Желудь или Идея сюжета

Сергей Журавлев
Идея сюжета подобна желудю. Вы кладете желудь на ладонь и легко представляете, что из него может вырасти.

Понятно, что сентенции типа "все мужики - сволочи", не достаточно.

Или, скажем, какого-то предположения.

"Если у вас нету тети...". В в лучшем случае, "ее не отравит сосед".

Идея - штука хитрая и, более того, загадочная. Часто необъяснимая. Не объяснимо откуда она приходит и почему.

Сам Гоголь страдал порой от ее капризов. В нем уже сидел целый мир с городничими, полицмейстерами, Бобчинским и Добчинским, а идеи не было, как сглазили. 

- Сделайте милость! - засылал он депеши Пушкину. - Дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, куда смешнее черта. Ради бога. Ум и желудок мой оба голодают.

А у Пушкина, как на грех, была одна, не нужная. И он подарил ее Гоголю.

Любопытно, что и сам Пушкин, даром что солнце русской поэзии, не придумал эту идею. Просто товарищ он был нестандартный, независимый, весьма ветреный, склонный к барству и лени, да и, как сказал о нем другой поэт, "деньги в долг давали ему до самой смерти"... В общем,  в одной из ссылок, а может в литэкспедиции, его приняли за чиновника по особым поручениям.

А вот идея "Мертвых душ" сама снизошла на Пушкина. Сам придумал, сам разработал и подарил Гоголю. (Лень было писать роман).

Великая идея всегда пародийна. Причем, пародируется уже накатанная ситуация.

Сколько было фильмом о копах под прикрытием, во всех вариациях, и только Тарантино вдруг задумался: а, собственно, какого черта? Если это не наркомафия, а скажем, воры в законе, для которых мокруха - последнее дело, то имеет ли право полицейский играть в сверхчеловека и предавать их дружбу? Дружбу "Мистера Белого", который ради него, лежащего на бетонном полу пулей в кишках, готов на все, готов пойти даже против босса, жизнь готов за отдать за своего другана. Не получит ли он сам по мозгам от Бога за такое вероломство?

И чем кончаются "Бешенные псы"? Полицейский под прикрытием признается, что он - коп, и получает пулю в висок, а ведь мог промолчать, и поехать в госпиталь, и орден получить за полицейские заслуги.

Андрей Михалков-Кончаловский называет идею сценарным ходом.

"Беда большинства наших сценариев (думаю, это не только мое мнение) в том, что в них никак не найден, не оформлен сценарный ход, - пишет он. - Они просто рассказывают историю. Скажем, бригадир Петя Иванов встретил крановщицу Машу Сидорову, и они полюбили друг друга... Недаром американцы за сценарную идею платят по нескольку десятков тысяч долларов, хотя это может быть всего страничка текста. Или того короче. Ну вот, хотя бы, для примера: после долгих злоключений влюбленные, наконец, соединились на палубе корабля. Камера панорамирует от их счастливых лиц к спасательному кругу, на котором написано название — “Титаник”. Эти четыре строки — уже готовый сценарный ход, причем блестящий, послуживший основой для одного из прославленных фильмов мирового кино (для “Кавалькады” Альберто Кавальканти)".

"Персонажи, сюжет, тема, символы - все вырастет из идеи, - пишет Джон Труби в своем классическом труде "Анатомия истории". - Напортачив с замыслом, вы ни чем не сможете это исправить. Если фундамент кривой, сколько ни трудись над стенами и перекрытиями, здание будет ненадежным. Вы можете быть мастером создания персонажей, гением сюжета, маэстро диалогов, но при слабом замысле спасти историю не удастся".

Но у Труби есть и более оригинальные замечания по части идеи.

"Идея сюжета - это то, что изменит вашу жизнь".

Труби признается, что сам не понимает, что все это значит, но уверяет, что это самый ценный совет, который он может дать писателю.

Немного расшифровать эту мысль помогает Тарковский: "Подлинный художественный образ обладает не рациональным толкованием, а чувственными характеристиками , не поддающимися однозначной расшифровке. Вот почему внелогичные, музыкальные законы построения материала куда, точнее и художественнее, чем пресловутый здравый смысл. Вообще искусство - это попытка составить сравнение между бесконечностью и образом.  Произведение должно быть способно вызвать сотрясение, катарсис. Оно должно уметь коснуться живого страдания человека. Цель искусства не научить, как жить (разве Леонардо учит своими мадоннами или Рублев своей - "Троицей"). Искусство никогда не решало проблем, оно их ставило. Искусство видоизменяет человека, делает его готовым к восприятию добра, высвобождает духовную энергию. В этом и есть его высокое назначение."