Горсть земли

Татьяна Пороскова
В сенях было прохладно. Сквозь щель пробирался игривый солнечный зайчик. Стёпа увлечённо читал, не отрываясь от книжки. В хлеву мычал телёнок. Мать звала обедать. Соседская девчонка Зинка всё крутилась возле дома, ей хотелось играть. Стёпа учился отменно. Учительница не могла на него нахвалиться отцу. Она давно заметила в лобастом мальчугане усердие и необычную тягу к знаниям. И мальчик грезил науками. Он готов был идти пешком в далёкий город. Но у отца-инвалида было семеро голодных ртов, и свои планы на Степана. Он должен стать опорой семьи.

Пройдёт не одно десятилетие, целая жизнь, когда однажды я открою «Учительскую газету» от 1982 года… и на последней странице прочитаю  некролог о кончине профессора химии, автора сотен статей и  десятков учебников, лауреата Ленинской премии, Учителя с большой буквы, нашего земляка, Степана Афанасьевича Балезина.

И однажды я буду ехать скорым поездом в Пермь. Он остановится в ночи. И я прочту название станции:  Балезино.
И потом буду собирать архивные материалы со своими учениками о его жизни. Ведь родился то он в деревне Володинское, это совсем рядом от школы, в которой я начала работать.
 
 Заросла деревня черёмухами, ивами, мятой, травами разными… И стоит у дороги старый тополь. Сколько лет ему? Кто знает? Может, он ещё помнит маленького мальчика в лапоточках, шагавшего в любую погоду по дороге в соседнюю деревню?
 И дома того уже нет, в котором в полутёмных сенцах, сидел над книжкой Стёпушка.

 Мне показали место, где был дом его родителей. И однажды по приглашению  жены Степана Афанасьевича и сына Александра привезу  свой маленький класс в количестве шести учеников в Москву. В поездку я возьму  с собой горсть уральской земли на могилу учёного. Горсть земли с того места, где он родился и ходил в школу.

 И вот Ваганьковское кладбище. Робко вошли. Направо - вся усыпанная свежими цветами могила Володи Высоцкого. И памятник. Он, словно спелёнут чем-то, словно распят, рвётся усилием  вперёд, поднимается над всем и вся…в небо.

  И постояли  с детьми у  могилы Сергея Есенина. И мне вспомнились строки Вольфа на кончину поэта.
…………………………..
На Ваганьково берёзки,
Клён да белый мох.
Что тебе наш ветер жёсткий
И колючий снег?

Там, в стране чудесно-белой,
Тополя шумят.
Спи, мой лебедь. Спи, мой смелый.
Спи, мой старший брат.
 
Что ни могила, то целая эпоха, жизнь, история… И с робостью, осторожно шли мы мимо этих дорогих всем могил и памятников.

А горсть земли  нельзя было положить вот так просто.  Не было той обычной могилы, которую я себе представляла. А были ниши в здании с табличками.
Но мы коснулись с детьми жизни нашего земляка, прошли вместе с ним от времён гражданской войны до последних его дней. Большое дело для Отчизны было сделано его умом пытливым.
Он начал новое направление в защите металлов. Ингибиторы, которые защищали металл от коррозии. А это защита от ржавчины оружия и подводной  части  кораблей в годы Великой Отечественной войны. Он был скромным и простым человеком и всегда ставил себя на ступеньку ниже, чем был на самом деле.

Долгие годы мы вели переписку с его сыном Александром Балезиным. В то время  ему было только тридцать лет.  Его письма  и воспоминания об отце  помогали жить и преодолевать трудности.

И уже взрослые мои ученики, ставшие учителями, сказали мне недавно, что работа эта над именем Степана Афанасьевича Балезина, над памятью о нём была почти самым ярким событием в их жизни,  и имя его вело их, как путеводная звезда.

И когда я встречалась в жизни с трудностями, я всегда вспоминала этого упорного и любознательного деревенского мальчика, каким представляла его себе.