Десна - река моего детства

Николай Кокош
    
   
            
               
Магическое, трепетное слово "детство"... Для меня оно ассоциируется с концом пятидесятых годов прошлого столетия. Я на целое лето выезжал в украинское село Кладьковку, что на Черниговщине - Северная Украина.


         Моими "опекунами" была простая крестьянская семья: Прочухан Родион Титович, его жена Галина и их взрослый сын Николай.

          Жили они, можно сказать, натуральным хозяйством. Прошло не более десяти лет после окончания войны. Раны, нанесенные ею, только-только начинали заживать...

           Но  украинцы, эти "ломовые лошади", засучив рукава, с головой "окунулись" в работу. Своим было все:корова, бычок, свини, козы, гуси, утки, куры. Родион Титович вместе с сыном трудились в рыболовецкой бригаде, занимались охотой на лесного зверя и водоплавающую птицу. Галина вела домашнее хозяйство. Но, если не хватало рук, она смело бралась и за мужскую работу: косила, молотила, запрягала коня...

            
             Хлеб пекли сами в русской печи: в будни-ржаной, по праздникам-белый, пшеничный. Прошло много лет, но вкус ржаного хлеба, замешанного и выпеченного трудолюбивыми руками тети Гали,  мне помнится до сих пор.

               Первые и вторые блюда ели из одной большой миски деревянными ложками. Запомнились вышитые рушники, постельное бельё из полотна, натуральные пуховые перины и подушки. Ложишься в постель и проваливаешься в пух. Грубая полотняная простыня в жару охлаждает, в морозы-согревает.

                Кладьковка - одно из многочисленных живописных сел, расположенных на левом берегу быстротечной реки Десны. Потому, как она с большой скоростью несёт свои воды, ее можно сравнить с такими реками, как Кубань, Уссури, Бия и Катунь. Чуть зазевался и тебя уже понесло течением. Попробуй тогда выбраться из реки!

            Мне приходилось бывать на многих реках и в Сибири, и на Дальнем Востоке, и в Европе, но Десну я бы не  променял ни на одну из них.

            Сколько ярких, неповторимых впечатлений и воспоминаний связано у меня с этой рекой! Вот я, одиннадцатилетний парнишка, в составе рыболовецкой бригады Родиона Титовича... Мы мчимся на "дубах" вверх по Десне, в сторону Чернигова. ("Дуб"- местное название мощной , восьми-семи метровой лодки, где предусмотрены  и моторная тяга, и управление веслами. Широко используется на Деснянщине: для рыболовства, перевозки сельскохозяйственных грузов, колхозников и рабочих). Мы вышли на четырехдневный промысел. Перед бригадой поставлен конкретный план по вылову рыбы и его надо выполнить во чтобы-то ни стало. План и его перевыполнение-главная цель, ради которой  бригада будет трудиться в поте лица, не жалея "живота" своего.

            Впереди показался пологий, песчаный берег. Родион Титович громко, перекрикивая работающий двигатель, подает команду:" Заходим!" В состояние "боевой готовности" приводится невод, все предельно собраны и насторожены. На берег высаживается большая часть бригады, в лодке остаются только два гребца,сам бригадир и я. Те, кто на берегу, крепко ухватившись за край невода  идут с ним, вернее,тянут его, что есть сил, вдоль  берега, а Родион Титович и я разматываем и опускаем в воду его другой конец. Проплыв на веслах метров сто -двести и сделав "дугу" на воде, причаливаем к берегу.

            Наступает решающий момент-как можно быстрее подтянуть оба конца невода к берегу и выбрать попавшую в него рыбу. Уже видны  бьющиеся в глубине невода сомы, лещи, судаки, окуни... Все они загружаются на вспомогательные "дубы."

            И снова слышится властный голос бригадира:"Вперед!" Расслабляться и отдыхать некогда. Добавляя газа, мы снова мчимся вверх по Десне... На третьи сутки я уже валюсь с ног! Ничто меня не радует: ни достаточно крупная стерлядь, случайно зашедшая в деснянские воды и пойманная рыбаками, ни увесистые куски сома, зажаренные на древесных углях и дружно съеденные бригадой, ни редкая   возможность самому "порулить" лодкой и почувствовать себя капитаном большого океанского корабля.

            Родион Титович по-отцовски подбадривает меня и несмотря на мое сопротивление, отправляет спать. Просыпаюсь среди ночи. Бригада в очередной раз выбирает из невода рыбу. Мне неловко и я из последних сил становлюсь с рыбаками в один ряд и  помогаю им перекладывать рыбу в "дуб"...

            Заканчиваются четвертые сутки нашего пребывания на Десне. Два транспортных "дуба" под завязку загружены рыбой. Доволен бригадир, не перестают шутить и улыбаться рыбаки. План по вылову рыбы перевыполнен вдвое. Только и разговоров о том, что будет хорошая зарплата и такая желаемая премия.


             Бригадир и рыбаки то и дело похлопывают меня по плечу и уверяют,что я успешно прошел испытание на молодого рыбака. Самый говорливый из них, Агапко Семен,  так и заявляет:" На следующий раз ты, Коля, можешь собирать бригаду и самостоятельно выходить на промысел!" Смех заглушает его слова... За меня заступается бригадир, шутники замолкают...


             
             Я недостаточно взрослый и не знаю, как мне реагировать на шутки рыбаков. Вид у меня далек от речного "волка!" Губы от ветра и  воды потрескались до крови,спина, пребывавшая в наклонном положении, налилась "свинцом" от тяжелых, не по размеру резиновых сапог, болят ноги. Но где-то интуитивно своим детским умом   понимаю, мне удалось выстоять в нелегкой борьбе за "выживание" и внести свой посильный вклад в дело, которым рыбаки занимались четверо суток.

              Мы с триумфом возвращаемся домой! Возле весовой нас встречает  все село.  Рыбу сортируют и раскладывают в большие, плетеные из лозы корзины. Теперь поскорее к весовой. Плетёная тара,    под тяжестью речного "скарба," припадает к песку и скрипит. Такое ощущение, что корзины вот-вот развалятся. Нужна недюжинная  сила, чтобы пронести их от лодок до весовой. Рыбаки с этой задачей справляются успешно. Остаются три крупных сома. Как их доставить на весы?  Думали недолго: большие весла продеваются через жабры и самые рослые, и крепкие рыбаки на плечах несут сомов к месту. Их хвосты лениво волочатся по песку в такт движения "процессии".  Первый, самый крупный сом, затягивает на шестьдесят пять килограммов, второй-на пятьдесят, третий - на сорок пять. Председатель колхоза и главный бухгалтер поздравляют Родиона Титовича и его бригаду с хорошим уловом.

              В этот же день рыбу повезут в города: Чернигов, Нежин, Мену, Бахмач...


              Прошли годы, но меня все так же непреодолимо тянет на Десну-реку моего детства. Реку, которая научила меня уверенно ходить на веслах, управлять моторной лодкой, переплывать ее в грозу и непогоду. Благодаря ей, я впервые почувствовал поддержку и плечо товарищей по работе, радость от участия в общем, полезном деле.

               Десна - это и первый пойманный мною многокилограммовый сом, и гарцевание на низкорослой  лошади, и первый покос на лугу, взмах и скольжение по траве тяжелой крестьянской косы в моих, еще неокрепших руках... Все это связано с Десной - рекой моего детства.

Фото из интернета: Десна во всей красе.