Командировка длиною в жизнь

Борис Углицких
Командировка длиною в жизнь
(Житейская новелла)

Разум отказывается понимать, почему вакханалия, длящаяся на Юго-Востоке Украины изо дня в день на протяжении уже второго года, не только не прекращается, но и не имеет четкого плана выхода из тупика. Мир словно сошел с ума. Добродетель, которой гордилось человечество, воспитанное на гуманитарных ценностях, оказалась такой же фальшивкой, как всеобщая вера в справедливость миропорядка, установленного после второй мировой войны. И уже отчетливо видны в амбициях стран, устраивающих «организованный хаос», четкий посыл на стремление нового глобального передела.
Кровь стынет в жилах, когда с экрана смотрит на тебя ребенок с окровавленным личиком. Когда женщина с оторванной ногой приподнимается на локте с просьбой к прохожим дать ей мобильный телефон, чтобы позвонить дочери. Когда пожилая женщина плачет, потому что у нее убиты все ее родные, а в доме закончились еда и лекарства.
А каково смотреть эти кадры людям, волею судьбы оказавшимся вдали от своей родины, терзаемой нехристями? Людям, у которых там остались родные и близкие? Людям, которые в силу обстоятельств не могут пока вернуться домой?
…Михаил Иванович Мостовой*, который до недавнего времени интересовался новостями еще и по радио, настроенному на киевскую волну, теперь смотрит только телевизор. «Сломал его в сердцах… не выдержал», - смущенно признается  он.  Михаил Иванович  живет в нашем городе почти 15 лет. А с Украины уехал в конце 80-х. Уехал, когда осознал, что у него в его возрасте перспектив по службе в сложившихся обстоятельствах не будет. Уехал, оставив дома жену и двух дочек, с твердым намерением «вернуться, как только все образуется».

Настоящий подполковник

Он родился в конце апреля 1938 года в селе Семигоры, что раздольно раскинуло свои цветущие сады вдоль речушки Рось (приток Днепра), в 100 километрах на юг от Киева. О тех местах сочно, со знанием местного колорита написал свой роман «Кайдашева семья»  известный украинский писатель И.С. Нечуй-Левицкий (действие романа охватывает период 18 – 19 веков).
Михаил Иванович не знает, откуда берет начало их род, но оба деда его были в дореволюционные времена людьми зажиточными и уважаемыми в их селении.  В годы коллективизации один дед вместе с женой и двумя дочерьми был выслан на печально известные Соловки, другому деду репрессий избежать удалось, но лишь потому, что он  перед арестом умер.
Годы детства Михаила были обычными для тех мест, где извечные сельские заботы перемежались с веселыми и песенными гуляньями; где сады ломились от избытка фруктов, в полях буйно колосились злаки и в хлевах сыто чавкала скотина, но смертность населения была не ниже, чем в  промышленных районах. В их семье из родившихся восьмерых детей до совершеннолетия дожили только четверо.
Войну, прокатившуюся по их местам, он помнит плохо: боевые сражения проходили где-то по соседству от них. «Семь классов я закончил в 1954 году и на следующий год поехал в Днепропетровск, где жил мой дядя, - вспоминает Михаил Иванович, - молодежь не задерживалась на селе». По совету дяди поступил в железнодорожное ремесленное училище.
Жизнь большого города кружила голову энергичному сельскому пареньку безмерными перспективами, заставляла искать выход его неуемным честолюбивым амбициям. Он не только становится одним из заметных комсомольских активистов, в 1955 году Михаил избирается делегатом съезда ВЛКСМ Украинской ССР. И после окончания училища, вплоть до призыва в армию, работая электросварщиком на паровозоремонтном заводе, он был постоянно в гуще комсомольских дел и событий.
В армию он был призван после того, как закончил десять классов вечерней школы. Как активного и грамотного новобранца его направляют служить в группу  Советских войск в ГДР, куда в то время был жесточайший отбор. Армия и определила выбор молодого украинского паренька, дав ему возможность реализовывать те планы, какие соответствовали его характеру и темпераменту. Он только  поначалу колебался относительно специализации выбора. Первым его ориентиром была профессия радиосвязиста – он становится курсантом Киевского военного училища связи. Училище он заканчивает, но поиск профессии не прекращает. В 1963 году целеустремленный юноша поступает в Львовскую среднюю школу подготовки начсостава МВД УССР, а после ее окончания – в Киевскую высшую школу МВД СССР.
…Ему шел 31-й год, когда он встретил Машеньку, русоволосую, милую, умную…В 1969 году они поженились. И с тех пор молодая жена, как ниточка за иголочкой следовала за своим мужем, которого по долгу службы переводили с одного места на другое. А начинал он службу в МВД с должности начальника отряда в одном из исправительно-трудовых учреждений. В 1975 году – он  заместитель начальника учреждения по политико-воспитательной работе, а в 1984 году – заместитель республиканской школы подготовки младшего и среднего начсостава по учебной части.
Казалось бы, вот она – удача. Разве мог мечтать украинский хлопчик из сельской глубинки, в пятнадцать лет приехавший в промышленный Днепропетровск, о таких своих успехах? Престижная работа, звание подполковника, благоустроенная квартира…жена, Мария Васильевна, бухгалтер-ревизор в государственных структурах…старшая дочь Олеся – студентка института… младшая дочь Галина – спортсменка, мастер спорта по акробатике. Но шел 1988 год…
«Понимаете, нынешние политические проблемы украинского общества – они оттуда, из конца 80-х – начала 90-х годов, - размышляет о своем жизненном переломе Михаил Иванович, – когда подул так называемый ветер перемен, когда другими стали критерии личных качеств для успешности на службе, когда клановость и кумовство перестали считаться вне закона. А мне уже исполнилось 50…».
Другой бы, наверное, не стал особо «вставать в позу». Пошел бы на пенсию, коль ушлая, честолюбивая и уже тогда не скрывавшая  агрессивного национализма молодежь настойчиво пробивала себе карьерную дорогу. Нашел бы себе какую никакую гражданскую работу, ведь специальность у него по диплому – юрист. Но и там было не все так, как раньше.
…Он долго и больно решал для себя вопрос: «ехать или не ехать». Ему предложили старые друзья (а их у него в России ничуть не меньше, чем на Украине) продолжить службу в МВД  российском. И он согласился.

                А листочек с березы упал на плечо…

Михаил Иванович поехал в Россию, когда еще не наступил «парад суверенитетов». Он тогда и в страшном сне не мог предположить, что братские народы уже через три года не только границами отгородятся друг от друга. Никаких явновыраженных предпосылок к тому не было. Официальная политика киевских властей была по-прежнему ориентирована на тесное сотрудничество с Россией. Телевидение день и ночь вещало о нашей вечной и нерушимой дружбе. И, наверное, поэтому свой переезд Михаил Иванович вместе со своей семьей считал тогда обычной служебной командировкой. «Заработаю перед пенсией, чтобы лучше обустроиться, а там погляжу…», - думал он, не подозревая, что в те планы жизнь внесет свои жесткие коррективы.
…Ему с его опытом предлагали большие руководящие должности, но Михаил Иванович пошел снова на привычную и соответствующую его характеру – заместителя начальника исправительно-трудового учреждения по политико-воспитательной работе. Только находилось то учреждение (а попросту колония для осужденных) в Ивделе (город на севере Свердловской области).  И не в самом населенном пункте, а в таежной глубинке, где цивилизацией, как говорится, « совсем не пахло».
Двенадцать лет (до 2000 года) он занимался тем, что предписывали ему его должностные обязанности. Наивно предполагать, что в таких заведениях кого-то можно воспитывать (тем более, перевоспитывать). Важно было ощущать в лишившихся свободы людях стремление к духовному обновлению. «Я никогда ничего не назидал, - рассказывает о той своей работе Михаил Иванович, - я просто общался с ними, как равный с равными…я искал и находил в них те человеческие качества, какие позволяют им трезво оценивать свои поступки».
…А годы шли. Из дома долетали до уральской глубинки то радостные, то печальные вести. Жена вышла на пенсию, постоянно болеет (денег не хватает). Обе дочки-красавицы вышли замуж, одна родила ему внука, другая – внучку. Обе получили высшее образование (платное – значит, деньги тоже очень даже были нужны). И только бы порадоваться, да вдруг одна из них попадает в автомобильную аварию. Теперь деньги, которые он регулярно отсылал домой, стали еще нужнее.
И когда Михаила Ивановича увольняют по возрасту из органов МВД, он едет не домой, на Украину, а в Краснотурьинск (город на севере Свердловской области).  С 2000 года по сегодняшний день он работает в учреждении УЩ349/3 в должности начальника сельхозучастка.
…Ему с его непоседливой натурой совсем не дашь семидесяти шести. Он день деньской – в нескончаемой круговерти дел. Да и как тут не крутиться, когда в твоем подчинении  тепличное  хозяйство, огород, картофельное поле и немалая (около 600 голов) свиноферма. В прошлом году, кстати, его подразделение реализовало продукции на пять миллионов рублей.
Да, он по натуре «живчик».  Он по-прежнему по утрам делает зарядку, обливается холодной водой и делает небольшую пробежку. Но он и тонко чувствующий, «начитанный» интеллигент. Очень любит историю. Его домашняя библиотека – это огромное собрание книг с исторической тематикой.
…А по ночам ему снятся родные до боли места далекой Украины. Он твердо знает, что однажды вернется домой навсегда, попрощавшись со всем тем, с чем жил почти 30 лет. И пускай он очень сомневается в том, что родина встретит его благосклонно, уже долгое время живет этой встречей. Для него сейчас главным кажется не только то, что помогает выжить физически, а близость родных и любимых людей. И как много бы он сейчас отдал за те счастливые мгновения, когда ему однажды навстречу бросятся с глазами, полными слез, его жена, милые дочки и любимые внучата.

* Фамилия героя новеллы по этическим причинам изменена.