Служебные командировки по стране

Евгений Борисович Мясин
Глава из книги Ich wurde geboren (Я был рожден…)
На фотографии Украина, Боярка. По местам трудовой славы Николая Островского.После семинара.Рядом со мной Юло Саарв, в центре Светлана Рогова

          Служебные командировки по стране

Работа в институте дала мне возможность побывать практически во всех союзных республиках. Москвичей из головного института в наших филиалах принимали всегда гостеприимно. Каждый отдел включал в план работы института проведение одного-двух семинаров-совещаний по своей тематике в каком-нибудь из филиалов. Для нас это были и меркантильные интересы – во-первых, заявить о своих притязаниях   на значимость отдельских проблем, во-вторых, расслабиться, познакомиться поближе со столицами союзных республик. Конечно, у меня авторитет был не такой огромный, как  у наших корифеев Крутикова и Нефедова, но когда наши филиалы включились в разработку нормативных показателей рационального потребления для населения союзных республик, то их связи с моим отделом перестали быть абстрактными. Нам всем вместе надо было делать одну общую и весьма престижную научную работу. Филиалы также старались для гостей-коллег из Москвы показать, что-нибудь особо запоминающееся: в Казахстане – спортивный комплекс Медео, в Киргизии – озеро Иссык-Куль, в Таджикистане – Варзобское ущелье, в Туркмении – горный оазис Фирюза, на Украине (не могу себя приучить говорить «в Украине») – конечно же, Лавру и еще  Боярку - место, где Павка Корчагин строил узкоколейку для вывозки дров, чтобы спасти город от замерзания.
              В Киеве
Честно скажу, что Боярка была лишь официальным  прикрытием грандиозного пикника на природе, который хозяева организовали для участников семинара. Тогда же республиканский Минторг организовал для участников сминара посещение закрытой секции Центрального киевского универмага (что-то вроде сотой секции ГУМ). Поскольку нас заранее не предупредили  о такой возможности приобрести дефицит, а этот поход был в последний день, когда деньги у большинства из нас были на исходе, то особо крупных покупок мы сделать не могли. Я тогда приобрел, кажется, миксер, а еще пару киевских тортов, которые тогда были невероятно популярны. Наш коллега из эстонского филиала Юло Саарв удивил всех, купив на последние деньги пару бутылок виски. На вопрос, нафига это ему надо, Юло с типичным эстонским акцентом, растягивая слова, объяснил: - У нас в Эстонии виски можно достать только в «Березке». Это практически невозможно, надо иметь валюту или ее купить с рук, а это риск, статья. А с этим виски я приглашаю девушек домой, и они все мои. С виски мне никто не откажет.
                В Алма-Ате
   
В самую первую поездку в Алма-Ату мне более всего  запомнились местные  шашлыки. Они продавались повсеместно в уличных палатках. Маленькая деревянная шпажка ароматного с пылу с жару шашлыка стоила 35 копеек. На столах также стояли тарелки с нарезанным луком  и томатным соусом.  Но в последнюю поездку в конце 80-х годов это шашлычное изобилие приказало долго жить. Казахстан для выполнения плана всесоюзных поставок мяса перерезал значительную часть стада овец. Все шло в централизованные рыночные фонды и мяса на собственные нужды практически республика себе не оставляла. В это трудно сегодня поверить, но тогда единственным местом в Алма-Ате, где еще можно было отведать шашлык, было Медео. Там находился спортивный комплекс для зимнего спорта и лучший тогда в мире каток – кузница мировых рекордов, как его называли. Там постоянно тренировались сборные конькобежцев многих стран мира, а не только советские спортсмены. Посещали это место и туристы. Поэтому для Медео сделали особое исключение в части обеспечения бараниной.

                Во Фрунзе
 
На семинаре в Киргизии нас однажды разместили в гостинице напротив колхозного рынка. На самом рынке было что-то вроде закусочной, где утром подавали свеже отваренную баранину. Нежнейшее мясо разжигало аппетит, хотелось его есть еще и еще. Но надо было торопиться на семинар. Моя сотрудница Людмила Копытова все время меня уговаривала взять баранью голову, однако я возражал, поскольку с ней надо было долго возиться, а опаздывать на семинар было нельзя.  Договорились сделать это перед отлетом в Москву. Но, увы, какой-то бес помешал нам отведать это экзотическое блюдо. Когда мы в последнее утро заглянули в закусочную, оказалось, что там отключилось электричество и горячие блюда не подавались. Людмила потом целый год попрекала меня этой, так и  не отведанной бараньей головой.

                В Грузии

Бывали и внесистемные поездки. Как-то меня вызвал директор Орлов и поручил сопровождать немецких коллег в наш грузинский филиал. В тот раз немцы были без своего переводчика и в качестве такового была приглашена Лариса Ефремова, бывшая наша сотрудница, но теперь работающая в  Управлении внешних сношений Минторга. Она знала язык не блестяще, то есть читала и переводила она свободно, но работать синхронным переводчиком ей еще не приходилось. Одного из немцев – доктора Виттека я знал по нашему многостороннему проекту, второй -  Шмутцлер был мне не знаком. Виттек знал несколько десятков слов и фраз по-русски, я чуть больше по-немецки (увы, это всё, что осталось к тому времени из багажа курсов немецкого языка при полном отсутствии практики). Шмутцлер мог только кивать и улыбаться. Прощаясь после  напутствия на дорогу, Орлов вдогонку бросил мне два слова: - Без излишеств!   Их значение я понял через несколько часов, когда самолет приземлился в Тбилиси. Нас встречала Аэлита Цагарели - зам.директора филиала. У неё был напряженно-испуганный вид. Она отвела меня в сторону и показала только что полученную из Москвы телеграмму, где также фигурировали слова «без излишеств». Тут только до меня и дошло, что имел в виду директор. В это время был дан старт антиалкогольной компании имени Горбачева-Лигачева. Таких гонений, как во времена Андропова, против нарушителей трудовой дисциплины, позволяющих себе в рабочее время принимать на грудь, еще не было, но Орлов решил на всякий случай перестраховаться. Я хмыкнул и твердо сказал: - Аэлита, ваших планов менять не будем. Наша дурь пусть останется при нас. Она  не должна касаться иностранных гостей.

Я не буду пересказывать все, что продемонстрировали хозяева, чтобы доставить удовольствие нашим гостям - обзорные поездки по городу, включая старый Тбилиси, гору Мтацминда с древней крепостью Нарикала и Пантеоном, храм Метехи, Театр оперы и балета и еще много-много чего интересного и замечательного, не стану останавливаться на количестве и разнообразии выпитого и съеденного и в Тбилиси, и в славном городе Телави, куда так и не смог дозвонится герой Бубы Кикабидзе – Мимино. Это все более ли менее было знакомо не только нам, но и нашим иностранным гостям, которые уже бывали в СССР. Но вот то, что произошло на обратном пути из столицы Кахетии – это достойно увековечивания. Мы выехали из Тбилиси рано утром, не было еще и 8 часов. Дорога до Телави составляет всего 70 км, но путь лежит через Гомборский хребет, который мы преодолели на Рафике за два часа.

 Первым делом, конечно, позавтракали в местном горторге (без излишеств). Потом работники горторга повозили нас по местным магазинам, показывали, как организована торговля в Телави, попутно  бегло осматривая местные  достопримечательности. Часа в два дня городская программа была закончена и нас отвезли обедать в ресторанчик типа  Охотничий домик, который был не в самом Телави. Здесь мы вкусили десятка два национальных грузинских блюд и перепробовали несколько сортов местных кахетинских вин (коньяки и водка не в счет). Часа через два наша трапеза закончилась и мы отправились в обратный путь. На перевале мы сделали остановку, в первую очередь, чтобы немного освежиться после явного перебора излишеств, а во вторую – полюбоваться видами,  открывающимися с высоты 1700 м над уровнем моря. На площадке стояло несколько машин и прогуливалось десятка два людей. Этот перевал считается святым местом – это можно было понять сразу, заметив тысячи, ленточек, бинтиков, тряпочек. привязанных к кустам. Вдруг к директору филиала Шубладзе подошел один из прогуливающихся здесь грузин. Они о чем-то недолго поговорили и разошлись, Тот сел в свой Жигуль и уехал первым. - Это мой коллега по университету, -пояснил Шубладзе. - Он там работает на полную ставку доцента, а я полставочник. Передохнув, отправились  в путь и мы.

 Примерно через час, не доехав совсем немного до Тбилиси, Рафик притормозил у придорожной шашдычной. Там нас уже ждал коллега Шубладзе. Стол был накрыт без излишеств: зелень, помидоры, маринованный лук и чеснок, несколько видов сыров, вареное мясо, лобио, лепешки. Хозяин (на самом деле, наверное, заведующий заведения) шустро открыл несколько бутылок шампанского и веселье началось. Уже минут через 10 принесли с пылу с жару цыплят, а потом и шашлыки. Два доцента наперебой произносили тосты за гостей, отдельно за немцев, отдельно за Ларису, не обошли вниманием и меня персонально, потом по очереди пили друг за друга. Я тоже разочек что-то вякнул про дружбу народов.  Глаза у немцев стали совсем круглые. Они несколько раз переспрашивали Ларису, что собственно происходит. Я повторюсь, многое немцам по прежним поездкам относительно русского (советского) гостеприимства было известно, но это все и почти всегда  было за государственный счет. Понять же, с чего бы человеку,  увидевшему нашу немаленькую компанию (а нас было 7 или 8 человек – помимо четверых  гостей и самого Шубладзе в поездке принимали участие еще Аэлита, шофер и, кажется, еще один сотрудник филиала) всего лишь час назад, устраивать за свой счет такой парад жизни. Попировав еще часа два и распрощавшись с загадочным доцентом,  мы сели в машину и через четверть часа подъехали к гостинице. Здесь Шубладзе нас оставил, но распорядился пол-ящика  недопитых бутылок шампанского доставить нам в номер. Я посоветовался с Ларисой, устраивать ли продолжение банкета. Она была не против и  держалась молодцом, если так можно сказать о сорокалетней даме.

                Испытание немцев

Известно, что на халяву немец русскому в еде и питье не уступит, хотя последствия могут быть разные. Поэтому на предложение покончить с остатками шампанского немцы  охотно согласились. Договорились встретиться в моем номере через полчаса, чтобы все могли чуть-чуть привести себя в порядок и чтобы каждый захватил с собой стакан – не из горла же шампанское хлебать!  Я предлагал перерыв сделать подольше с учетом того, что женщинам надо больше времени, но Лариса фору принимать отказалась. Ровно через 30 минут она была у меня в «штабном» номере (так традиционно называют гостиничный номер, где размещаются организаторы выездных мероприятий).Я немедленно отправился за немцами. Я постучал, услышал ответ и открыл дверь. Картина, представшая моему взору достойна кисти большого художника. Есть картина «Не ждали», но то,  что я увидел надо было бы назвать «Ждем с нетерпением».

Немцы стояли плечо к плечу практически по стойке смирно, крепко зажав в полувытянутой правой руке стаканы. На их лицах застыла блаженно-глуповатая улыбка, в то же время   выражающая полную готовность к новым познаниям. Я довольно смутно вспоминаю о дальнейших событиях, знаю точно, что допито и съедено было все, доставленное в номер. Но как потом сказала Лариса, разошлись мы по-хорошему,  совсем не по Высоцкому. Утром я был, как огурчик, и пошел за немцами, чтобы отвести их на завтрак.

 Я сейчас делаю паузу, потому что каждый раз начинаю ржать, когда в памяти всплывает картина, не менее впечатляющая чем вчера. Немцы к завтраку были готовы, но прежнего нетерпения не чувствовалось, по их лицам блуждала печально-виноватая улыбка. Лицо Шмутцлера было все изукрашено наклейками пластыря. Как потом повинился Виттек, вернувшись в номер, они зачем-то решили посмотреть на себя в зеркало, при этом Шмутцлер потерял равновесие и упал, по дороге разбив лицом зеркало, а Виттек не успел его удержать. Всё это Виттек рассказал нам с Ларисой за завтраком. Шмутцлера очень беспокоил вопрос, сколько стоит зеркало и где взять деньги, чтобы за него заплатить. Мы их успокоили, что платить не придется, филиал заплатит. Они немного повеселели, и стали извиняться, что за один день они выпили столько, сколько средний немец может выпить за несколько лет (не считая пива, конечно). Я им немного подыграл, сказав, что у меня с утра раскалывалась голова и пришлось выпить аспирин, хотя ничего этого на самом деле не было. После этого они совсем повеселели, и инцидент был исчерпан и забыт.
Приложение http://www.proza.ru/2016/01/20/2103