Отчаянное положение

Евгения Зинкевич-Морозова
 
      Быль.
                1
  Поезд прибыл на станцию в два часа ночи. Валентина вышла из вагона с младенцем, лежащим на правой руке, и с большой сумкой в левой руке. Сразу же устремилась в кассовый зал. Все пассажиры  её обгоняли, так как она  шла медленно и осторожно, прижимая к себе малютку. Моросил холодный осенний дождь. Приходилось обходить лужи в полумраке.

  Возле третьей кассы образовалась очередь из транзитных  пассажиров, которым, как и ей, нужно взять билет на проходящий скорый поезд в Хабаровск.  Поезд по графику должен быть через три часа.  Пассажиры составили список очереди, оставив его на полке  кассы – для самозаписи новых пассажиров. Валентина оказалась в списке последней – девятой.

«Одни сутки промучились, теперь  как-нибудь вторые сутки одолеем с внучкой», --
утешала она себя. 
– А сколько мест обычно предоставляют на этот поезд? – спросил кто-то из пассажиров кассира.
– Примерно около десяти, –  ответила она, – но на сегодня с прошлой ночи остались два пассажира: они будут внеочередными.

  Валентина  встревожилась: «Значит, я даже одиннадцатая. Нет  гарантии сегодня уехать. Даже трудно представить, что будет с малышкой и со мной. Трое суток в пути – это катастрофа!»
   Эту половину ночи в вагоне она не спала – лежала  с внучкой на одном спальном месте, боялась придавить её. И теперь ныла спина - давали знать о себе больная почка и усталость.

   Она в тяжёлом раздумье  села в зале, нежно поглядывая на внучку, и желала лишь одного: «Пусть подольше спит моя дорогая внученька. Кормить её  в пути, соблюдая строгие правила гигиены,  через каждые три часа в сутки – проблема".

Затем Валентина  решительно отправилась к начальнику вокзала. Та встретила её вопросом:
– Что случилось? Излагайте  покороче – у меня много дел.
– Помогите, пожалуйста, уехать сегодня скорым поездом в Хабаровск.
Я с младенцем последняя – одиннадцатая – в кассу. Нет гарантии уехать.

– О чём только думала перед  дальней поездкой, отважная бабуля? Если не уедете этим поездом, чуть позже можно уехать пассажирским – он как раз ходит по чётным числам. Но он в пути на пять часов дольше.

– Не-е-т…, малютке три месяца, она слабенькая,  – рискую её жизнью. – Я тоже еле стою на ногах. Нужно уехать скорым.
– Тогда  попробуйте уговорить кого-нибудь  уступить вам свою очередь.
Возможно, найдётся сердобольный человек. Так что, желаю удачи.

                2
   Валентина вышла в зал, разыскивая супружескую пару пожилых людей, которые значились первыми в списке очереди, не считая внеочередных.   
Затем села на свободное  место рядом с ними. Внучка проснулась, заплакала. Соседка повернулась к ней:
– Сочувствую вам, я бы никогда не отважилась с младенцем отправиться в поездку. Бедная малышка!
– Да, бедная – на искусственном вскармливании, и уже заболела, – подхватила разговор Валентина. – Нам  надо уехать скорым поездом.  Вы вот впереди меня по списку.
Очень  прошу  вас уступить мне одно место, вас ведь двое.

Женщина сразу стала угрюмой и молча отвернулась. Её муж обратился к ней: «Клава, может, сделаем доброе дело? Я могу приехать домой пассажирским поездом – чуть
позже тебя». Жена сверкнула на него злыми глазами и молчала.

 «Чего ты боишься? – продолжал супруг, – никуда я от тебя не денусь,уже 50 лет вместе. – Всю жизнь держишь меня, как на привязи. Надоело».
Его супруга повернулась к Валентине и, буравя её колючим взглядом, сердито высказалась:
«Хотите  свои проблемы решать за счёт других? Вы понимаете, что мы всю жизнь везде
и всегда вместе: куда иголочка – туда и ниточка. Мы вам сочувствуем, но ничем помочь не можем; муж пошутил».

 «Эх, удача была почти в моих руках…. Вот же зловредная тётка!» – подосадовала  Валентина. Она извинилась за беспокойство и ушла от них.

    Затем увидела в зале полную женщину средних лет, которая дремала в обнимку с корзиной и узлами  в углу. Тоже ждала этот поезд. «По виду будто бы селянка, – определила Валентина. – Как же мне  быть? Попробую разбудить», – решила она. И стала легонько трясти  женщину за плечо.
Та открыла глаза и спросила с удивлением:
– Что-что…, уже дают места?
– Нет…, простите, я к вам с разговором, – виновато ответила Валентина.

– Так сладко задремала, а ты меня разбудила, – упрекнула её женщина. – Ну, нигде покоя нет! Домой приеду – тоже не отдохну. Муж с двумя детьми заждался, а ещё домашнее  хозяйство, – посетовала она, заразительно зевая. – Зачем разбудила?
– А вы не боитесь проспать поезд?
– У меня будильник в корзине, зазвенит через два часа. Так  что ты хочешь от меня?

–  Вот я с внучкой стараюсь найти добросердечного человека, который посочувствует и, возможно, уступит свою очередь на скорый поезд.
– Ох, нелёгкая задача! Как ты, голубушка, оказалась в таком  положении? – А где мать малютки?

– Её мать – студентка последнего курса института – моя дочь. После родов больна.
Нужен постельный режим, лечение. А тут эта кроха требует постоянного ухода. Материнского молока не хватало – она не спала, кричала. Приехала я повидать свою первую внучку и опечалилась. Как помочь?

Посовещались с дочерью, и решилась я забрать трёхмесячную внучку к себе на несколько месяцев. Дочь за это время поправится, окончит институт; и я внучку выхожу на искусственном вскармливании до года. Им обеим будет лучше.
– А ты что, не работаешь уже?
– Работаю, но придётся уволиться, а жаль – до пенсии осталось два года. Муж, конечно, поможет. Ради благополучия дочки и внучки жертвую многим.

– Да-а-а, ты совершаешь настоящий подвиг! У тебя теперь будет «забот полон рот». Большую ответственность берёшь на себя перед  своей дочкой.

А я тоже тороплюсь домой, сама понимаешь. – Советую тебе  обратиться вон к тому  молодому мужчине с  усиками, который  расхаживает по залу. Видишь его? Он за мной записывался. Если откажет, предложи деньги. Некоторые мужики за деньги  и с двумя пересадками поедут. Ну, дерзай! Бог в помощь!
               
                3   
   Высокий, худощавый мужчина на вид лет двадцати пяти, приметный своими усиками, расхаживал по залу, периодически поглядывая то на часы на стене, то на свои ручные, сверяя их. Часто выходил на перрон покурить, видимо, нервничал.

Валентина с ребёнком  подошла к нему и  проговорила:
–  Вы по записи впереди меня, а я с больной малюткой – последняя. Рискую её жизнью, если скорым поездом не уеду! Умоляю вас, пропустите  меня  вперёд себя или уступите свою очередь».

Мужчина с минуту оторопел от её просьбы. Затем медленно, стараясь подыскать слова для ответа, выдавил из себя:
– Вот, за-ва-руха! Сочувствую, но я возвращаюсь из командировки и должен быть на работе вовремя. Количество мест ограничено и, если пропущу вперёд себя, пассажиры в очереди будут возражать».

Валентина вспомнила совет женщины про деньги, но у неё оставалась только плата за постель, да ещё  плитка шоколада.  Она молча протянула ему шоколадку.

–  Это ты проводнику подаришь, – с усмешкой сказал он, – чтобы вам место на нижней полке дала. – Кажется, за мной по списку  молодая влюблённая парочка, – добавил он, нахмурив лоб. – Я их видел сначала на перроне, а теперь они куда-то исчезли. Если не вернутся – твоё счастье».

Потом, улыбаясь, подбодрил её:  «Ты всё-таки не теряй, бабуль, надежды.    Повезёт – уедешь скорым».

Он обращался к Валентине на «ты» и с чувством превосходства; с кривой ухмылкой, поблёскивая золотыми коронками на зубах. По-видимому, считал это светским шармом.

    Внучка часто плакала и Валентина старалась её  укачать на руках, сунув в рот соску, но голодная малышка ротиком искала  грудь.

    Кроме молодой влюблённой парочки Валентина запомнила  в очереди ещё двоих: женщину в зелёной шляпке и тучного мужчину с «пивным животиком». «Пока ещё есть  надежда, – размышляла она, – но, конечно, без усилий невозможно поймать  госпожу-удачу».

                4
  Она отыскала женщину средних лет в элегантном  пальто цвета кофе и в зелёной шляпке. Та сидела с какими-то бумагами и читала в очках, делая иногда пометки на полях.

   Валентина предстала перед ней с плачущей внучкой,  поздоровалась и проговорила свою просьбу. Женщина удивлённо подняла свои тонкие брови и внимательно посмотрела на неё. Потом покачала головой и быстро ответила, словно хотела поскорее от неё избавиться:

«Как я вам сочувствую! Хотелось бы вам помочь, но мне завтра утром надо выступать с докладом на научной конференции. Я полгода готовила материал для доклада. Не обижайтесь, поймите меня. Обратитесь к кому-нибудь ещё».

«Коротко и ясно – вежливый отказ, – заключила Валентина. – Она меня послала… –
отфутболила к другим».
 
    Осталось найти тучного мужчину с «пивным» животом. В зале его не было. Валентина вышла на перрон. Дождь уже прекратился. Но и там его не нашла. «Где же искать этого  тучного? Может, пьёт пиво в дорожном ресторане?» – предположила  она.

Так и было: он сидел там  один за столом, пил медленно пиво, растягивая удовольствие; а на столе уже  стояли две пустые кружки.

Валентина мельком оценила его: «Мужичок неказист: небольшого роста; тучный; лицо, как блин; нос картошкой; большая лысина; шею не видно – природа будто пошутила над ним. – Но, возможно, как раз у него  добрая душа?!» Она подошла с ребёнком и попросила разрешения  сесть за его стол.
– Да, пожалуйста! – доброжелательно ответил он. – Тоже любишь пиво?
–  Нет, не люблю, – ответила Валентина. – У меня просьба к вам.
Объяснила своё трудное положение. Он помолчал, что-то напряжённо обдумывая, а затем, опустив глаза, произнёс:
– А знаешь, я могу выполнить твою просьбу. Я холост, торопиться мне некуда – сейчас в отпуске.
Но если уж задержусь в пути, мне ведь  чем-то надо питаться, а  деньги  кончились.

Валентина всё поняла, но денег почти не было, поэтому она извинилась перед ним и, уставшая от всех  бесполезных усилий, побрела в кассовый зал.

«Живёт вот беззаботной жизнью. Душа зачерствела. – Мог бы чуточку и поголодать  для своего же  блага», – осуждала она толстячка.

   Валентина с внучкой села в кассовом зале и тупо, почти обречённо, уставилась  глазами на роковой список очереди, который свернулся в трубочку и лежал на полке у кассы №3.
«Хотя бы молодая  парочка не вернулась», – мечтала она.

                5
               
   «А зачем нам список? – вдруг пришла мысль Валентине. – Нас тут мало, мы все  встанем в очередь, когда подойдёт время. А те, которые опоздают, пусть пеняют на себя. – А ещё  есть и шальной вариант!»

   Она выждала, когда к кассе №3 подошли  два незнакомых пассажира, и тоже приблизилась к кассе. Затем  незаметно схватила роковой список, спрятав быстро его в карман пальто. «Как и не было его! – усмехнулась она. – И никто не  заметил – всё обошлось». Сердце в этот момент колотилось от волнения.

    Через  четверть часа объявили, что можно брать билеты на скорый поезд. А списка нет! Взволнованные пассажиры столпились у кассы.
 
А Валентина, глядя на них, размышляла: "Я виновата, конечно, перед ними. А страх и переживания за жизнь  родной малютки сильнее".
Отсутствовала влюблённая молодая  парочка  и Валентина в очереди теперь была девятой, а мест дали десять. 

   Но вскоре появились  они – юноша с девушкой. Им сказали, что список потерялся и они теперь где-то в конце очереди.

   Валентина повернулась к ним и категорически  сообщила:
–  Вы за мной. Я с малюткой должна уехать, иначе рискую её жизнью.
– Конечно, вы должны уехать, – спокойно ответила девушка. – Странно, что вы ещё
стоите в очереди. Не  пропускают вперёд? – и она с укоризной посмотрела на стоящих пассажиров.
Когда, наконец, Валентина, купив билет, отходила от кассы, услышала голос кассира: «Осталось одно место».

Молодые люди чуть замешкались. А затем юноша весело сказал,обращаясь к девушке:
«Уедем пассажирским или любым другим с ещё одной  пересадкой – нет проблем. Даже  интереснее, так ведь?»
Девушка в знак согласия улыбнулась и прильнула к нему.

   Валентина облегчённо вздохнула: наконец-то у неё не будет угрызений совести за воровство списка.

  «Вот она, святая молодость и взаимная любовь! Ничто не огорчает в жизни, лишь бы быть вместе! – подумала Валентина. – А помогать другим и делать мир лучше –  удовольствие  для  влюблённых».

     Она шла по перрону на посадку, прижимая к себе внучку, и радовалась:
«Мне повезло.  Если бы вместо этих  молодых влюблённых  оказались такие люди, как остальные пассажиры в очереди, финал мог быть другим».

   Её обошёл  молодой мужчина с усиками. Оглянувшись, он с иронией произнёс:
- А ты нигде не пропадёшь, героическая бабуля!
Валентина хотела притвориться, что не понимает его, но… устало ответила:
–  А что делать?    
Ей оставалось выпросить у проводника своего вагона нижнее место. Она вспомнила про шоколадку и улыбнулась.