Капустник

Валентина Телухова
Ольга Михайловна была опытным педагогом. Она проработала в школе три года. Уже можно было вернуться к родителям в город, но она не решалась. Замены ей не было. А бросить своих любимых учеников она не могла.

-Еще один год отработаете, а там я отпущу Вас. Мне обещали прислать выпускника института на Ваше место, - говорил ей директор школы.

Молодая учительница вздохнула и согласилась.

Впереди был отпуск. За окнами школы цвела черемуха и с любопытством заглядывала в актовый зал школы. Шел праздник последнего школьного звонка. По традиции в этот день девочки одевали коричневую школьную форму и белые фартуки и повязывали капроновые бантики в свои косы, и от этого становились прекрасными и юными. Мальчики договорились одеть одинаковые белоснежные рубашки и темные брюки. И они тоже выглядели празднично.

Двенадцать мальчиков и девять девочек выстроились в одну шеренгу на небольшой сцене актового зала. Почти весь поселок явился на праздник последнего школьного звонка. Мамы и бабушки украдкой вытирали слезы. Кажется, только вчера они привели своих ребятишек в школу! И был для них праздник первого школьного звонка. А теперь они стоят чуть растерянные и грустные. Закончился их последний урок в школе. Впереди консультации и экзамены, выпускной бал и совершенно новая самостоятельная жизнь!

В школе существовала давняя традиция: на празднике последнего школьного звонка выпускники показывали капустник. Чаще всего это были маленькие сценки из школьной жизни. Которые разыгрывали школьники с большим чувством юмора, а потом дарили букеты учителям со словами благодарности!

Вот вышел ученик из общей шеренги и, явно подражая молодому учителю физики, который проработал в школе всего один год и не желал оставаться в глухом поселке больше ни на один день, запел:

Ранним утром в нашем классе лишь учителю не спится!
И одно мне утешение, может физика им снится!

Негромко пропел ученик, а весь класс изобразил сон на уроке. Дети закрыли глаза и сладко заулыбались.

И тут певец рявкнул во всю свою силу:

Больно мне, больно! Не унять эту злую боль!
Больно мне, больно! Умирает любовь!

В зале все заулыбались. А выпускники сделали вид, что они проснулись!

С пожилой учительницей биологии дети попрощались с ласковой улыбкой.

Придем на участок мы поздно или рано,
Нас встретит биолог наш - Мария Демьяновна!
Она нас научит, она нам подскажет,
Про каждый нам кустик поэму расскажет!
Она нам совет всем дает на дорогу:
Трудиться, стараться, а знания - в подмогу!

Дошла очередь и до Ольги Михайловны. Её изображала Лена.

-Встали! Подравнялись! Проверьте, все ли у вас готово к уроку! - и Лена требовательно оглядела своих одноклассников.

Ребята притихли, разбились на пары, делая вид, что сидят за школьными столами.

-Так. Кто пойдет отвечать и порадует меня своими знаниями?

"Да, я всегда так говорю. А со стороны не очень смотрится. А что я еще на уроках делаю смешного?"

-Иванов пойдет к доске. Порадуй меня, Иванов, рассказом об экономическом развитии России в начале восемнадцатого века!

Выскочил на середину сцены Вася Крючков, который изображал Антона Иванова, встал с широко открытыми глазами.

-Бу-бу,бу-бу. Бу-бу. Бу! Бу-бу, бу-бу, бу-бу, бу!

Мальчик клонился к полу всё ниже и ниже, а потом даже стукнулся лбом об сцену, и в это время кто-то бухнул в пустое ведро!

В зале послышался громовой хохот!

-Да, не порадовал ты меня. Впервые не порадовал. Раньше радовал, а сегодня нет. Я тебе тройку поставлю.

Лена открыла воображаемый журнал и задумалась.

-Нет, я тебе тройку не поставлю. Я их не люблю. Ох, как я не люблю эти унылые тройки!

Лена схватилась за сердце.

-Так уж и быть, поставлю тебе четверку!

Вася в это время изображал то отчаяние, то мольбу, то радость по поводу обещанной четверки!

-Нет! Не могу я тебе поставить четверку. Это что же получится? Четыре пишем, а три - в уме? И потом, что дети скажут?

Лена обхватила свою голову руками.

-Как быть? Нет я тебе ноль поставлю. Но ведь такой оценки нет! Тогда я тебе ничего не поставлю. Ничего! Мне стыдно за тебя.

Вася Крючков поплелся к своему месту, еле передвигая ноги.

В зале стоял хохот.

И тут из ряда вышел Антон.

-Я все исправлю, - сказал он.

И очень четко и ясно рассказал об экономическом развитии России в начале восемнадцатого века.

Он подошел к растерявшейся Ольге Михайловне, с поклоном подарил ей цветы.

-Простите! - чуть слышно произнес он.

Ольга Михайловна была единственным учителем истории в школе и преподавала во всех старших классах. Ей хлопали и четвероклассники, и пятиклассники, и старшеклассники. Хлопали ей учителя и хлопали родители.

В этих аплодисментах была сила любви и уважения к ней. Эти волны доброжелательности покачивали и успокаивали, грели сердце.

И когда весь зал и ученики на сцене запели замечательную песню:

-Когда уйдем со школьного двора под звуки нестареющего вальса, учитель нас проводит до угла - и вновь назад и вновь ему с утра!
Вставай, учи и снова расставайся...

Ольга Михайловна пела вместе со всеми, улыбалась и думала, что от добра добра не ищут.

Здесь её место на Земле.