ранний час ХРЫЧКО шел на работу.

ДАШКОВ
(напряженно вслушиваясь в тишину на том конце провода, повторил). Слушаю вас, говорите…

Рука ДАШКОВА, почуявшего беду, нервно сжала черное тельце эбонитовой телефонной трубки.


16.4 ИНТ. ТЕЛЕФОННАЯ БУДКА НА ОДНОЙ ИЗ УЛИЦ ЛЕНИНГРАДА. ДЕНЬ.

ФРОЛОВСКИЙ, находившийся в телефонной будке, затравленно оглянулся.

ФРОЛОВСКИЙ
Сегодня ночью у меня были гости… Нагрянули незадолго до пяти утра…

ГОЛОС ДАШКОВА
Без паники… Что ты думаешь делать?

ФРОЛОВСКИЙ
(дрогнувшим голосом). Олег, я попрощался с матерью, мне нужно бежать…

Мимо ФРОЛОВСКОГО…

…равнодушно проходили люди…

…в лицо каждого ВАЛЕНТИН ПЛАТОНОВИЧ вглядывался, готовый в любой момент сорваться с места и бежать.

Рядом с ФРОЛОВСКИМ стоял чемодан.

Мы увидели, как ЧЕЛОВЕК В КЕПКЕ отделился от толпы и направился прямо к дверям телефонной будки.

ФРОЛОВСКИЙ
(в трубку). Олег, у меня есть паспорт на чужое имя… Поезд в Хельсинки уходит в семь часов… Но я не могу купить билет… Наверняка на вокзалах есть мои приметы…

ГОЛОС ДАШКОВА 
(тихо). Но ведь и за мной могут следить…

ФРОЛОВСКИЙ
Верно… они будут искать мужчину наших лет… Поэтому билет должен купить кто-то другой…

ЧЕЛОВЕК В КЕПКЕ резко постучал монетой в стекло телефонной будки.

ЧЕЛОВЕК В КЕПКЕ
Открывай давай…

ФРОЛОВСКИЙ резко обернулся, взглянул на…

…ЧЕЛОВЕКА В КЕПКЕ.

ФРОЛОВСКИЙ
(в трубку). Если тебя не будет за 10 минут до отхода поезда – я погиб!

ГОЛОС ДАШКОВА
Где встречаемся?

ФРОЛОВСКИЙ
У памятника Ленину…

ФРОЛОВСКИЙ повесил трубку, открыл дверь телефонной будки.

ЧЕЛОВЕК В КЕПКЕ сплюнул себе под ноги.

ЧЕЛОВЕК В КЕПКЕ
(неприязненно). Телефонная будка – не личная уборная, другим тож звонить надо!

ФРОЛОВСКИЙ, ничего не ответив, ушел прочь.


16.5 ИНТ. КОРИДОР В КВАРТИРЕ БОЛОГОВСКИЙ. УТРО.

ДАШКОВ медленно повесил трубку и задумался: как спасти старого друга? Как распахнуть перед ним эту дверь, дверь в новую жизнь? Как подарить ему свободу… 

До него донеслись веселые голоса АСИ и ЛЕЛИ.

ДАШКОВ перевел взгляд на дверь в комнату АСИ. Кажется, ему в голову пришла спасительная мысль.

В комнате ХРЫЧКО послышался плач ребенка.

АСЯ вышла из комнаты, улыбнулась ДАШКОВУ лучезарной улыбкой и посмотрела на дверь комнаты. Она знала, что ребенок один.

АСЯ
Это так ужасно, когда плачут маленькие дети…

АСЯ направилась в комнату ХРЫЧКО, не задумываясь, распахнула дверь.


16.6 ИНТ. КОМНАТА ХРЫЧКО. ДЕНЬ. ГОЛОВКИНА

АСЯ вбежала в комнату ХРЫЧКО. На полу сидел мальчик, заливаясь слезами.

ПАВЛИК
Что ты все плачешь, Павлик, или Эдька опять обидел?

ГОЛОС ее прозвучал глубокой нежностью.

ПАВЛИК
Мамка ушла, папка ушел… Кушать оставили, а Эдька всё съел…

АСЯ провела ладонью по светлым волосам мальчугана и быстро вышла из комнаты.


16.7 ИНТ. КОМНАТА БОЛОГОВСКИХ. ДЕНЬ. ГОЛОВКИНА

АСЯ быстро налила в чашку киселя, приготовленного МАДАМ в честь кандидата на русский престол, — так она с некоторых пор именовала ДАШКОВА, столовавшегося у них в последние дни.

Взяв из буфета серебряную ложечку, АСЯ поспешила в комнату к ХРЫЧКО.

НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА, ЛЕЛЯ и МАДАМ провожали ее удивленными взглядами.

НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА
Ася? Что это? Может быть, не стоит?

АСЯ обернулась, просительно посмотрела на бабушку.

АСЯ
Он там совсем один и… плачет!

Она выпорхнула из комнаты настолько быстро, что забыла прикрыть за собой дверь.

16.8 ИНТ. КОРИДОР В КВАРТИРЕ БОЛОГОВСКИХ. УТРО.

Наблюдая за АСЕЙ, кормившей с ложечки маленького ПАВЛИКА…

…ДАШКОВ стоял, прислонившись к дверному косяку комнаты ХРЫЧКО.

Судя по выражению его лица, он не был в восторге от затеи помогать семье пролетария.

ДАШКОВ
(АСЕ). Мне нужно поговорить с тобой…

АСЯ обернулась, держа серебряную ложечку в руках…

…и ласково посмотрела на ДАШКОВА.

АСЯ
Еще минуту! Он такой голодный…

ДАШКОВ улыбнулся, в эти минуты он представил АСЮ матерью, на мгновение забылся отчаянный крик ФРОЛОВСКОГО о помощи.

ДАШКОВ любовался АСЕЙ.


16.9 НАТ. УЛИЦА В ПОСЕЛКЕ КЛЮКВЕНКА. УТРО.

К дому КОМЕНДАНТА бежала НИНА. Ее волосы были растрепаны, сапоги, выдержавшие два долгих, изнуряющих перехода, залепила грязь…

Подбежав к дому КОМЕНДАНТА, НИНА остановилась на секунду.

Из открытого окна в это теплое даже в этих широтах майское утро доносился голос ДОЧЕРИ КОМЕНДАНТА, не отличавшейся особыми вокальными данными.

16.10 ИНТ. ИЗБА КОМЕНДАНТА. ДЕНЬ.

Рывком распахнув дверь, НИНА влетела в дом КОМЕНДАНТА.

КОМЕНДАНТ спокойно сидел за столом и склеивал из маленьких деревянных деталей аэроплан…

Стараясь говорить как можно спокойнее, собирая всю свою волю на предстоящий тяжелый разговор, НИНА произнесла:

НИНА
Здравствуйте, товарищ комендант…

КОМЕНДАНТ с долей сожаления взглянул на недоделанный аэроплан, затем, крякнув от натуги, поднялся навстречу НИНЕ.

КОМЕНДАНТ
А-а-а… Товарищ артистка… какими судьбами?

НИНУ выдавал дрожащий голос, в котором смешались и обида, и усталость, и ужас, пережитый ею во время последнего перехода.

НИНА
Вот решила заглянуть к вам, выяснить одно недоразумение. Вы позволите мне войти?

От КОМЕНДАНТА не ускользнуло ее состояние.

КОМЕНДАНТ
(дружелюбно, но с оттенком досады). Просим, просим, товарищ артистка!.. Садитесь. Не желаете ли пивца холодного? Дочка уж мне житья не дает: когда же твоя знаменитая певица меня послушает?

НИНА мило улыбнулась КОМЕНДАНТУ.

НИНА
(с дрожью в голосе). Это очень приятно, товарищ комендант… Но прежде я хотела бы переговорить с вами по поводу сегодняшнего инцидента. Ваш помощник, очевидно, уже представил вам рапорт?

КОМЕНДАНТ чуть нахмурил брови, в его тоне почувствовались льдинки подозрения.

КОМЕНДАНТ
Вы это о чем, гражданочка?

Обращение «гражданочка» резало слух НИНЫ, и она поморщилась:

КОМЕНДАНТ до сих пор не удосужился узнать ее имя и отчество.

НИНА
Ваш помощник стрелял в ссыльного. Я шла с этой партией согласно вашему разрешению и была невольной свидетельницей.

Спазм сжал горло НИНЫ, на глаза навернулись слезы.

КОМЕНДАНТ смотрел на нее с некоторым оттенком удивления, чуть иронично, словно взглядом пытался напомнить НИНЕ о тех своих предостерегающих словах о нелегкой судьбе ссыльных и лагерных, которые, увы, НИНА пропустила мимо ушей.

КОМЕНДАНТ
(чуть иронично). Так, так, гражданочка, точно. Что ж дальше? Подчиненный мой действовал согласно инструкции. Над нами ведь тоже начальствуют, доложу я вам.

КОМЕНДАНТ, всё же, подошел к столу и налил себе из большого кувшина холодного пива.

НИНА смотрела на это безразличие и хладнокровие с неподдельным ужасом.

КОМЕНДАНТ
Когда ссыльные находятся в пути, большого числа конвойных мы предоставить не можем, и существуют особые правила поведения, о которых мы предупреждаем конвоируемых. Эти правила были зачитаны.

КОМЕНДАНТ искоса глянул на НИНУ.

КОМЕНДАНТ
Вы их слышали?

НИНА
(оторопело). Слышала…


КОМЕНДАНТ
(улыбнувшись). Вот видите… даже вы их слышали. Никакого упущения по службе не было — могу вас уверить! Нам с вами говорить-то об этом не для чего. Ну, разумеется, вы человек непривычный: вам оно... страшновато показалось. Забудьте думать, гражданочка; забудьте — вот и вся недолга!

НИНА недоумевающе смотрела на КОМЕНДАНТА.

НИНА
(дрогнувшим голосом). За… забыть?

КОМЕНДАНТ сделал большой глоток из кружки и даже зажмурился от удовольствия.

КОМЕНДАНТ
Ага… Забыть… Мой вам совет: от ссыльных лучше держитесь подальше; особенно пятьдесят восьмых — неспокойный народ! Должен я вам сказать — с уголовниками куда легче: свои ребята! А эти пятьдесят восьмые нас, советских людей, презирают и все в лес смотрят.
 
КОМЕНДАНТ спокойно сел за стол и придирчиво осмотрел самолет.

Глухое, больное возмущение, накипавшее в НИНЕ, комком давило ей в грудь и сжимало виски до дурноты. Упущения по службе не было! Ему все равно, что погиб талантливый, милый, жизнерадостный юноша! Важно, что соблюдены все правила, при которых разрешается безнаказанно стрелять в человека.
НИНА сделала усилие, чтобы овладеть собой, и сказала спокойно:

НИНА
Я не собираюсь обвинять вашего помощника в нарушении правил: это меня не касается. Я хотела узнать, за что вы задержали моего мужа, ради которого я так далеко приехала. Могу вас уверить, что ровно ни в чем не провинился. Я здесь могу пробыть считанные дни, поэтому решаюсь обратиться к вам с просьбой освободить его как можно скорей.

И опять ей перехватило голос.

КОМЕНДАНТ продолжал играть с ней в какую-то свою игру, начало которой было положено еще тогда, когда он разрешил ей сопровождать СЕРГЕЯ ПЕТРОВИЧА в КОЛПАШЕВО и выходить там за него замуж.

КОМЕНДАНТ
Подождите, подождите, гражданочка: дайте я справлюсь в рапорте — я не упомнил фамилии. Минуточку.

Он вышел из комнаты, послышался его голос, обращенный к дочери…

ГОЛОС КОМЕНДАНТА
Ай ты моя стрекоза сладкоголосая… Певучая… Ну подожди уже, скоро тебя артистка послушает…

НИНЕ казалось, что у нее подкашиваются ноги. Она с трудом владела собой и была на грани обморока.

КОМЕНДАНТ  вернулся с листом бумаги и с очками на носу, придававшими ему несколько комический вид.

КОМЕНДАНТ
Как фамилия вашего супруга, гражданочка?

НИНА
Бологовский Сергей Петрович…

КОМЕНДАНТ, напряженно шевеля губами, водил пальцем по листу.

Эта пауза, длившаяся всего несколько секунд, показалась НИНЕ вечностью. 


КОМЕНДАНТ
Так, так; совершенно верно; Бологовский под арестом…

КОМЕНДАНТ издалека показал НИНЕ рапорт КИРГИЗА, ткнув пальцем в одну из строчек.

КОМЕНДАНТ
«Пытался возмутить против конвоя...» — видите ли, какая штука! Это вам не фунт изюма, гражданочка! Вы извините: я попросту.

НИНА
(резко, зло). Это ничего, что попросту. Я тоже с вами буду говорить попросту. Товарищ комендант, вы информированы неправильно! Снимите показание с меня, допросите всех шедших в партии, и вам станет ясно!

КОМЕНДАНТ поморщился, взглянув на НИНУ взглядом, который не предвещал ничего хорошего.

КОМЕНДАНТ
(спокойно). Я не собирался заваривать дела и чинить допрос по всей форме, гражданочка… Домашним образом думал справиться. Тут, чего доброго, нагореть может, ежели пойдет по законной линии. Число конвойных я, видите ли, выделил недостаточное и в Колпашеве людей отпускал только по моей мягкости — одолевали меня с просьбами: кому к доктору, кому просьбу подать, кому устроить вызов по специальности...

КОМЕНДАНТ посмотрел на НИНУ внушительно.

КОМЕНДАНТ
Кому, как вам, жениться приспичило…
А по всей строгости оно бы не следовало, да где уж, думаю, вам одной по тайге шататься... Ну, а начальство может косо на это поглядеть: мирволит, скажет!

Невольно шире открылись глаза НИНЫ: так этот держиморда опасался обвинений не в самоуправстве или жестокости, а, напротив — в мягкосердечии и гуманности! Хороши же были типики, сидящие над ним, уже кончившие школу палачей! Но, так или иначе, а огласки этот великолепный администратор не желал!

НИНА тотчас это учла и очень дипломатично сказала:

НИНА
Могу вам обещать, что если мне случится говорить о происшедшем в Томске, я приложу все усилия, чтобы не повредить вам.

КОМЕНДАНТ снял очки, злая усмешка скользнула по его лицу.

КОМЕНДАНТ
(насторожено). А с кем это вы намерены говорить?

НИНА решила пойти ва-банк и храбро солгала.

НИНА
Я знакома кое с кем в Томске… Отнюдь не желаю бегать по учреждениям, но придется, по-видимому, выручать мужа, если вы не пожелаете его выпускать.

КОМЕНДАНТ посмотрел на НИНУ с прищуром.

КОМЕНДАНТ
А вы не угрожаете ли мне? Я ведь при исполнении…

НИНА прямо смотрела в глаза КОМЕНДАНТУ.

16.11 НАТ. УЛИЦА ВОЗЛЕ ДОМА АСИ. ДЕНЬ.

ДАШКОВ шел рядом с АСЕЙ, лицо его было крайне серьезным, говоря о ФРОЛОВСКОМ, он непрестанно думал об одном: имеет ли он право втягивать свою невесту в это опасное предприятие под названием «Спасение красноармейца Фроловского от его соратников».

Нам стал слышен их разговор.

ДАШКОВ
Я не скрою от тебя, Ася… В ГПУ его расспрашивали обо мне…

АСЯ встревожено посмотрела на ФРОЛОВСКОГО.

АСЯ
Что он им сказал?

ДАШКОВ покачал головой.

ДАШКОВ
Ничего… В благородстве Фроловского я не сомневаюсь…

АСЯ
Мы должны спасти его…

ДАШКОВ
(торопливо). Я хочу, чтобы ты понимала… Это риск… Покупка тобою билета до Хельсинки, разумеется, подозрений не вызовет… Но… Ты становишься соучастницей его побега…

АСЯ посмотрела в глаза ДАШКОВУ и светло улыбнулась ему.

АСЯ
Разве ты – нет?

ДАШКОВ
(хмуро). Рано или поздно за мной придут, как сегодня ночью за ним… И на твоем месте я бы еще раз подумал, хочешь ли ты быть моей…
 
АСЯ обняла ДАШКОВА, прижалась к его груди.

АСЯ
Я буду молить Господа, чтобы эта ночь в твоей жизни не настала никогда…

ДАШКОВ прижал ее к себе.

АСЯ взглянула ему в глаза.

АСЯ
Но где мы возьмем деньги на билет?

ДАШКОВ задумался.

ДАШКОВ
Моя зарплата только через шесть дней…

Ему было крайне неловко, не менее неловко было АСЕ.

АСЯ
Бабушка отдала сегодня свое обручальное кольцо в комиссионный магазин, но деньги будут только…

ДАШКОВ махнул головой, словно отгоняя самую сумасбродную на свете мысль, которая, тем не менее, вкралась в его голову и никак не хотела уходить из нее.

ДАШКОВ
Татьяна Ивановна… Его мать… Но идти к ней – это безумие…

АСЯ покачала головой.

АСЯ
Идти к ней – это единственный выход, если мы хотим спасти Фроловского…

В какое-то мгновение ДАШКОВ понял, что решимость АСИ больше, чем решимость и отчаяние ДАШКОВА, хотевшего спасти старого друга. 

Из дверей подъезда вышла загостившаяся ЛЕЛЯ.

АСЯ увидела ЛЕЛЮ, и лицо ее озарила улыбка.

 АСЯ
Я, кажется, знаю, как мы это сделаем…

ДАШКОВ не понимал, о чем идет речь.
 
16.12 ИНТ. ИЗБА КОМЕНДАНТА. ДЕНЬ.

КОМЕНДАНТ подошел к НИНЕ практически вплотную. Он несколько иронично, ничуть не боясь, смотрел на НИНУ, затем спросил. 

КОМЕНДАНТ
Стало быть, запугать хотите? Доложу я вам, ничего не выйдет: я в партии с семнадцатого года, старый чекист, и заслуги мои всем хорошо известны; партийных взысканий не имел, стою твердо — не подкопаетесь.

НИНА покачала головой.

НИНА
Припугивать вас я не собираюсь, но если вы не хотите дать делу законный ход…

КОМЕНДАНТ
(пытливо, иронично). То что?

НИНА
(собравшись с духом). …тогда прикажите выпустить задержанных, а что значит «кончить домашним образом» — я не понимаю! Ведь вы должны же будете отчитываться перед Томском в гибели ссыльного и в аресте двух других?

КОМЕНДАНТ рассмеялся, снова отпил из кружки, которую держал в руках.

Кислый запах домашнего пива ударил НИНЕ в лицо.

КОМЕНДАНТ
Никак нет, гражданочка! Ссыльных у нас тысячи, и они вверены мне бесконтрольно. У нас в тайге и на дорогах задаром, без следа, пропадают люди самые полноправные, а не то что высланные! Конечно, когда идет судебный процесс, за каждого из подсудимых тюремный персонал отвечает своею головой, но у меня здесь или осужденные, или административно-высланные. Таких тысячи в каждом из здешних районов. Где тут отчитываться в каждом? Погиб и погиб — довольно, что знаю я.

Отчаяние в этой заведомо проигранной борьбе с всесильным режимом местных властей, видимо, отразилось на лице НИНЫ, в глазах ее стояли слезы…

КОМЕНДАНТ, увидев это, чуть смягчился и сказал более человечным голосом.

КОМЕНДАНТ
Засадил я тех двоих за нарушение дорожной дисциплины; сегодня выберу времечко и допрошу. Тогда сам увижу, что мне с ними делать. На моем участке я могу распоряжаться, как сам нахожу нужным, — запомните, гражданочка! Хоть повесить, ежели заблагорассудится; но я, имейте в виду… не суров.

КОМЕНДАНТ усмехнулся НИНЕ еще раз.

КОМЕНДАНТ
И для знаменитой артистки всегда рад стараться…

НИНА взяла рукой забрызганную грязью юбку, как взяла бы шлейф, спускаясь с эстрады.

НИНА
Когда будет известно ваше решение?

КОМЕНДАНТ взглянул на часы с кукушкой, висевшие на стене. Время перевалило за 12…

КОМЕНДАНТ
Сегодня к вечеру ждите…

НИНА
(убито). Я вас поняла, товарищ комендант…

Сохраняя достоинство, НИНА вышла.

КОМЕНДАНТ тяжело посмотрел ей вслед и сокрушенно покачал головой, словно еще раз осудил то безумие, на которое решилась НИНА – стать женой ссыльного и бесправного человека…

16.13 НАТ. ВОКЗАЛ. У ПОЕЗДА. ВЕЧЕР. 

ДОКТОР МУРОМЦЕВ молча смотрел в лицо ЕЛОЧКИ.

Рядом с ним стоял чемодан, поезд отправлялся через несколько минут.
 
ДОКТОР МУРОМЦЕВ ободряюще посмотрел на ЕЛОЧКУ.

МУРОМЦЕВ
…они еще не раз вспомнят меня, когда в палатах у них начнутся смертные случаи от послеоперационного сепсиса. Бог видит, как я опасаюсь этого…

ЕЛОЧКА подняла свои заплаканные глаза и посмотрела на последнего родного человека в этом мире, с которым ей было суждено расстаться… Она чувствовала, что они расстаются навсегда…


ЕЛОЧКА
Неужели мы больше никогда не увидимся…

МУРОМЦЕВ посмотрел на племянницу внимательно и серьезно.

МУРОМЦЕВ
Я не приемлю два слова: навсегда и никогда… Ты ведь знаешь это… (Улыбнулся). А еще я не переношу женских слез…

ЕЛОЧКА кивнула головой, улыбнулась МУРОМЦЕВУ в ответ и вытерла слезы рукой.

МУРОМЦЕВ посмотрел на суетящихся возле вагона людей, некоторые из них были явно такими же как он… «Высельники» - как называли их проводники, меняя в страшном слове «висельник» лишь одну букву…


 МУРОМЦЕВ
(продолжил). В этом Богом Актюбинске тоже живут люди и меня там ждет не смерть, но жизнь… потому что… душу свою… я им не продал… А тех, кто продал, ждет та же пропасть… что и Злобина…


ЕЛОЧКА прижалась к плечу дяди и, не выдержав, зарыдала.

ЕЛОЧКА
Мне жутко… так невыносимо жутко оставаться одной… За что они нас так…

Раздался гудок паровоза.

МУРОМЦЕВ нежно прижал к себе ЕЛОЧКУ и задумчиво, глядя не на заплеванный перрон, а, словно, куда-то в свое прошлое произнес…

МУРОМЦЕВ
Знаешь… Я часто вспоминаю тот день, когда красные устроили резню в госпитале и чудом уцелел Олег Дашков…

ЕЛОЧКА ловила каждое слово МУРОМЦЕВА, которое, она знала, было его устным завещанием для нее…

МУРОМЦЕВ
И мне становится легче, когда я вспоминаю слова Господа нашего… «Что же ты печалишься? Неужели ты  думаешь, что я оставлю их безнаказанными?»

ГОЛОС ПРОВОДНИЦЫ
Отправляемся!

МУРОМЦЕВ быстро поцеловал ЕЛОЧКУ и стал на подножку вагона.

ЕЛОЧКА не шла за тронувшимся поездом… Ей не хотелось, чтобы кто-то понял, насколько тяжело ей дается это расставание… 

Но она  долго смотрела на скрывающееся вдали лицо МУРОМЦЕВА в дверном проеме вагона, пытаясь запечатлеть его в памяти навечно.


16.14 НАТ. УЛИЦА В НЕСКОЛЬКИХ КВАРТАЛАХ ОТ ДОМА ФРОЛОВСКОГО. ВЕЧЕР.

ЛЕЛЯ удивленно посмотрела на АСЮ.

ЛЕЛЯ
Но как она узнает меня, если у меня не будет возможности ей сказать всё прямо…

АСЯ держала в руке маленькую коралловую брошь, затем она протянула ее ЛЕЛЕ, которая по просьбе АСИ была одета в белый халат. 

АСЯ
Это подарил мне Валентин Платонович… Сказал, что из коралловой коллекции матери… Она не может не узнать…
 
ЛЕЛЯ кивнула головой, посмотрела…

…на ДАШКОВА, который стоял рядом.

АСЯ
(ЛЕЛЕ). Ты всё поняла?

ЛЕЛЯ
(улыбнулась по-детски, немного виновато). Страшно…

ДАШКОВ положил ей руку на плечо.

ДАШКОВ
Леля… Это ваш выбор… вы можете отказаться и тогда мы будем искать другой выход… (Горячо, сердечно). Мы поймем вас и, клянусь памятью матери, вы никогда не услышите от нас ни слова укора…
 
АСЯ испытующе смотрела в лицо двоюродной сестры.

ЛЕЛЯ оглянулась.

…Там, вдалеке, за вторым поворотом виднелся дом ФРОЛОВСКОГО…

ЛЕЛЯ
(Кивнула головой). Я сделала свой выбор… Я иду…

ЛЕЛЯ улыбнулась им еще раз и достаточно бодро зашагала по мостовой.

АСЯ и ДАШКОВ переглянулись…

…АСЯ смотрела на ДАШКОВА с улыбкой, словно хотела сказать, что она никогда не сомневалась в храбрости своей сестры…

ДАШКОВ не улыбался, ему казалось, что его любимая АСЯ слишком легкомысленно относится к очень опасной ситуации…


16.15 ИНТ. ПОДЪЕЗД В ДОМЕ ФРОЛОВСКОГО. ВЕЧЕР.

ЛЕЛЯ поднималась вверх по лестнице. У нее заметно дрожали руки, в которых она сжимала маленький медицинский портфельчик.

Остановившись на лестнице, она перевела дыхание, которое вдруг стало прерывистым… Сердце бешено колотилось в ее груди. В глазах был дикий испуг.

ЛЕЛЯ
(сама себе, едва слышно). Нельзя… нельзя бояться… Нельзя!

Неожиданно на лестничном пролете этажом выше раздался шорох. ЛЕЛЯ подняла голову.

НЕЗНАКОМЫЙ МУЖЧИНА перегнулся через перила лестницы и внимательно вглядывался в лицо ЛЕЛИ.

Отступать было поздно, ЛЕЛЯ решительно подошла к двери с номером 37, на которой виднелась табличка.

ТАБЛИЧКА НА ДВЕРИ
Фроловские  - 1 раз, Гуляевы – 2 раза, Сафроновы – 3 раза…

ЛЕЛЯ нажала на кнопку.

Длинный пронзительный звонок разорвал тишину в глубине квартиры.

Дверь распахнулась.

На пороге стояла ТАТЬЯНА ИВАНОВНА, глаза ее были заплаканы.

ЛЕЛЯ вслушалась в тишину квартиры, которая казалась вымершей.

ЛЕЛЯ
(вежливо, сочувствующе). Татьяна Ивановна?

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА напряженно кивнула головой, на ее лице было удивительное, испуганное выражение, словно она каждую секунду ожидала выстрела в спину…

ЛЕЛЯ хотела было сказать, кто она и зачем пришла…

Но за спиной ТАТЬЯНЫ ИВАНОВНЫ в глубине квартиры вдруг вырос ХУДОЙ, долговязый мужчина в мятом коричневом пиджаке.

ЛЕЛЯ почувствовала неуловимое движение слева: по лестнице тихо, как кошка, спускался НЕЗНАКОМЫЙ МУЖЧИНА, внимательно смотревший на ЛЕЛЮ.

НЕЗНАКОМЫЙ МУЖЧИНА
(ЛЕЛЕ, коротко). Заходим в квартиру…

Перепуганная до безумия ЛЕЛЯ, посмотрев в бледное от ужаса лицо ТАТЬЯНЫ ИВАНОВНЫ, переступила порог и оказалась в квартире.

НЕЗНАКОМЫЙ МУЖЧИНА быстро взглянул…

…в лестничный пролет, словно проверяя, пришла ли ЛЕЛЯ одна, и, скрылся в квартире…

…закрыв за собой дверь с номером 37.

16.16 ИНТ. МАЗАНКА СЕРГЕЯ ПЕТРОВИЧА В ПОСЕЛКЕ КЛЮКВЕНКА. ВЕЧЕР.

НИНА озябла и проголодалась — волей-неволей пришлось растапливать печь, варить картофель и кипятить воду.

Она думала о том, что ей страшно будет провести одной ночь: хата на краю, за ней пустое поле, а за полем тайга, которая глухо шумит. Вокруг — ни души. Пошел дождь, но даже этот равномерный, убаюкивающий звук ничуть не успокаивал ее.

То ей чудились шаги за дверьми, и она, замирая, прислушивалась, не зная сама, чего ждет и чего боится, то чудился вой волков. Детский суеверный страх все больше овладевал ею: наводили ужас темные углы пустой хаты — они, казалось, жили угрюмой, таинственной жизнью, и там, в глубине, в паутине, роились и прятались призраки.

Над ней начала протекать крыша; сначала падали отдельные редкие капли, потом забарабанило частой дробью; она не шевелилась — страшно было выйти за освещенный круг. Однако течь скоро стала настолько сильной, что волей-неволей пришлось вылезти, чтобы сохранить сухими теплые вещи, которыми она была накрыта.

Она встала и посмотрела дальние углы, то увидела, что течью захвачен еще один угол и могут промокнуть ноты и скрипка. Сердце ее больно сжалось при взгляде на скрипку:

Она будто наяву услышала голос СЕРГЕЯ ПЕТРОВИЧА.

ГОЛОС СЕРГЕЯ ПЕТРОВИЧА
Я сыграю тебе Моцарта…
   
Дверь отворилась, НИНА вздрогнула, ожидая увидеть СЕРГЕЯ ПЕТРОВИЧА.

Но на пороге показалась БАБА В ВАТНИКЕ, она остановилась у притолоки, подперев красную щеку рукой.

НИНА
Что вам?

Словно прося не обращать на ее присутствие никакого внимания, БАБА В ВАТНИКЕ махнула рукой.

БАБА В ВАТНИКЕ
Ничаво, ничаво, родимая. Поглядеть на тебя пришла. Уж не прогневайся. Слух пошел по околице, что приехала женщина и вышла замуж за ссыльного…

НИНА подивилась и занялась дровами и чугуном.

Через несколько секунд она снова взглянула на дверь, баб было уже две, и обе глядели на нее, подперев щеки руками.

НИНА налила себе чай, поставила чашку на подоконник и села, досадуя на непрошенных посетительниц и стараясь уяснить, в чем кроется неожиданный интерес к ее особе. Должно быть, слух, что она только что зарегистрировалась с ссыльным, уже докатился — в представлении этих баб она была молодой девушкой, у которой сорвалась брачная ночь! Вот именно это и возбуждало их любопытство.

Она повернулась: баб было уже три, и все перешептывались, кивая на нее:

БАБА В ВАТНИКЕ
Лет за тридцать ей… Не меньше..

ТОЛСТАЯ БАБА
Чай не дура, а гляди… Приехала…

СТАРАЯ БАБА
Я слыхала в городе чаще с ума сходют… У них это… лектрификация влияет…
 
Нервы НИНЫ не выдержали: она ударила рукой по столу и вскочила:

НИНА
Да что же это здесь — театр, что ли? Бессовестные! Сердце-то у вас есть?

БАБЫ испугались и, может быть, даже пристыдились. Все три разом выбежали вон.

НИНА захлопнула за ними дверь.

Поднялся ветер и завыл в трубе, нагоняя тоску, ей опять делалось жутко, свеча, колеблясь неровным светом, уже рисовала устрашающие тени на закоптелом потолке, когда ей показалось, что кто-то шарит рукой за дверью.

НИНА
(раздраженно). Да кто там еще?

ГОЛОС СЕРГЕЯ ПЕТРОВИЧ
Нина, открой, это я!

НИНА распахнула дверь и выбежала под дождь навстречу мужу.


16.17 НАТ. ПОРОГ МАЗАНКИ СЕРГЕЯ ПЕТРОВИЧА. ВЕЧЕР.

Обнявшись, они стояли под дождем. НИНА, непрестанно целовала лицо мужа, затем, оторвавшись, наконец, от него она  задохнулась от радости и спросила с надеждой: 

НИНА
Тебя отпустили?!

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ кивнул головой.

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ
(радостно). Да… Ты произвела неизгладимое впечатление на коменданта…

НИНА потянула СЕРГЕЯ ПЕТРОВИЧА в мазанку.

НИНА
Голодный? Пойдем скорей! Я приготовлю ужин!

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ остался стоять на пороге.

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ
Не надо ужин… Соберем наши вещи вдвоем?

Лицо НИНЫ, такое радостное, безумно счастливое, вдруг снова стало тревожным…

НИНА
Вещи? Зачем?

В глазах СЕРГЕЯ ПЕТРОВИЧА были слезы.

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ
Любимая… Меня отпустили только проститься с тобой… Меня… переводят…

НИНА ужаснулась.

НИНА
Куда?

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ опустил голову.

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ
В наказание мне дали полгода лагерей… Якову столько же… Неповиновение властям…

НИНА, казалось, не понимала смысла этих слов.
 
НИНА
Ты будешь жить с бандитами и убийцами? За что?!

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ обнял ее и осыпал ее лицо поцелуями.

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ
Любимая… Ничего не поделаешь… (Он силился улыбаться).  Родная моя, твой пароход… он уходит сегодня… через час… приказано передать, что ты должна покинуть Клюквенку немедленно…

От испуга, усталости, нервного напряжения ноги начинали отказывать НИНЕ. Чтобы не упасть, она оперлась рукой о дверной косяк.


16.18 ИНТ. КВАРТИРА ФРОЛОВСКИХ. КОРИДОР. ВЕЧЕР.

Какая-то внезапно возникшая уверенность, видимо, посланная Богом, охватила ЛЕЛЮ.

Взглянув в глаза ХУДОГО, терпеливо выжидающего, что скажет ЛЕЛЯ…

…посмотрев в бледное лицо ТАТЬЯНЫ ИВАНОВНЫ…

…затылком почувствовав смрадное дыхание НЕЗНАКОМОГО МУЖЧИНЫ, стоявшего у нее за спиной в дверях…

…ЛЕЛЯ решительно произнесла, стараясь делать так, чтобы ее тон был официальным и даже грубовато-надменным…

ЛЕЛЯ
Гражданка Фроловская Татьяна Ивановна?

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
Это я…

ЛЕЛЯ
Вы получали повестку?

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
(недоумевающе). Какую повестку? Вы откуда?

ЛЕЛЯ
Повестку в рентгенкабинет, я из  поликлиники…

ХУДОЙ отодвинул в сторону ТАТЬЯНУ ИВАНОВНУ и сделал шаг к ЛЕЛЕ.

ХУДОЙ
(сухо). Удостоверение…

ЛЕЛЯ, взглянув в холодные, бесстрастные глаза ХУДОГО, замешкалась на секунду, но…

…быстро опустила руку в маленький портфельчик, который был у нее в руках…

…протянула ХУДОМУ удостоверение.

ХУДОЙ быстро пробежался глазами по документу, на котором значилось: «ПРОПУСК. Нелидова Елена Львовна. Лаборант рентгенкабинета».

ХУДОЙ быстро передал пропуск НЕЗНАКОМОМУ МУЖЧИНЕ. Тот поднес пропуск к лампочке, рассмотрел печать, затем кивнул ХУДОМУ и вернул пропуск ЛЕЛЕ.
 
ЛЕЛЯ, неожиданно для самой себя, вдруг, вероятно от испуга, стала настоящим последователем системы Станиславского – настолько убедительно у нее получалось играть роль хамоватой лаборантки из рентгенкабинета.

ЛЕЛЯ
Замечу вам, уважаемая Татьяна Ивановна, что в мои обязанности не входит хождение по домам жильцов…

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА с неприязнью и недоумением смотрела на ЛЕЛЮ.

ЛЕЛЯ
У меня еще шесть таких же как вы в районе… Несознательных…

ЛЕЛЯ повернулась к ХУДОМУ и спросила:

ЛЕЛЯ
Товарищ, можно я выпишу гражданке направление на рентгенографию?

ХУДОЙ переглянулся с НЕЗНАКОМЫМ МУЖЧИНОЙ, и кивнул ЛЕЛЕ в сторону комнаты.

ХУДОЙ
(безразлично). Пишите…

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА сделала приглашающий жест в сторону комнаты.

16.19 ИНТ. КОМНАТА ТАТЬЯНЫ ИВАНОВНЫ. ВЕЧЕР.

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА провела ее в свою комнату. При свете дня мы увидели, что это был настоящий маленький домашний музей.

Здесь стояла кровать и маленький изящный столик, заставленный миниатюрными фотографиями, вазочками и безделушками, которые ТАТЬЯНА ИВАНОВНА надеялась еще спасти от покушений со стороны девчонок, ее племянниц.

Бедные безделушки, осколки прекрасного прошлого, они напоминали прежний будуар с его изысканным убранством и хранили память об изяществе пальчиков юной ТАНЕЧКИ ФРОЛОВСКОЙ…

…белый слон с поднятым хоботом…

…венецианская вазочка…

…маленький Будда с загадочной улыбкой…

… фарфоровое яичко с букетиком фиалок помнило христосование и пасхальные подарки…

…а гараховский флакон до сих пор не расставался с запахом дорогих духов — запахом незабываемого времени.

С фотографий смотрели дорогие лица, лица погибших в боях с германцами…

…в боях с большевиками и в советских чрезвычайках.

У косяка двери стоял ХУДОЙ, который, вероятно, был младшим по званию, относительно НЕЗНАКОМОГО МУЖЧИНЫ, и выполнял «черную работу» — «пас» подозреваемую, к которой пришла визитерша.

ЛЕЛЯ еще раз взглянула на измученную ТАТЬЯНУ ИВАНОВНУ, которая мыслями была где-то далеко, и расстегнула верхние пуговицы медицинского халата…

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА взглянула на ЛЕЛЮ и обмерла.

На груди ЛЕЛИ красовалась брошь из коралловой коллекции украшений ТАТЬЯНЫ ИВАНОВНЫ ФРОЛОВСКОЙ.

ЛЕЛЯ, достававшая из портфеля бланки направлений, поймала взгляд ТАТЬЯНЫ ИВАНОВНЫ и чуть прикрыла глаза, давая понять, что коралловая брошь – это условный сигнал.

Доставая бланки и ручку, ЛЕЛЯ, словно невзначай засветила фонендоскоп.

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА произнесла:

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
(так, чтобы слышал ХУДОЙ). Меня в последнее время мучает сильный кашель… Вы не могли бы послушать мои легкие?

ЛЕЛЯ
(грубовато). Вам следовало бы регулярнее посещать рентгенкабинет…

ЛЕЛЯ достала фонендоскоп.

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА посмотрела на ХУДОГО.

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
Не будете ли вы так любезны, прикрыть дверь?

ХУДОЙ, хмыкнув, задумался, затем вышел и закрыл дверь.

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА вопросительно посмотрела на ЛЕЛЮ.

ЛЕЛЯ
(тихо). У него нет денег на билет, чтобы бежать за границу…

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА с недоверием посмотрела на ЛЕЛЮ. Это могла быть провокация.

ЛЕЛЯ
Я двоюродная сестра Аси Бологовской… Это она дала мне брошь, которую вы с Валентином Платоновичем подарили ей на День рождения…

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
С ним всё в порядке? Когда он уезжает?

ЛЕЛЯ
Сегодня в семь…

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
(поспешно). Не говорите мне, куда…

Пожилая женщина с опаской посмотрела на дверь.

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
Я боюсь боли и могу всё рассказать под пытками…

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА посмотрела на шкафчик, быстро подошла к нему, достала из шкатулки все деньги, которые были там…

Вернулась к ЛЕЛЕ, отдала ей всё, без остатка…

ЛЕЛЯ поспешно спрятала деньги в сумочку и в эту же секунду…

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
(робко, чуть улыбаясь). Передайте Валентину, что я… Что я всё понимаю…

В комнату заглянул НЕЗНАКОМЫЙ МУЖЧИНА.

ЛЕЛЯ
(ТАТЬЯНЕ ИВАНОВНЕ). У вас хрипы в легких, это могут быть последствия бронхита, но возможно и что-то другое, я просто лаборант…

ЛЕЛЯ быстро выписала ей направление на рентгенографию.

ЛЕЛЯ
После рентгена вам следует показаться дежурному врачу…

ЛЕЛЯ встала и пошла к дверям.

ЛЕЛЯ
Всего доброго…

Где-то за ЛЕЛЕЙ закрылась дверь.

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА смотрела в окно.

Там, по улице шла ЛЕЛЯ.

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА плакала, стараясь ничем не выдать себя, плакала тихо, чтобы ее плача не было слышно ни ХУДОМУ, ни НЕЗНАКОМОМУ МУЖЧИНЕ.


16.20 НАТ. ПРИСТАНЬ. ВЕЧЕР.

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ и НИНА бежали к пароходу, который покидал этот таежный берег.

Наконец, они остановились у маленького трапа.

Оба задыхались, по их лицам текли слезы вперемешку с весенним, необычайно теплым для местных широт дождем.

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ
(с надеждой). Ты будешь ждать меня?

НИНА
Я дождусь, Сергей, я люблю тебя!

Пароход дал предпоследний прощальный гудок.

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ покрывал лицо НИНЫ поцелуями. Он вглядывался в ее глаза и хотел сказать ей что-то важное – то, что он чувствовал, а, может быть, знал, то, что камнем лежало на его сердце.

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ 
Если не дождешься – мало ли – вдруг – не кори себя… Я прошу тебя, Нина…

Он запнулся. 

С парохода закричали:

ГОЛОС С ПАРОХОДА
Отправляемся! Едете или нет? Убираем сходни!

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ
(отчаянно). Подождите!

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ и НИНА бросились к пароходу, последний раз, судорожно обнявшись.

Но вот НИНА уже стояла на палубе парохода и сходни были убраны.

НИНА
Я буду ждать тебя! 

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ вдруг закрыл лицо руками, было трудно сказать то, что в этот момент ему хотелось сказать на прощанье любимой женщине…

НИНА увидела его отчаяние.

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ
(шепотом). Я прошу тебя…

НИНА увидела, что он что-то шепчет про себя и закричала:

НИНА
Что?! Я не слышу тебя, Сереженька!

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ закричал что есть силы и гудок парохода не смог перекрыть его крик.

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ
Я прошу тебя, в любом случае, будь счастливой!

НИНА прикрыла глаза и едва заметно кивнула головой.

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ еще долго шел берегом, провожая уплывающий пароход.

НИНА смотрела на его фигуру, становившуюся всё меньше и меньше, не мигая… И речной ветер, казалось, на минуту утих, чтобы не застить ее взор.

Никто из них не надеялся увидеться вновь.


16.21 ИНТ. ФИНЛЯНДСКИЙ ВОКЗАЛ. У ОКОШКА. ВЕЧЕР.

АСЯ протянула деньги в окошко.

АСЯ
Один до Хельсинки… Плацкарт…

КАССИРША равнодушно приняла деньги и стала пересчитывать их.

Стоявший у окошка МУЖЧИНА С УСАМИ внимательно посмотрел на АСЮ.


 МУЖЧИНА С УСАМИ
Что же – в командировку или… (Нахмурился). Может быть, к родственникам…

АСЯ улыбнулась растеряно, затем нашлась…

АСЯ
Что вы? Какие родственники! Еду изучать финско-карельский эпос Калевала…

МУЖЧИНА С УСАМИ присвистнул.

АСЯ взяла билет и отошла от окошка.

Настенные часы показывали 18.30 

16.22 НАТ. У ВХОДА В ФИНЛЯНДСКИЙ ВОКЗАЛ. ВЕЧЕР.

АСЯ выбежала к ДАШКОВУ.

ДАШКОВ заметно нервничал…

…когда он увидел АСЮ, ДАШКОВ сделал шаг ей навстречу и облегченно выдохнул.

ДАШКОВ
Наконец-то…

АСЯ улыбнулась.

АСЯ
Ко мне пристал какой-то странный человек с расспросами… Я так испугалась…

ДАШКОВ обнял ее.

ДАШКОВ
Теперь иди домой и жди меня там, милая…

АСЯ
А как же ты?

ДАШКОВ
Я останусь ждать Фроловского… Он должен быть без десяти семь у памятника Ленину…

АСЯ отрицательно покачала головой.

АСЯ
Я дождусь тебя…

ДАШКОВ заметил вдалеке знакомый силуэт ФРОЛОВСКОГО.

ДАШКОВ
Но только не здесь… Подожди в здании вокзала, я скоро подойду…

АСЯ послушно кивнула головой, улыбнулась ДАШКОВУ.

АСЯ
Передай Валентину Платоновичу…

ДАШКОВ удивленно взглянул на АСЮ, что-то похожее на ревность шевельнулось в его душе.

ДАШКОВ
Что же?

АСЯ
Впрочем, ничего не передавай…

АСЯ рассмеялась и направилась в здание Финляндского вокзала.

ДАШКОВ смотрел на приближающегося ФРОЛОВСКОГО, его взгляд упал на наручные часы.

ФРОЛОВСКИЙ был точен как всегда.

ДАШКОВ осторожно шел к нему.

16.23 НАТ. У ПАМЯТНИКА ЛЕНИНУ. ВЕЧЕР.

ФРОЛОВСКИЙ остановился у памятника ЛЕНИНУ, традиционно указывающему этой стране путь в ее светлое будущее.

ДАШКОВ остановился рядом.

Они не смотрели друг на друга. 

Наконец, ДАШКОВ взглянул в глаза старому другу и протянул билет.

ФРОЛОВСКИЙ благодарно посмотрел на него.

ФРОЛОВСКИЙ
Смешно как-то… Я восхвалял эту власть, а теперь… бегу от нее, как заяц… Трусливо, бросая в этой стране мать…

ДАШКОВ
Я не знаю, что тебе сказать… Здесь лежат мой брат, моя мать, мой отец… Мне бежать некуда…

ФРОЛОВСКИЙ посмотрел на билет в своих руках, усмехнулся.

ФРОЛОВСКИЙ 
Может быть, сдаться… Отсидеть, сколько положено…

ДАШКОВ
(хмуро). Не советую, да и отсидеть у тебя вряд ли получится… В твоей квартире…

ФРОЛОВСКИЙ резко повернулся к ДАШКОВУ и посмотрел ему в глаза.

ДАШКОВ
Засада…

ФРОЛОВСКИЙ
Что с матерью?

ДАШКОВ
Она дома… Она любит тебя… Она просила передать, что…

ФРОЛОВСКИЙ
(обмирая). Что?

ДАШКОВ
Что она… всё понимает…

ФРОЛОВСКИЙ сжал билет в руках, осознание того, что он предает мать, нахлынуло на него с новой силой, от боли пришлось на секунду прикрыть глаза…

ДАШКОВ
Твой поезд через 7 минут…

ФРОЛОВСКИЙ открыл глаза, взгляд был полон боли. ФРОЛОВСКИЙ повернулся к ДАШКОВУ.

ФРОЛОВСКИЙ
Олег…

ДАШКОВ
Что…

ФРОЛОВСКИЙ
Если это случится с тобой… Они найдут того, кто будет рядом, будут искать в самом близком кругу… И предаст тебя настолько свой, что ты и подумать не сможешь, что это он…

ДАШКОВУ по-настоящему стало страшно. Он думал об АСЕ.

ФРОЛОВСКИЙ
Только об одном прошу…

ДАШКОВ
О чем?

ФРОЛОВСКИЙ
(тихо). Не осуждай этого человека… потому что выдержать это невозможно…

ДАШКОВ
(шепотом). Валька…

ФРОЛОВСКИЙ строго, по-офицерски, одернул одежду, блуждающим взором посмотрел в ту сторону, где раздавались гудки его паровоза…

ФРОЛОВСКИЙ
А теперь простимся… Мне пора… И еще… Передай Ксении Всеволодовне, что я… люблю ее… и всегда любил…

ФРОЛОВСКИЙ посмотрел в последний раз на помятый билет в новую жизнь и опустил руку в карман.

ФРОЛОВСКИЙ
Я знаю, что это… она… спасает меня…

ФРОЛОВСКИЙ направился в сторону вокзала.

ДАШКОВ ошарашено смотрел ему вслед.

И вдруг ДАШКОВ увидел, что у вокзала резко затормозил грузовик. Из него выскочили люди в форме ГПУ.

ФРОЛОВСКИЙ понял, что это за ним.

ФРОЛОВСКИЙ побежал… Он бежал так, как никогда не бежал в своей жизни, в этот рывок была вложена вся его судьба, короткая и противоречивая…

Те, кто приехал на грузовике, не отставали.

16.24 ИНТ. ЗДАНИЕ ВОКЗАЛА. ВЕЧЕР.

ФРОЛОВСКИЙ бежал, перепрыгивая через чьи-то чемоданы и сумки…

Секундная стрелка замерла на семи часах вечера и продолжила свой неумолимый бег…

«Не остановить», - мелькнуло в голове у Фроловского, и он успел улыбнуться этой мысли.

ФРОЛОВСКИЙ выбежал на перрон.

16.25 НАТ. ПЕРРОН ФИНЛЯНДСКОГО ВОКЗАЛА. ВЕЧЕР.

Позади него показались СТРЕЛКИ ГПУ.

СТРЕЛОК № 1
Стой, сука!

СТРЕЛОК № 1 чуть присел для того, чтобы сохранить равновесие и выстрелил.

СТАРШИЙ увидел это и дико закричал.

СТАРШИЙ
По конечностям! Живьем брать урода!

ФРОЛОВСКИЙ сравнялся с вагоном. Паровоз набирал скорость, для того, чтобы вскочить на подножку ему оставалось сделать последнее, решающее усилие.

В это время выстрелил СТРЕЛОК № 2.

Пуля попала в ногу ФРОЛОВСКОГО, но каким-то немыслимым образом ему удалось остаться на ногах.

Он обернулся и посмотрел в глаза своих преследователей, улыбаясь. Вдруг, поняв что-то, он опустил руку в карман. ФРОЛОВСКИЙ извлек из кармана билет и успел разорвать его на мелкие части.

Ветер быстро унес обрывки билета ФРОЛОВСКОГО в новую жизнь.

СТАРШИЙ посмотрел на него, усмехаясь, достал наручники.

До ФРОЛОВСКОГО ему оставалось шагов десять.

СТАРШИЙ
(крикнул). Милости прошу, ваше благородие!

ФРОЛОВСКИЙ покачал головой, посмотрел на колеса паровоза, который уже набрал разгон, достаточный для того, чтобы поставить точку в судьбе одного заблудившегося, потерявшегося в этой жизни человека…

ФРОЛОВСКИЙ секунду смотрел на колеса, а затем нырнул под паровоз… бесшумно, молча…

СТАРШИЙ ожесточенно сплюнул и засунул револьвер за пояс.

КОНЕЦ 16 СЕРИИ