А май звенел!..

Анна Малык Маг
     Весна только начиналась, а подснежники уже отцвели. В Туркмении они обычно радуют в феврале своими оттенками голубого, сиреневого и белоснежного цвета, удивительно и изящно сверкающего, пахнущего снегом, свежестью и чистотой. И только после них, когда сходит последний снег и появляются проталины - в низинах гор зеленеет трава, а с нею уже зацветают лютики, радуя своей золотисто-атласной, только что раскрывшейся прелестью, сверкающей на солнце. Легкий мерный ветерок колышет их тонкие стебельки, а цветочки кивают ему с поклоном и благодарностью, снова поднимая свои головки и отражая этот блеск на солнышке.
 
     Дышится так легко!.. Хочется жить и петь, потому что вторая послевоенная весна заполнила прошедшие годы ожиданиями лучшего, ощущениями того, что время тревог ушло и пора думать о хорошем, пора трудиться уже на радость миру и для себя. Скоро лето!. В поле столько будет полевых лекарственных ромашек! Я вместе с родителями, со своими братьями и сестрами, в один из свободных дней, пойду собирать эти лекарственные травы, а потом под навесом и прорывающимся легким ветерком, во дворе дома, мы просушим этот ценный для аптеки лекарственный сбор и отнесем Ольге Константиновне(нашему районному провизору) для приготовления лекарств. Тогда мы (дети) не совсем понимали: что из себя представляют ромашка, пастушья сумка, кукушкины слезы... Но мы активно собирали всевозможные травы и растения для лечения и оздоровления больных и раненых в послевоенное время.

     Да, время пока очень тяжелое: хлеба еще не наелись вдоволь, ходим в постоянном состоянии недоедания, так как витаминов никаких нет и приварок скудный, и одеть нечего. Но мы счастливы тем, что отец вернулся с фронта и мы все вместе. Теперь будет легче, потому что скоро отменят карточки на хлеб. И мы терпеливо ждем. Вот уже к чаю, на столе - вазочка с сахаром, и пшенная каша на воде, с добавлением молока, стала слаще. И уже появился белый хлеб, о котором мы стали забывать. Но тот, заварной черный хлеб, прилипающий к небу, - до сих пор для меня самый вкусный, самый ароматный, самый главный наш спаситель в те военные годы. Без него мы бы не выжили. Хлеб по карточкам - полное недоедание.

     А май звенел всею своей радостью: полыханием флагов и тюльпанов, улыбками тружеников, настроением и бодрыми возгласами. В парке стали появляться влюбленные, заиграла гармонь,  запахло сиренью... Женщины стали носить туфельки, а не калоши. ( Помните, как в той песне:и тебе положено по праву в самых модных туфельках ходить). Женщины, которые дождались своих любимых, стали рожать.
       И у нас скоро пополнение. Мама в свои сорок лет ждала рождение ребенка.  Папа говорил:" Это будет еще одна наша Победа с тобой, Мария!"    Мне казалось тогда, что счастливее нас и моих родителей нет никого на свете!

      Мамочка с рождением ребенка расцвела, поправилась и стала намного моложе и радостней. Ведь военное время сделало женщин "машинами". Они трудились денно и нощно; лозунг - " Все для фронта и для победы" был основным жизненным мотивом. И наши матери  помогали и помогли победить в этой войне.

      Вот уже сорок седьмой год. Самой маленькой, недавно рожденной сестричке уже девять месяцев, и ко Дню Победы она делает первые шаги. Это ее первая весна. Какая красавица растет!.. Глазки голубые светятся огоньками, пшеничные волосы с голубым бантом играют на солнышке... Я держу ее на руках, а мама  печет пироги. Рядом наш верный рыжий пес Томик виляет хвостом и зазывно лает.
      МАЙ сорок пятого, пожалуй, был самым счастливым днем для всей страны.
Встречали мы его не только своим семейством - все соседи увидев моего отца, со слезами радости и неподкупными улыбками, останавливаясь, поздравляли с Победой и возвращением. Но тут же, как бы исподволь, спрашивали: "А моего, Григорий Егорович, не встречал на фронте? Может быть случайно, где-то?" -
"А на каком фронте он воевал?" - "На Первом украинском". - "А я на Третьем украинском". Трудно было смотреть в глаза этим женщинам.
      Но вспоминая своих фронтовых друзей, которые не вернулись, отец становился молчаливым, хмурым.
Да... Повидав много горя на этой проклятущей войне, он и сам был дважды ранен и контужен, но о своих ранениях почти не говорил, а вот о том, как погибали его товарищи и молоденькие лейтенанты, едва успев прикоснуться к этому страшному чудищу - войне - от случайной пули-дуры, он  начинал стонать от старых ран, которые время от времени беспокоили его.
      Отец вернулся с войны с наградами. Но об этом - отдельный разговор, потому как на одном из сайтов мои дети нашли фронтовые донесения о подвигах людей и наградах.

      Какой необычной была та весна! - Молодые женщины - все - в веснушках из лютиков, с улыбкой, с плавной походкой, на каблучках, шли со своими сужеными. Они были счастливы весной, которая подарила им надежду, веру, любовь и жизнь. Но вот уже вторая победная весна девятого Мая многим женщинам не давала сдерживать слезы и рыдания: они не знали где погибли их мужья, сыновья и дочери. Прошел год, но никакой весточки.

       Тетя Настя в этот день была у нас за праздничным столом и все глядела на нашего отца... и, видимо, радуясь и вспоминая свои мгновения встречи со своим любимым, который уже никогда не войдет в дом и не обнимет ее как в прошлые мирные лета. Потом она поднялась неожиданно, держась за стул, как будто боялась упасть... Пауза длилась недолго, и она заговорила: "Видимо, Маруся, счастье дается только тем бабам, которые умеют ждать терпеливо, с надеждой и любовью, с верой в эту любовь. За тебя, за вас, мои дорогие, за эту гостеприимную семью. Гриша, а ты люби ее и цени. Сколько детей она нарожала тебе! Значит любит, значит души в тебе не чает. А как же ей было трудно во время этой проклятущей войны. Я вот своих двух дочерей не спасла,
а она выдюжила, всех пятерых сохранила и шестого ждет. Поклон тебе великий, мать России". Выпив стопочку вина, она быстро засобиралась. Видно было, что ее изболевшаяся душа до сих пор не успокоилась и вырывается наружу то, что держалось до сих пор. Она вышла во двор, подошла к дереву под названием карагач, и, обняв его ствол, что-то начала говорить. Тело ее дрожало, видимо, от стонов и плача и вместе с нею трепетала листва, оглашая небу и вселенной, что боли и горечи еще не прошли, в ее истерзанном от ожиданий сердце все ныло, болело так, что хотелось не только рыдать, - кричать во все горло, звать на помощь... А кого звать? - Почти в каждом доме кто-то потерял сына, дочь, мужа, отца... любимого человека.

       А май звенел, извещая Победу!.. - Этот, уже тысяча девятьсот сорок седьмой год Победной весны ликовал, пробуждая стоны и плач о не вернувшихся с войны защитников Отечества.

       Вот уже нет и отца. Похоронили мать. Мы отметили семидесятый год со Дня Победы, вспомнили своих героев и помянули. Но каждый год - 9 МАЯ - я отмечаю день рождения отца, свекра, ибо они, вернувшись с войны, определили своим вторым днем рождения - День Победы.         



       Пройдут годы. И пока живы дети, внуки и их потомки, которым расскажут о Великой Отечественной -  МЫ БУДЕМ И ПРАЗДНОВАТЬ ЭТОТ ДЕНЬ И ВСПОМИНАТЬ ТЕХ, КТО НЕ ВЕРНУЛСЯ. БУДЕМ ПОМНИТЬ.

(Карагач - в переводе с тюркского языка - черное дерево).      

                Память и время. Анна Малык