Pусские крестьяне - герои Израиля

Григорий Сухман
   "Субботники" стали одними из первых, кто отправился из России за новой жизнью в Палестину. Судьба их потомков была не менее славной.

В сентябре 1997 года Израиль был взволнован известием о гибели во вражеском тылу боевой группы израильского морского спецназа. Десантники, высадившиеся на ливанском побережье, из-за двойного агента шиитской Хызбалы попали в засаду и приняли неравный бой с намного превосходящими силами врага. 11 погибших и оставшихсяв живых с трудом эвакуировали вертолётом...Бойцов морского спецназа, дравшихся до последней капли крови, возглавлял подполковник Йосиф Куракин, до конца выполнивший свой офицерский долг. Откуда у боевого израильского офицера русская фамилия? Сразу вспоминается старинный дворянский род, оставивший памятный след в российской истории. Род подполковника Йосифа Куракина занимает не менее славное место в истории становления еврейского государства.
Русские, ставшие "иудействующими", "жидовствующими"- не странно ли?

В Музее диаспоры в Тель-Авиве посетители обращают внимание на множество русских фамилий среди участников первой сионистской алии – движения по еврейскому заселению Палестины в начале ХХ века. Куракины, Матвеевы, Нечаевы, Евдокимовы – все они из русских крестьян, принявших иудаизм, за что их в России называют «жидовствующими», «иудействующими», «герами» или «субботниками». Эти люди слились с еврейским народом и оставили свой заметный след в истории еврейского государства.

Исследователь Цви Кашдай, путешествовавший в конце XIX века по югу России, с удивлением обнаружил русских крестьян, принявших иудаизм. В своей книге «Иудействующие» он пишет: «Увиденное растрогало и воодушевило меня. Русские от рождения, отпрыски исконно русских родов, они пели еврейские песнопения в честь еврейской субботы. По собственному выбору, по собственной воле, без каких-либо агитаций со стороны!».

Первые сведения о субботниках – русских крестьянах, принявших иудаизм, – появляются в официальном документе от 1770 года, когда власти насчитали около 400 «субботников» в Саратовской губернии. В 1823-м, по данным МВД, в Российской империи проживало около 20 тысяч «субботников». Максимальное их число было зарегистрировано в 1912 году, когда «иудействующими» в России признали себя более 100 тысяч человек.

На протяжении столетий власти и православная церковь подвергали их преследованиям. Достаточно сказать, что в царской России, только за исключением периода с 1905 по 1912 год, движение «субботников» было признано противозаконным.

На рубеже XIX–XX веков идеи возрождения еврейского государства на Святой земле нашли массу сторонников среди русских «субботников». Многие из них примкнули к сионистскому движению и в числе первых еврейских поселенцев отправились в Палестину.

В конце XIX века крестьянин села Солодники Астраханской губернии Агафон Куракин, принадлежавший к «субботникам», вместе со своими последователями решил официально перейти в иудейскую веру. Вместе с женой и двенадцатью детьми он отправился в признанный центр раввинистического иудаизма – в Вильно (ныне Вильнюс), где под руководством раввинов обучался в религиозном учебном заведении ешиве.

После прохождения гиюра (перехода в еврейство) он принял имя Авраам и в 1898 году в составе большой группы еврейских поселенцев-первостроителей еврейского государства прибыл на Святую землю. Авраам Куракин не был единственным — в то время тысячи русских крестьян-«субботников», желавших слиться с еврейским народом, прошли похожий путь.

Их потомки и сегодня заметны в жизни Израиля. Так, генерал Рафаэль Эйтан, начальник Генерального штаба израильской армии в 1978–1983 годах, вел свою родословную от крестьян Орловых, прибывших в Эрец-Исраэль в начале прошлого века.

Глеб Баевский, выпускник Морского корпуса и Морской академии, потомственный морской офицер и дворянин, близко принял идею строительства еврейского государства близко к сердцу. Революция застала его старшим офицером крейсера «Аврора». Он участвовал в гражданской войне в России и после разгрома белого движения оказался в эмиграции. Встреча с Иосифом Трумпельдором, российским офицером и георгиевским кавалером, ставшим основателем еврейских военных формирований в Палестине, перевернула его жизнь: Баевский проникся идеями сионизма и примкнул к еврейским халуцим – «пионерам», отправлявшимся на Святую землю.

Баевский, получивший еврейское имя Арье, прибыл в Палестину в 1920 году. Он присоединился к боевой организации «Бейтар», где был сторонником самых решительных действий против арабов и британских властей. Ему принадлежат лавры одного из основателей израильского флота – в 1930-е годы прошлого века он был заместителем командира школы морских офицеров, созданной «Бейтаром».

Классиком израильской литературы стала уроженка рязанского села, поэтесса Елизавета Ивановна Жиркова, дочь православного священника и ирландки. Она публиковала свои стихи на иврите под псевдонимом Элишева – начала писать их еще в Москве, а после приезда в Палестину в 1925 году стала известной израильской поэтессой.

В израильской области Галилея как музей еврейских первопоселенцев бережно сохраняется усадьба Дубровиных, русских крестьян-«субботников», прибывших в Палестину в 1903 году. Они поселились в еврейском поселении Ха-Есод, где основали образцовое хозяйство. Несмотря на тяжелые климатические условия, малярию, унесшую жизнь троих детей, и постоянные нападения арабов, Дубровины выстояли и вошли в историю Израиля как пример стойкости и преданности идеалам первопроходцев. Основатель и первопроходец этой династии прожил более 100 лет и похоронен в Рош а Пина, а его усадьба начала 20-го века сейчас - музей в долине Хулы\Иордана, посещение его входит в школьную программу Минпроса Израиля.