Грамматика любви

Валентина Бутылина
       Было издание бунинских рассказов о любви. написанных за период от 1914-по 1952 г. Оно называлось «Грамматика любви». Моя любимая книга. Дважды приобретала и давала почитать с условием  на время, а не возвращалась книга обратно.

  Описаны разные типажи мужчин и женщин, хотя женщины вырисованы ярче. Иван Алексеевич Бунин не верил в продолжительную любовь, вот с чем не хочется соглашаться.

 Однажды смотрела передачу,  где шла речь о сильнейшем наваждении любви, так  искусно описанном  мастером  в «Солнечном ударе». Известные люди искусства жарко утверждали, что они знакомы с этим состоянием и в своей личной жизни пережили. Режиссер Иван Дыховичный мечтал снять одноименный фильм.  Снят ли он, не знаю. Но это заставило меня перечитать рассказ. И «гвоздь» застрял в  голове, не понимаю природы страсти.  Совпадение: книга, передача. Прочитала у кого-то «вещи, которые подходят друг другу, непременно появляются вместе». Значит, мне необходимо это знание.

   Книга обладает удивительной способностью поднимать настроение. А «Грамматика любви»- это один из рассказов в этом сборнике. Волнуясь, читаю этот рассказ, волнуюсь  вместе с писателем. Наверное, это единственный рассказ, где показана любовь на всю жизнь, любовь до умопомрачения. Такое очарование от бунинских строк.

   Если ты чувствуешь одиночество или  скучаешь вдали от дома, то эта книга придаст тебе спокойствие, гармонию душе. Так было со мной однажды. Тогда в библиотеке брала «Темные аллеи» Бунина.
    Вокзалы, выстрелы, преследование, поезда и пароходы, раздевания.  Обманутые малолетние  девчонки из прислуги. Разлука, надежда. Человеческие ошибки, препятствия, сложившиеся  роковые обстоятельства.

      Вечная  тема любви  описана так, что открывает ключ к любому подсознанию. И  понимаешь, сколько любви, столько и боли. Осталось созвучие с мыслью Бунина, что счастье оставляет «жестокие раны». Видела постановку у нас  в Красноярске в театре  имени А.С.  Пушкина,  «Темных аллей». И некоторые рассказы зазвучали по-новому.  Искренность, чистота, стыд,  простодушие, риск:  за любовь надо платить, порой, жизнью, порой, разочарованием на всю жизнь, порой, мучительным существованием.
 
      Красной нитью во всех рассказах проводится мысль:  «Когда кого любишь, никакими силами никто не заставит тебя верить, что может не любить тебя тот, кого ты любишь.» Бунин пишет  о любви к миру и вообще ко всему «телесному»,- « от солнечного света, от волны, от воздуха и до женщины, до ребенка, до запаха белой акации». Использует  восточную философию, понимание Дао, стихи Саади, мысли царя Соломона, библейские выражения,  целый кладезь мудрости выражений о любви. И мне нравится, что Бунин мой современник почти, и у нас общие взгляды, что он дает мне понимание жизни во всех ее проявлениях. Когда внимательно вчитываюсь в его повествование, меня поражает способность найти  слова для выражения самого сокровенного в человеке. Как например, это: «Возбужденное желание личного счастья, которое всегда живет в нас и особенно оживает под влиянием чего-нибудь, действующего чувственно, -музыки, стихов, какого-нибудь образного воспоминания, какого-нибудь запаха? Или это радость ощущения божественной прелести человеческой души, которую открывают нам немногие…»


Мне нравится бунинский слог,  и  что   в каждом рассказе - природа, как самостоятельный герой,  выписана со всей тщательностью,  как кистью художника, как она действует на нас. Как мило для сердца читать про  барашков на воде, картину неба, описание погоды, ветра, ноющих комаров. Бунин представляет и людей штрихами, мазками, легко узнаваемых  мною типов людей. Книга дышит чувствами.  Порой, одной фразой она может заставить зарыдать отчаянно, страдая  за героев. Например, такая из рассказа "Холодная осень": «В ее жизни был только один этот осенний день».  Сочувствуешь героям, плачешь  с ними, радуешься,проникаешься глубиной, по выражению писателя,  «самой страшной в мире связи».

 Любовь  вызывает смелые поступки любящих сердец  и риск, сочетаемый со стыдом и бесстыдством, когда потребность от одиночества поделиться чужому мужчине «личными радостями и личными горестями» приходит и к даже беременной женщине.
  В этой книге я нахожу для себя упоение от красок природы, от  одежды персонажей,  людской красоты физической и нравственной,  от  мастерства изложения  автора. Ведь всю память человеческую, насколько возможно, в этих строках читаешь. И,  открываешь, оказывается,  все было,  все давно описано. Простота во всем; встречи на пути, в гостях, в кабаках и столовых,  желание «я тебя хочу», искренность. 

   Читая про бунинских героинь, я задумалась, вот почему мне так мил образ моей соседки, что шьет себе цветастые сарафаны. Громко, заливисто смеется и рассказывает о жизни так по-деревенски, так искренне и просто. Она напоминает мне героинь Бунина.

    Такая  чистота и свежесть, как будто после сильного грома, ветра, проливного дождя и мрачного неба! Так я себя чувствую после прочтения этих рассказов. Внутреннее потрясение!