Сказка о награде за науку, или

Борух-Нахман
Уехала моя подружка, уехала жить в сытую Германию

    Это случилось совсем недавно. К шаббату разослал поздравления всем друзьям. Мне не трудно, а им приятно.
Раздался звонок.
- Это Лариса. Выслушаешь? Спасибо. Это очень нужно! Очень!
Помолчи.
Знаешь,как тут?! Тут никак!
Сто десять километров до жизни. Выйдешь на улицу: ни людей, ни зверей. Только машины. Но они ведь не живые, даже те, которые ездят.
Словно Всевышний остановился на творении  флоры, а до животных дело  так и не дошло.
    Как тут человеку?
Хреново! Снова муж проверяет телефонные счета, память на мобильнике и вскрывает конверты. Даже животным не пахнет.
Дочке уже два года.
Ты не знаешь, как её зовут?
Да тебе это и не нужно.
Нет, конечно, не от тебя. Ты же не святой дух.
И все же она твоя дочь.
Просто я так хочу.
Все - открывается дверь. Спасибо. Жду.
Не пропадай.
   

       ИЛИ, КОМУ ДОСТАЛСЯ СЕКРЕТНЫЙ СВИТОК

      Вырастил отец двух сыновей. Трудно было, но-таки вырастил. Хорошие мальчики, дружные - одна радость, но разные очень, непохожие ни на кого, ни на маму, ни на папу, и друг на друга тоже не очень похожи. Ну что тут поделать? И отцу помощь от них по дому, и матери радость.
      Подросли, первое учение освоили, все науки местного раввина осилили, и вот радость - учиться дальше захотели. Сели за книги, споры заспорили, много отца спрашивали.
      Открыл однажды отец перед ними тайную дверку, что в стене за картиной была. А там два свитка - один пожелтевший и ветхий, а второй - белый и свежий.
-Вот, - говорит отец, - эту книгу древнюю, в которой знания всего мира собраны, мне мой отец в свое время передал, но в начале отправил меня по свету бродить, дескать все, что я сам смогу понять,  в собственной книге отразить должен. Эти две книги, старая и новая, в нашем секретном семейном шкафу хранятся, и передам я их тому из вас, кто принесет мне больше знаний и выучится самой наиглавнейшей науке. Идите в свет, учитесь всему, что вас окружать будет, но не забудьте:  не губите ни букашки, ни слона, ни травинки, ни кузнечика. Никто не знает, что в этом мире главное, и на чем этот мир держится. Только человеку по пути знаний двигаться разрешено, и только ему такая возможность дана - стать лучше. Остальное все уже давно в лучшем виде в мире изготовлено. Не перепортить бы. Отправляйтесь в дальние края, и путь я вам неблизкий - по десять лет времени - назначаю.
Обнялись с отцом братья, закинули за плечи котомки, пожелали всем счастливо оставаться, за порог вышли. Недалеко от дома отошли и один другому говорит:
- Хорошее дело придумал отец - за десять лет многое мы в мире поймем. Но нас ведь двое, и если мы с тобой в разные стороны пойдем, то узнаем каждый свое. Кто знает, как жизнь сложится, но когда мы эти два знания вместе потом соберем - вдвое больше получится.
    Подумали, прикинули, и пошли в разные стороны.
    Попали в диковинные страны, много городов, краев и долин увидели, у многих мудрецов учились - хорошие братья, трудолюбивые. За десять лет ни один до рюмки не дотронулся, ни один на красивую девушку не посмотрел - все книги да книги, лекции да беседы - оба большими мудрецами стали. Каждый учился прилежно - только в краях противоположных и в науках разных. Впрочем, ничего в этом мире нового нет, все одно и то же, только под разным углом к разным людям расположено, оттого, тем, кто невнимательный, незнакомым кажется.
     Через десять лет встретились на том же перекрестке, где расстались, заплакали от счастья и, обнявшись, долго-долго стояли. Потом взяли свои котомки и  зашагали к родному дому.
    Отец на пороге встречает. Сердце лучше всяких часов срок отмеряло.
В доме стол накрыт, тепло, печь натоплена, хрустящими простынями кровати застелены, баня до красна разогрета - радость и веселье. До самого позднего поздна засиделись.Далеко уж за полночь, может и спать пора, но только не спится никому. Хоть с дороги дальней, а все равно не спится.
Говорит отец старшему сыну.
- Твой черед о науке рассказывать, ты первый по возрасту, тебе и начинать. Начинай, не бойся.
- А мне и не страшно,  - отвечает сын. -
Был я в далеких краях, учился в самых главных университетах и такие мудрецы позволили мне у их ног сидеть, что мне такого их разрешения до сих пор не понять. Позволили они мне такие книги учить, каких в мире единицы. Выучил я и то, и другое……
И стал старший брат перечислять, какие трактаты наизусть помнит, сколько страниц Талмуда за десять лет по скольку раз проработал. Не вечер уже и не утро, уже и второй день кончается, а брат все о своей науке говорит и всё, о чем повествует - истинная правда. Одно знание лучше другого - большой мудрец в дом возвратился. Таких на всем свете раз два и обчелся.
- А ты что узнал? - спрашивает отец младшего сына. - Может, и у тебя наука важная найдется, что в мире видел?
- Нет, отец, видимо, книги старшему брату достанутся, - отвечает младший. - Мне, хоть тоже много перевидеть и перечитать довелось, но попал я на пятом году странствий в высокие горы, к старому-престарому старику, и стал он меня молчанию учить. Трудно ему со мной приходилось, никак его наука в мою голову не входила. Но в конец срока учения сказал мне дед, что не безнадежен я, и лет через тридцать к сути науки смогу подойти. Так что, отец дорогой, мне еще много учиться надо. Уж лучше я о своих знаниях помолчу.
Вынул отец из тайного шкафа секретные свитки и отдал сыновьям. Только догадайтесь сами, кому они достались, ведь оба заслужили.             

Через неделю пришла открытка. «Лучше бы ты не появлялся в моей жизни».

 P. S.

     Мы так устроены и не замечаем, что мир постоянно говорит с нами. Шелестом листвы, мяуканием кошки, толчком случайного прохожего или улыбкой встречного человека.
    Мы берем на себя ответственность и инициативу за событие, за поступок, за действие, не понимая, что двадцать, тридцать, сто раз уже были предупреждены о результатах и последствиях. Что нужно быть предельно внимательным именно к сегодняшнему дню, именно к этому месту, именно к тем людям, которые сейчас, в этот час, в это мгновение рядом с тобой! Здесь и сейчас! Как бы ни были они второстепенны в данный момент - именно они тот гвоздик, на котором висят самые волшебные ходики твой жизни. Не будь этого гвоздика - часы упали бы и разбились.

     Мы не понимаем, что самое дорогое и самое важное для нас, уже давно рядом и что за ним никуда не надо идти. Наши близкие страдают от обид и невнимательности, а мы уходим из дому в погоне за Жар - птицей,  а она - та самая - женщина, в переднике и с бигудями на голове, которая три часа подряд напевает нехитрую песенку, возясь с кастрюлями на вашей собственной кухне.  Это главная наука.
Мы забываем, главное правило всей жизни  - в первых словах подаренной нам Отцом книги: «Плохо человеку быть одному».
     Мы не хотим осознать, что ничего случайного нет и никогда не было, что, если поломалась в далеких краях твоя машина, то через много-много лет ты окажешься в том же городе,  на той же самой улице, чтобы в доме напротив найти  сундучок с  драгоценностями.
Я обращаюсь к себе тогдашнему и спрашиваю:
- Почему пятнадцать лет назад, когда милая Лари сидела  за  пристроенным  на подоконнике компьютером в моей маленькой коморке, правила безграмотные тексты о старом отце и двух братьях  и молчала, ты не смог прочитать её молчание?
Учить уму других, это не то, что быть умным самому.  Самый умный мудрец в быту самым большим профаном оказаться может. Прописная истина.

Борух-Нахман. Октябрь, 2005 г.