Вот и всё!

Щавелев Иван
     Актовый зал был забит почти под завязку. Три фотографа, оператор, непривычно несерьёзные преподаватели, девушки, в платьях всевозможных расцветок и фасонов, парни в строгих костюмах. Вся эта разношёрстая компания собралась здесь не просто так. Сегодня был наш последний день в стенах университета. Нам вручали дипломы.
     Пока все не расселись по своим местам, пока не утихли разговоры, пока мы не сфотографировались друг с другом вдоволь, я не чувствовал ничего необычного. Казалось, что я попал на очередной университетский праздник, например, Восьмое Марта, Новый Год или Мисс Университет. Называйте это как хотите: обстановка, антураж, атмосфера, но всё для меня было как обычно.
     Как обычно, почти никто не слушает речи почётных и не очень почётных гостей, ректора, декана, заслуженных преподавателей. В их словах прослеживается одна и та же мысль, просто выражается она разными словами и разными речевыми оборотами. Тут всё зависит от образованности, начитанности и эрудированности преподавателя или гостя. Не скажу, что их слова, пожелания были плохи. Будь я на их месте, говорил бы то же самое. Просто, зачем говорить одно и то же много раз? Эти бесконечные речи напомнили мне один эпизод из «Двенадцати стульев». Помните, когда главные герои присутствовали при торжественном запуске первой старгородской трамвайной линии? Так там все почетные лица говорили про непростое международное положение Советского государства! Абсолютно все! Они сделали великое дело для города, но своими шаблонными речами мешали горожанам прочувствовать торжественность и важность происходящего события. У нас произошла та же самая ситуация. Мне, да и не только мне, это надоело через две минуты. Мы пришли сюда не за этим. Мы пришли за дипломами.
     Пролетело пять лет. Десять сессий. Государственные экзамены. Защита дипломной работы. Бесчисленное количество экзаменов, зачётов, курсовых работ, контрольных, лабораторных. А сколько было бессонных ночей? Сколько было лекций и семинаров? Сколько было пересдач?
     Я прошёл через всё это ради того, чтобы сегодня сидеть в этом актовом зале. Чтобы и по правую и по левую руку от меня сидели мои друзья и просто знакомые ребята. Всё это было пройдено ради того, чтобы стать специалистом…
     Речи кончились, нас стали по одному вызывать на сцену. Первой вызвали Наташу. Она так удивилась и перепугалась, что и не сразу поняла, куда надо идти и что надо делать. Но никому и в голову не пришло смеяться над её неловкостью и растерянностью. Любой из нас мог оказаться на её месте. И любой выпускник был бы напуган и смущён. Но вот Наташа оказалась на сцене, получила красный диплом и свою долю аплодисментов от зала.
     Я был третьим…. Декан назвал мою фамилию. Неправильно её выговорил, но что с эти поделаешь! Я не шёл, а бежал к сцене. Впереди было пять ступенек. «Как символично!» - подумалось мне тогда. Каждая ступенька столько воспоминаний воскрешала в моей голове…
     Первая ступенька. Первый день в университете, первая пара, первые друзья, первая сессия…. Всё, что случилось с нами в первые месяцы учёбы, прокрутилось в моей голове,
     Вторая ступенька. Каникулы, наши общие посиделки, вечеринки, производственная практика, шутки над первокурсниками.
     Ступенька номер три. Пересдачи, «двойки», ребята, которые с нами так и не дошли до этого актового зала, этой сцены, этих ступенек.
     Четвёртая ступенька. Государственные экзамены, часы безвылазного сидения в библиотеках, зубрёжка учебников и конспектов.
     Пятая ступенька. Диплом: его написание и защита. Наша первая по-настоящему серьёзная научная работа, а не просто отписка ради любой положительной оценки или зачёта.
     И вот ступеньки под моими ногами кончились. Я вылетел на сцену. Декан был поражён моей прытью. У меня не подкашивались ноги, я не терял дара речи. Я просто выбежал на сцену: очень уверенно и по-мальчишески нагло!
     Прошло несколько секунд, и вот уже в моей левой руке диплом, а правую руку пожимает декан. Три официальных фотографа и десятки неофициальных, в лице моих товарищей, снимают меня. Раздаются аплодисменты. Впервые в жизни мне рукоплещет так много людей!
     «Вот и всё!» - это единственная мысль, которую смог родить на свет в ту минуту мой мозг. А больше, наверное, было и не нужно.
     Через два часа в актовом зале погас свет, аппаратуру выключили до следующего торжественного мероприятия. Скорее всего, до Дня Первокурсника. Мы разошлись ещё раньше. Мы не просто навсегда покинули университет. Мы вышли, наконец, во взрослую жизнь…