Год тигра

Татьяна Феденева
Ну, вот и Новый Год на носу. Уходит год Тигра -  приходит год Кролика. Анна Семеновна рассеянно представила себе, как  в новогоднюю ночь накроет для приличия  стол. Рыбка, колбаса, конфеты, торт, нет, торт не надо, последнее время  приходится старательно ограничивать себя в сладком.  Так…конфеты, вино… вино тоже нельзя, сердце заболит, но на стол все равно поставить надо, Новый Год все же,  огурчики, помидорчики…   Ну, и все, пожалуй все...

 Буду лежать на диване  и смотреть по телевизору на давно  примелькавшихся звезд экрана; под бой курантов выкрикну в форточку новогоднее желание… Какое желание?.. Наверное, чтоб дочь в этом году окончила ВУЗ, конечно, она и так его должна окончить, но лучше подкрепить это новогодней традицией. Желание уйдет в космос и потом обязательно исполнится.  А еще? Еще неплохо бы найти работу.

Год Тигра для Анны Семеновны  оказался  неудачным.  Тигр   злобно  рыкнул на нее,  и пришлось уволиться с работы.   Состояние  «временно безработной»  было непривычным, тем более что грозило перерасти в безработицу хроническую. Попробуй-ка  куда-то устроиться, когда тебе уже за пятьдесят, а молодежь наступает на пятки, и  работодатели ставят жесткие возрастные рамки, и здоровье уже подводит…  Так,  какое желание я выкрикну? Или оба сразу?  Тогда в какой последовательности?

И никуда не хочется идти в гости, и приглашать к себе тоже. Лучше одной. Не надо изображать веселье и прикидываться, будь-то все в ее жизни «о кей».  А кого бы можно пригласить?    Нет такого мужчины,  с которым бы  хотелось посидеть за столом в Новогоднюю ночь.  Что ж, я накрою на стол, посижу одна, а потом спокойно  улягусь спать.  И никаких сожалений по давно ушедшей молодости, напрасно прожитым годам, одинокой старости.  «И одной теперь хорошо…»,- так, кажется, раньше пели.

Раздался телефонный звонок. Анна Семеновна не ждала каких-то особенных звонков  и спокойно взяла трубку:
-Але, я слушаю!
-Аня, это я, тетя Клава,  поздравляю тебя с Новым Годом!  Да, сейчас звонили дальние  родственники из Тулы, всем передавали привет, и даже… тебе. Тебя там все еще помнят…
В сердце Анны что-то всколыхнулось и удивленно замерло. Она сразу поняла о ком идет речь.
-Спасибо, тетя, тебя тоже с праздником! 
-Оказывается, он ждал тебя тогда в Москве, даже гостиницу заказывал на неделю!
-Да… да… Тебя тоже с праздником…
 
Анна присела на диван. Саша… Саша Жданов…   Память услужливо представила высокого черноволосого паренька  с карими глазами.  Очки на лице выдавали в нем интеллектуала, хотя, он их стеснялся, а без них начинал беспомощно щуриться. Впрочем, она тоже  носила  очки, и это их как-то сразу сблизило.

-Бабушка, бабушка, к тете  Клаве кто-то приехал на машине!
Бабушка выглянула в окно. Через дорогу, у дома дочери, действительно стоял автомобиль. Редкое явление на деревенской улице.
-А,  так это, видно,  родственники зятя приехали  из Тулы. Они же письмо недавно прислали, что приедут.  Пойду, поздороваюсь.

Бабушка  надела новую ситцевую юбку, нарядную по ее мнению кофту,  цветной платок   и  вышла на улицу. 
Аня наблюдала из окна: из машины вышел рослый, могучего телосложения мужчина, маленькая полная женщина и  высокий  худенький парень.  Наверное, их сын.  Ростом почти с отца. И в очках! Вид такой …интеллигентный…  интересный… 
Неожиданно забилось сердце.

Вышли из дома тетя Клава и дядя Володя, обняли гостей,  пригласили в дом. Бабушка тоже зашла к дочери.  Скоро она вернулась.
-Ну, что, бабушка,- Аня нетерпеливо ждала пояснений.
-Приехали Зоя и Яков, а с ними их младший сын Саша.
-Сколько ему лет?- безразлично спросила Аня.
-Кажется, четырнадцать, я точно не знаю.

Аня удивилась:
-А на вид шестнадцать - семнадцать, как и мне…
Бабушка  понимающе взглянула на нее и неожиданно сказала:
-Баской парень, и видно, что хороший. 
Аня смутилась и замолчала.
-Скоро они на улицу выйдут, в огороде все посмотрят, и  к нам придут, я уже пригласила.

Бабушка начала готовить угощение для гостей.
Аня торопливо подошла  к зеркалу, расчесала  рыжеватые волосы, снова завязала их в хвост;  подумала, и начала красить ресницы. Затем критически оглядела  свое  ничем непримечательное лицо  и какие-то  обветренные губы. Придется  все оставить как есть; помадой и пудрой она еще не пользовалась, казалось, что это вульгарно, особенно летом на ярком солнце.  Затем, посмотрела на свое платье: надо, пожалуй, как и бабушке, переодеться…

Аня не заметила, как бабушка  наблюдает за ней из-за печки и задумчиво улыбается.
Гости сидели за столом и вежливо разговаривали. Саша поглядывал на нее, а потом, улучив момент, когда взрослые начали вспоминать молодость, сказал:
-Может, выйдем на улицу?
Они вышли под бледное августовское солнце, уселись на лавочке у ворот и нерешительно посмотрели друг на друга.  Аня странно волновалась и  с удовольствием поддерживала беседу:
-Анечка,  а чем ты  увлекаешься?
-Люблю читать, а ты?
-Я мечтаю стать переводчиком. Хожу в кружок  по изучению китайского языка, а в школе мы учим английский.
-У нас немецкий язык, я с удовольствием его учила, но  два года не было преподавателя иностранного языка, и теперь я ничего уже не понимаю.
-Действительно, жаль.
-Саша, сколько классов ты окончил?
-Семь.
-Я  девять.

И опять у Ани не возникло чувства, что он «малявка», скорее наоборот, удивление: «А такой высокий,  симпатичный, умный».
-Вы надолго приехали?
-Недели на две, а ты?
-Примерно так же.
-Мне повезло!  А то бы что я тут делал?
-Пойдем вечером в клуб?
-Пойдем!
- Как тебе Урал?
-По дороге я видел много красивых мест, а здесь  так тихо и спокойно…
-Да,  кругом лес и озера.  Мне всегда кажется, что в Подберезово время стоит на месте. Здесь годами ничего не меняется.  И я пока дальше Кунгура нигде не бывала. Там есть ледяная пещера, она славится на всю округу. Мы однажды всем классом ездили на экскурсию.  Внутри  красиво, но холодно и сыро, а  ощущение, что над тобой толща земли, как-то давит.  Поэтому,  больше всего я обрадовалась, когда мы, наконец, вышли на солнце! Хотя, очень удивительное место.

Вдруг  небо затянули тучи, яркий день потускнел, стало по-осеннему прохладно.  На них тут же с ожесточением накинулись комары,   и пришлось вернуться в дом. Вскоре гости ушли, а к вечеру начался дождь.
Пыль на дороге мигом превратилась в липкую чавкающую грязь. Прохладные сумерки  обещали перейти в холодную августовскую ночь с моросящим туманом.  Аня с сожалением  отложила в сторону нарядное шелковое платье. Придется  надеть теплую юбку, кофточку,   резиновые сапоги и плащ.  Она нетерпеливо прислушивалась к шуму дождя. Наконец, раздался стук в окно. Аня в последний момент все же сунула ноги в  туфли, и выскочила на улицу.   

Саша стоял около ворот с зонтиком в руках  и неуверенно смотрел на нее:
-Пойдем?
-Пойдем! Ну и погодка!
Аня быстро отметила его строгий деловой костюм и туфли. Как хорошо, что она не надела резиновые сапоги!  А этот зонт! Сразу видно, что  он городской житель, в  деревне с зонтами почему-то не ходят. Только как они доберутся до клуба по этой  скользкой, разъезжающейся под ногами грязи?               

Всю дорогу Аня чувствовала предупредительно поддерживающую ее руку Саши.  Второй рукой он умудрялся держать над ней зонт, и  это было жутко приятно. Кажется,  еще никто никогда так за ней не ухаживал.  А вот и клуб. Старая деревенская изба   с радостью выполняла эту роль. Парни и девчонки  с увлечением  флиртовали друг с другом и танцевали под старые заезженные пластинки. Увидев Аню и Сашу, все на мгновение  замолчали. 

Аня отметила про себя заинтересованные взгляды девчонок и недоуменные парней. Впрочем, здесь не принято  выяснять отношения с помощью кулаков, местное население весьма миролюбиво относится к приезжим. Уже через минуту Аня познакомила всех со своим новым другом. Саша, несмотря на то, что девчонки оказывали ему всяческое внимание, танцевал только с Аней.

Она едва доходила ему до плеча, и это обстоятельство смущало ее   больше всего.  Он  чуть обнимал ее за плечи и талию, низко наклонялся, чтоб что-то сказать. От его волос доносился запах мужского одеколона.  Сквозь треск проигрывателя слышался проникновенный голос певца:
                Помню, помню мальчик я босой
                В лодке колыхался над волнами.
                Девушка с распущенной косой
                Мои губы трогала губами…



Анна Семеновна принялась хлопотать на кухне, в последний момент, решив сделать еще и салат. Новый год неумолимо приближался. Вот так и идут годы.  И что это я так разволновалась? Да, телефонный звонок… как давно это было… в далекой юности.  Анна Семеновна опять невольно углубилась в воспоминания.



Саша и Аня сидели в комнате.  Прошло две недели после их знакомства, но казалось, что они знают друг друга очень давно.   Аня с удовольствием наблюдала за Сашей:  как он говорит, как двигается, как смотрит на нее…как  волнуется… Да, он волнуется. Сейчас он скажет ей что-то необычное…
-Аня, а ты знаешь, как  на немецком языке  сказать:  «Я тебя люблю»?
-Да, конечно, - Аня улыбнулась и произнесла фразу.
Саша взял в руки ручку и тетрадь:
-А на китайском пишется так.
Саша аккуратно вывел несколько иероглифов и пояснил, что они обозначают. Аня удивленно смотрела на него:
-Ты умеешь писать иероглифы? Наверное, их трудно запоминать. Говорят, их несколько тысяч.
-Нет, не трудно, - Саша выразительно посмотрел на нее, - а вот, как это пишется на английском языке…

Саша снова очень аккуратным почерком вывел какие-то  буквы, затем произнес незнакомые слова и  подал тетрадь Ане.
Аня удивленно молчала. Сейчас он признался ей в любви на двух языках…


 Прошло несколько лет. Саша писал ей письма. Постепенно переписка прекратилась, но она еще долго хранила эту тетрадь,   поздравительные открытки,  письма, его фотографию, а когда доставала их и   смотрела на иероглифы, становилось очень тепло на душе.  Еще ей нравилось  перечитывать открытку, в которой  Саша написал: «Желаю тебе всегда быть такой же красивой, какой ты была десять лет назад».  Значит, он поздравил ее с праздником через десять лет после того краткого знакомства?  И неужели она действительно была красивой?

От родственников Аня знала, что Саша после школы поступил в институт на факультет иностранных языков, женился на первом курсе, а к пятому  развелся…      
Сама она тоже   кружилась в вихре  беспечной молодости, закончила вуз, работала…   
Анна Семеновна, охваченная воспоминаниями, уже  быстро ходила по комнате. Хотелось  крикнуть, позвать его, исправить ошибку молодости, ведь это она виновата, что они так больше и не встретились…

Очередной отпуск в июле  месяце  представлялся скучным.  Путевку на юг достать не удалось,  придется остаться в городе и   дышать расплавленным асфальтом.  Аня шла из магазина и тащила сумку с продуктами. В подъезде остановилась у почтового ящика, вытерла пот со лба – ну, и жара сегодня.  В ящике мелькнуло что-то белое. Письмо! От кого же?   Быстро вытащила, прочитала обратный адрес. От Саши Жданова из Краснодара! Вот это неожиданность!  Что он там делает? Он знает ее новый адрес?  Впрочем…  Аня быстро начала читать:

«Здравствуй Анечка!    Решил написать тебе письмо. Как у тебя дела?  А
я  учусь в Краснодаре, получаю второе высшее  образование. Скоро  поеду домой на каникулы.  Аня, мне очень хочется увидеть тебя,  давай встретимся!»  Все тот же аккуратный  почерк, и все тот же вежливый интеллектуал.   Сколько ему сейчас лет?  Наверное, двадцать шесть.  Аня  быстро вбежала в квартиру и бросилась собирать чемодан.  Сейчас же на вокзал!  Вероятно, он ждет ее в Краснодаре, на конверте подробный  адрес общежития. 
      
Приехав на вокзал, Аня была разочарована:  толпы желающих уехать осаждали  железнодорожные кассы. Хотя, что она ожидала,  ведь лето, сезон отпусков.  Выстояв огромную очередь, узнала, что билетов до Краснодара нет. Ехать в Тулу и ждать его там?  Неудобно его родителей.  Да и своих тоже.  Хороша нахалка, сама приехала к парню домой.  Аня в растерянности смотрела на пеструю толпу.  Что же делать?  Еще немного поразмыслив, Аня подхватила тяжелый чемодан и пошла обратно  на автобусную остановку…

Анна Семеновна задумчиво  смотрела в окно. Из-за ледяных узоров  почти не было видно улицу;  только шум проезжающих машин, голоса людей, спешащих  добраться во время до праздничного стола…   
Почему я  не написала Саше письмо, не объяснила ситуацию?    А он, оказывается,  заказал тогда  гостиницу в Москве и целую неделю ждал  меня…
Она узнала об этом спустя  много лет.