Все, что меня касается Поиск идеи

Сергей Журавлев
Почти все гуру драматургии от Чехова до авторов молодежного сериала "Я и море"  рекомендуют превращать процесс поиска идеи в мозговой штурм.

Общая стратегия такова: нужно записывать все, что приходит в голову и попадается на глаза, например, заголовки новостей.

Джон Труби, уже на этом, начальном этапе, дает очень тонкий совет.

"Первый способ найти золото в идее - это время. Не спешите, начиная писать. Я говорю не про часы и даже не про дни. Я говорю про недели. Не совершайте обычную любительскую ошибку, бросаясь немедленно превращать свежую идею в последовательность сцен. Через двадцать-тридцать страниц вы зайдете в тупик, из которого не сможете выбраться.

Фаза работы с замыслом - то время, когда вы нащупываете стратегию своей истории, видите полную картину и думаете над общими очертаниями и развитием истории. Начинаете вы практически с пустого места. Вот потому фаза замысла - самый вольный момент в писательском процессе. Вы зондируете неразведанную почву, изучаете возможности, чтобы понять, что сработает, а что - нет, смотрите, что складывается в живой организм, а что распадается на части.

То есть, вам нужно сохранять гибкость, оставаться открытым для разных вариантов. Именно здесь использование живого творческого метода наиболее важно.

За те недели, что вы исследуете свой замысел, пройдите следующие шаги, чтобы найти сжатый до одного предложения замысел, который потом превратится в отличную историю.

Пишите то, что может изменить вашу жизнь.

Мне не приходилось видеть автора, который бы сделал ошибку, последовав ему. Почему так? Потому что если история важна для вас, она может оказаться настолько же важной и для слушателей-зрителей. Не важно, что еще случится, вы в любом случае напишете историю, которая изменила вас.

Вы спросите: «Как же узнать, что история изменит мою жизнь, если она еще не написана?». Очень просто: покопайтесь в себе. Большинство писателей этого почему-то никогда не делает. Им кажется, что замысел — это примерный слепок с чьей-то книги, пьесы, фильма. Коммерческий потенциал там есть, но ничего личного, близкого писателю нет. Такая история будет вымученной, типовой, и потому обречена на провал.

Чтобы получить шанс написать что-то, что изменит вашу жизнь, нужно получше себя узнать, получить данные о себе, на которые можно взглянуть со стороны.

Для этого предложу вам два упражнения. Первым делом, составьте список того, что вас интересует, что бы вам хотелось увидеть на экране, в книге, на сцене. Здесь должно быть то, что вас привлекает, кажется вам захватывающим. Может быть, это придуманные вами персонажи, крутые сюжетные повороты, интересные реплики для диалогов, которые когда-то приходили в голову. Перечисляйте темы, которые вас интересуют, любимые жанры.

Не жалейте бумаги, пишите, пока пишется. Этот список только для ваших глаз, не отвергайте ничего. Забудьте про всякое «на это не хватит бюджета», забудьте про аккуратность и организацию. Пускай от одной идеи сразу вспыхивает другая.

Второе упражнение — нужно составить список замыслов. Тут должны быть все замыслы, которые вам когда-либо представлялись. Пусть их будет пять, двадцать, пятьдесят, сколько угодно. Опять же, не жалейте бумаги. Главное требование — по одному предложению на замысел. Это заставит вас очень четко формулировать идею.

Закончив список интересов и список замыслов, положите их перед собой и внимательно изучите. Ищите то, что в них повторяется. Это могут быть конкретные персонажи или их типажи, интонации диалогов, тема, какой-то предмет, временной период. Что-то, к чему вы норовите вернуться.

Изучая списки, вы заметите какие-то закономерности, структуру ваших пристрастий. Это и есть ваше художественное видение в самом его неочищенном виде. Это то, кто вы есть — как писатель и как человек, в записанном на бумаге виде. Возвращайтесь к этим спискам почаще.

Обратите внимание, что эти упражнения должны помочь вам открыться и принять то, что уже находится внутри вас. Они не гарантируют того, что вы сможете написать историю, которая переменит вашу жизнь. Такой гарантии никто не даст. Точно могу сказать лишь то, что после такого несложного изучения себя вы сможете придумывать куда более оригинальные и близкие вам замыслы".

Джон Труби, "Анатомия истории"