Шуба

Сергей Дзюба 2
Шуба

Студенческому Братству посвящается.
Если уж говорить про такое блюдо как селедка под шубой, то я его очень люблю. Селедка под шубой мне всегда нравилась приправленная майонезом, или подсолнечным маслом. Без разницы. Кстати если вы не знаете кто, когда и как, первый придумал рецепт селедки под шубой, то я вам расскажу,но об этом, как, всегда, в самом конце, чтобы нам тут не замедляться. Сейчас как всегда отойду в сторону и начну с того, что на летней практике после первого курса в Киреевске кормили нас, как говорится погано.Про то чем нас там кормили, в русском языке есть одно хорошее слово и звучит оно как Однообразие. В двух словах я вам сейчас расскажу, что нам там подавали. На завтрак каждый день у нас была глазунья. Лично я к глазуньи всегда относился очень хорошо, нравилась она мне, особенно если туда макать хлебом, так вот после Киреевска я ее в течение пол года видеть даже близко не мог. Как бы мне ее не подносили. На обед у нас на первое был куриный суп сиз американских окорочков с лапшой, который так же в конце концов пресытился и надоел до чертиков, на второе был гуляш из тех же американских окорочков с макаронами. На ужин у нас опять была глазунья. В двух словах после трех недель такого усиленного питания, каждый из нас лично пришел к своему выводу. То есть все мы решили так. На завтрак мы перестали ходить полностью. На обед мы ходили, деваться было некуда, надо было все-таки, что-то есть. На обеде мы брали только второе, и то,только гуляш. С ужином мы поступали, так же как и завтраком. В основном питались на подножном корме, кто и где и что достанет. И, что самое интересное каждый день нам хотелось чего-то экзотического. Так в один день нам хотелось чипсов.Я бы тогда за пачку чипсов отдал бы тысячу. На следующий день картошки фри, еще через день мороженного и желательно чтобы это был пломбир сливочный в вафельном стаканчике. Единственным кто из нас по этому поводу не страдал, это был Женя Дальномеров. Может быть, он к еде был всегда равнодушен, а может где-то на стороне подкармливался. (Кстати, готов вам представить нового героя. Это Женя Дальномеров мой одногруппник.У Кости Мезенцева в этом году была страшная аллергия на тополиный пух, поэтому на летнею практику он не поехал. Это и к лучшему, я представляю если бы они тут спелись вдвоем с Женей, то тут бы они делов наделали бы.А так Женя был предоставлен самому себе. Если уж говорить про Женю отдельно, то он был нас всех старше на три года и уже два раза брал академ отпуск). Так вот, когда Женя Дальномеров принес вечером целый тазик селедки под шубой, что тут началось, не опишешь в словах. Девчонки наши сразу черный хлеб нарезали. Селедку даже не стали раскладывать по тарелкам. Ели ее сразу из тазика. Подходили, цепляли вилкой и тут же употребляли в пищу. Когда с пиршеством было закончено, первым кто задал вопрос Жени, это была Наталья Веселовская. Наталья у нас была самая бойкая и любопытная, она ему так и сказала:
-Слушай Дальномеров,давай колись,где ты такой хавчик раздобыл,ты, что в город смотался. Так автобусы уже давно не ходят.Последний рейс из Киреевска был в два часа дня. Или ты что-то продал или обменял. Так я смотрю у нас в домике пока все вещи на местах.
На, что Женя ей тут же ответил:
-Отвали.Все ровно не расскажу, еще сглазите.
После этого он пошел и лег к себе на кровать, натянул на себя полог. Полог, сделанный из марли, был у каждого из нас чтобы хоть как -то избавиться от комаров и висел над кроватью на натянутой леске. Перед тем как заткнуть полог окончательно, повернувшись к нам спиной Женя, нам всем напомнил:
-Тазик помыть не забудьте, завтра может быть, еще пригодится.
На следующий день в том же тазики он нам принес полный тазик винегрета, еще через день полный тазик ватрушек с повидлом. Так вот, в этот раз, закончив с ватрушками, Наталья решила окончательно прижать Женю к стенке, чтобы понять главное. Куда это он ходит и откуда такая жратва, да еще и на халяву. Может быть она была человеком таким докучным, а может быть этот вопрос ей не давал покоя, все эти дни. Она ему так и сказала:
-Мы тут подумали Дальномеров и решили к тебе помощника прикрепить. Чтобы ты спину не дай Бог не надорвал, когда разрез будешь закладывать. А то спину надорвешь, кто нас тогда кормить будет.
Сразу стало понятно, что такой расклад Женю полностью не устраивал. Если до этого у него был свободный график. То есть на закладку разреза он ходил, когда и как хотел. То тут под помощника ему пришлось бы подстраиваться. (Для чего закладывался разрез, я вам отдельно расскажу, это целая наука, но нам как почвоведам и агрохимикам он нужен был каждый день, чтобы собирать пробы для почвенного анализа, про разрез я вам просто приведу его характеристики. Разрез закладывался на глубину метр девяноста, в ширину он был сантиметров пятьдесят,чтобы в нем было удобно работать, одна из стенок была зачищена. Закладывался разрез при помощи лопаты штыковой и чем-то напоминал рытье окопов.)Во-вторых, он опасался, что наши все узнают, как он в втихаря в деревенском магазине в Киреевске берет под запись пиво баночное, и с этим пивом ходит в соседний лагерь к девчонкам, где располагались спортсмены, если точно гимнастки. Взвесив все за и против, а может быть, чтобы лишний раз не задорить Наталью, в этом плане она была девушка дотошная, Женя решил нам все подробно и по честному рассказать. Дело было так, не далеко от того места где мы закладывали разрезы, находился пансионат в котором располагались дети больные по зрению. У кого- то был левый глаз заклеен, таким образом лечили косоглазие, у кого- то глаза были закапаны, таким образом лечили близорукость. И вот в этот пансионат Женя подвязался ходить. Там после закладки разреза в туалете он мылся, и переодевался. Кстати тут Женя был прав полностью, после закладки разреза вся одежда была покрыта или песком, или глиной если шел дождь.
-Ну,не ходить же мне как оборванец по всему побережью (дома отдыха, спортивные лагеря, а так же наша база располагались в Киреевске на берегу Оби)-начал рассказывать нам Женя как всегда из далека и с пафосом. -На меня ведь девчонки смотрят. Да и, в конце концов, я же студент Томского Государственного Университета. Так и в этот раз, помылся я у них там, причесался, переоделся для этого дела у меня в спортивной сумке были джинсы синие, белая футболка, вышел я из туалета и думаю, пройдусь у них по корпусу посмотрю, что у них и как тут находится. Так вот оказывается, у них там в конце коридора на первом этаже в столовой было, что-то в виде кинозала. Детишки сидят там один ряд за другим на стульях, а под потолком висит телевизор«Горизонт». И у этого телевизора то звук пропадет, то изображение. Вот тут я и решил помочь. Жалко мне стало детишек, и так больные, а тут еще и глаза напрягать приходится, чтобы хоть что- то на экране рассмотреть. А у нас в общежитие точно такой же «Горизонт» на вахте у вахтерши стоял,так что я уже знал, что к чему и как это дело поправить. В двух словах зашел я к ним, а тут ко мне сразу подошла Татьяна Витальевна, женщина очень симпатичная и молодая, ей лет под тридцать не больше, она у них  в тот день была за главную. И говорит мне:
-А, вы молодой человек, по какому вопросу?
А, я ей тут же:
-А, давайте я вам телевизор починю.
А, до этого она вокруг этого телевизора как угорелая скакала. У них там пульт управления был в виде швабры, и вот этой шваброй она, то одну риску поправит на телевизоре, громкость увеличит, то другую, яркости добавит.
-Ну,пробуйте,- говорит она мне,- правда у меня тут нет никаких инструментов ни паяльника, ни кусачек, ни проводов .
-Да я и так справлюсь, - сказал я ей, - я ведь как ни как техникум электротехнический закончил. (Тут Женя блефовал, никакой он техникум даже близко не заканчивал).
Ну, а дальше, поставил я свою спортивную сумку на пол, залез на стул, у телевизора панель заднею отодвинул, тут же кусок старой изоленты нашел, два проводка обмотал между собой, приблизил. Смотрю кое-как, по немного телевизор у них фурычить начал. Звук наладился, изображение стало хоть и мутное, но все-таки появляться. И тут мне Татьяна Витальевна так и говорит:
-Я даже не знаю, как мне с вами рассчитаться. Денег у нас в пансионате лишних нету, я бы вам из своей зарплаты отдала,так у меня получка только через две недели.
А, я ей по этому поводу и говорю:
-Да, ландо вам, я и так это сделал все от души.
И тут, мне в голову мысль шальная стукнула. Я об этом ее сразу и спросил:
-А, что у вас сегодня из салатов на обед было?
А, она мне в ответ:
-Для взрослых селедка под шубой, для этих (имелись в виду детишки) салат из свежих огурцов и помидоров со сметаной.
Ну, а дальше я ей рассказал, чем нас тут всех каждый день почуют. После этого мы пошли на кухню, и она мне выдала полный тазик селедки под шубой. Еще и булочки с маком предлагала. А, я решил, что салата нам за глаза хватит. Надо бы и совесть иметь. На следующий день я им розетки починил, часть из них искрила, за это нам винегрет отдали, еще через день все лампочки заменил, тут нам ватрушек отвалили. Короче я все вам рассказал. Если есть вопросы, задавайте. А то мне уже спать пора.-Женя демонстративно зевнул.-Мне еще завтра там два удлинителя надо проверить. Если вам что-то не нравиться, то я могу и передумать и не ходить туда. У меня и так дел не в про ворот. А я должен там за вас за всех батрачить. Кстати, у них там, завтра, будут сырники со сгущенным молоком и со сметаной. Может быть, и нам что- то достанется.
Больше вопрос ему никто не задавал, да и спрашивать было по большому счету нечего. В течение двух недель Женя продолжал нас подкармливать. Через две недели наша летняя практика, наконец-то закончилась. На этом и эта история закончилась. Единственный вопрос, который у меня остался, это кто дальше в этом пансионате чинил телевизор. Хотя может быть они, в конце концов, купили японский. Тогда уже японская аудио и видео бытовая техника стала появляться в свободной продаже.
Теперь, как и обещал, расскажу вам про селедку под шубой. Про то кто, когда и как придумал первый рецепт данного блюда. Дело было так. В 1918 году у одного из хозяина трактиров, у некто Анастаса Богомилова,в кабаках постоянно творилось полное безобразие. Закуски нормальной не было, так что публика каждый раз напиваясь в хлам, устраивала там скандалы драки и поножовщину. День заканчивался тем, что туда приезжала милиция. Составлялись протоколы, слишком буйных увозили в участок. Анастасу Богомилову выписывали штраф, плюс к этому побитая посуда и поломанная мебель. Так вот, в конце концов, это его притомило и он решил для себя, что надо создать блюдо, которое, во-первых, было бы питательным, во-вторых очень вкусным, и, в-третьих, устраивало бы всех. Чтобы не было лишних, да еще и политических споров. Для этого дела он нанял на работу нового повара. А тот видимо был человеком смекалистым и предложил ему оригинальный рецепт нового блюда. В состав, которого входили, во-первых,соленая селедка, порубленная мелко символизирующая пролетариат (у пролетариата селедка в питание была каждый день) во-вторых, туда добавлялась картошка, символизирующая крестьян из деревень, в-третьих, ярко красная свекла как символ знамя большевиков, Советской власти уже был ровно год, и под конец туда добавлялся майонез Провансаль как символ французской революции. Все это тщательно перемешивалось. Салат этот решено было назвать так: Шовинизму,Упадку, Бойкот и Анафема. Или просто ШУБА. С тех пор так и пошло. Если уж говорить про драки в кабаках у Анастаса Богомилова, то я думаю, они продолжались и дальше. Такую публику таким салатом врят ли удалось утихомирить. Не смотря, на это, рецепт дошел до наших дней. Лично у меня моя вторая супруга делает его каждый раз по праздникам. И это у нее неплохо получается, я бы сказал на ура. Особенно если туда добавить селедочку малосоленую, собственного посола, с толстой спинкой. И желательно алюторскую.
9.05.2015.
22.35