Столетний блог. Часть вторая

Екатерина Кун
Жило нас на квартире шесть человек. У дивчат было мясо и молочные продукты. Хозяйка угощала нас каждую ночь угаром, экономила топливо.В гимназии занятия начинались с молитвы, потом уроки.Были замечательные педагоги. По истории занимался ссыльный поляк Адамский П.К. Придет в класс и начинает читать что-нибудь из Гоголя.Представляешь Коробочку и др. героев. Был артист. Пять минут почитает,даст нам разрядку и ведет урок. Интересные были его уроки и все историю любили. Учительница литературы была революционерка. Я часто ходила к ней на квартиру. Она всегда меня чем-нибудь кормила. Мое питание было картошка и черствый хлеб. Насмотрелась на меня учительница и прислала открытку:" Освещай так или иначе явления и они не будут омрачать тебя". А я это прочитала так:"Смотри шире на мир и увидишь, что есть еще более тяжелые положения у людей". Это меня всегда спасало и я никогда не падала духом.Был законоучитель отец Михаил, в Великий пост надо было говеть и каяться в грехах.Прихожу на исповедь. Отец Михаил спрашивает:" Веришь ли ты в Бога?".Отвечаю:" Не верю, как Вы учите". Ни одного греха не спросил и очень долго со мной беседовал, а потом сказал, чтобы никому не говорила о нашем разговоре. На следующий день причастил меня телом и кровью Христовой. А я решила, что и сам он не верит.

Уроки мне давались легко.Во время летних каникул я подрабатывала. В семи верстах от деревни был пивной завод. Брала кусок хлеба и с раннего утра отправлялась полоть картошку, платили 30 коп. в день. Когда устанешь и встанешь, то наблюдатель за работой говорит:"Что встала, пришла работать, так работай."И так вдарит по заднему месту сапогом.Земли у нас было мало и приходилось жать у богатых мужиков. Мыла помыть руки, хозяева не давали и с такими руками я вернулась в гимназию.Начальница увидала мои грязные руки и спрашивает:"Девочка, что у тебя с руками", отвечаю:"Я все лето жала".
Когда я кончила четвертый класс гимназии, то решила пойти за 90 верст,посмотреть Волгу и пароходы. Надо было идти густым бором. Только через 20 верст были постоялые дворы.Лес густой был, забиралась на лесные вышки- все же было интересно смотреть.По дороге мне встречалось много молодежи и мужчин, они объясняли, как дальше идти.Прошла 60 верст и ночевала на постоялом дворе. Денег с меня не взяли, да и путешествовать я пошла без копейки денег, взяла с собой только хлеба.Пришла в Козьмодемьянск на следующий день в 3 часа. Учительница литературы вернулась после экзаменов домой и я у нее переночевала.Утром она сводила меня на пароход , я полюбовалась на Волгу и отправилась домой .Начался учебный 1910 год.(ей 15 лет)Приходит законоучитель отец Михаил и сообщает :"Ну, девочки, радуйтесь,умер анафема русской церкви Лев Толстой".На второй урок приходит учительница литературы:"Девочки случилось большое несчастье- умер величайший русский писатель Лев Николаевич Толстой".Стою на молитве и плачу, начальница спрашивает:"Что девочка плачешь?".Отвечаю:"Марию Андреевну арестовали"(учительницу литературы).Начальница от меня, как от чумы. Арестовали любимую учительницу литературы.В 1911 году я перешла на новую квартиру к портнихе. Кое-что ей помогала, питалась у нее и она подарила мне бархатную жакетку.Все летние каникулы я косила и жала у богатых крестьян.В 1912 году читаю газету и нахожу, что в Вятскую фельдшерскую школу принимают учащихся и дают пособие 6 руб. в месяц. Это большие деньги.Подала заявление и меня приняли в фельдшерскую школу/

Ехать нужно было 180 верст на лошадях, потом на пароходе или поездом. Ехали со мной две поповские дочки. Возчик сказал, что свезет нас за 18 руб. Мама продала 2 холста, дала мне 6 руб. и сказала возчику, что она с ним расплатится.Доехали мы до Кукарки, возчик с меня требует 6 руб. Я говорю, что мама расплатится. А он требует 6 рублей. кое-как уговорила на 3 рубля.Купила билет до Вятки за 1 руб.25 коп. и осталось у меня 1 руб. 75 коп.Спрашиваю поповских дочек, куда деваться ночью, когда придет поезд?Говорят, что можно ночевать в гостинице. С собой у меня был деревянный сундучок.Подходит к Вятке поезд и я с отчаянием говорю: "Господи, что же мне делать?".В поезде сидел жандарм и молодой человек с подростком. Подходит молодой человек и спрашивает,  куда я еду. Отвечаю в фельдшерскую школу.А я брата везу в школу. Спрашивает, где буду ночевать?-Говорят, можно ночевать в гостинице. Ну, поедем с нами до гостиницы. Приехали, а в гостинице нет свободных номеров, потом находится один свободный номер, стоит 80 копеек.Я говорю, пробуду в нем часа 2 и с меня возьмут 20 копеек, он говорит, все равно возьмут 80 копеек. А что мне делать, у меня денег всего 1руб.75 коп.и он предлагает пожить с ними в гостинице,(я человек непьющий и некурящий).И мы жили в гостинице целую неделю. Это был точно родной брат. Работал он фельдшером в Перми. Питались его продуктами и я первый раз поела меду.Через неделю он устроил меня на квартиру и оставил мне 10 руб.Во время каникул я была у него в Перми. Первый раз побывала в театрах.Все время мы переписывались. В одном письме я ему написала, что мысли мои рассеяны и ничего не могу писать. Он в письме спрашивает:"Уж не влюбилась ли я в кого-нибудь?". Отвечаю:"Не влюбилась и в тебя не влюбилась". Переписка наша кончилась и я осталась с 6 рублями.Квартира стоила 3 рубля, тратила на театр на галерку 25 копеек, оставалось 2 руб.75 коп. на питание и остальные расходы. Никто мне не помогал.В Вятку приехал знаменитый лектор из Петербурга Поссе. Надо было обязательно пойти на лекцию. Фельдшерские ученики были контролерами и нас пропустили без билетов. Безбилетники стояли на сцене за спиной лектора.Я стояла и вдруг упала, когда очнулась меня держал за руку врач по анатомии-спрашивает:"Обедаю ли я?". Отвечаю- никогда не обедаю.