Китай с нами. Социализация капитала

Евгений Садков
 Случайное знакомство с Ван Ли породило массу вопросов не только об отношениях наших стран. В прошлый раз встала проблема востребованности молодого поколения (http://www.proza.ru/2015/07/12/617). Условно отнесу к нему недавно нашедшую новую работу Марию Гайдар. Её бывший начальник уже обвинил своего экс-заместителя в предательстве. Так чохом можно наклеить ярлыки на всех уезжающих за границу. Ах, ты предпочитаешь вместо Крыма Багамы? Ну, ну. Переметнулся, сволочь, в стан пятой колонны.

 Все ли так примитивно? Вот Ван Ли. Не загоняется насчет своего маршрута из южного Китая в Мурманск. Зачем он в одиночку предпринял такое довольно авантюрное путешествие? Просто турист? Нет, что-то не сходится. А если он маркирует новые места приложения деятельности некого капитала? Они же, китайцы, хоть и приветливы, а тоже, как и наши базарные торгаши, расчетливы.

 А вот различия в направленности российского и китайского капитала, думаю, очевидны. Выбирая новую тему, не стал копаться в нете. Так, остатки советской политэкономии, когда Маркс был так же неприступен, как и латынь. Кто есть хомо хомини, особенно, если один владеет капиталом, а другой -хреном собачьим и дыркой от бублика? Но это одна, неизбежная для примитивной стадии капитализма проблема. Другая, не менее важная-очевидный разрыв цепочки: товар-деньги-товар. На определенной стадии эволюции капитализма он обязательно происходит. Блин, знал ли об этом Карл? А Фридрих, что, тоже не догадывался? Да, чуваки, похоже, горы ваших трудов ничто по сравнению с примитивными, но довольно эффективными в условиях России схемами наших "капиталистов".

 Итак, неизбежна ли максимальная концентрация средств производства на первой стадии перехода от лже-социализма к первой стадии капиталистических отношений в одних руках? Не знаю, как думает мой одинокий читатель, особенно, если он яростный и честный патриот, но предполагаю-да. Как показал период 1991-1993 годов,скоротечная  борьба двух ветвей власти заканчивается стрельбой болванками и быстрым примирением сторон. Закон встает на сторону победителя. Фемиде по-барабану моральные качества нового Цезаря и его приемников. Ей бы самой со своими весами остаться.

 После определения позиций и выработки новой субординации, так напоминающей предыдущую, начинается следующая стадия. А как будем делить наследство? Как, как? У кого власть, тот и делит: по справедливости. Одни останутся с ваучерами, а кто-то с реальными ресурсами страны. Единицам достанутся самые лакомые кусочки. А какие у нас самые лакомые кусочки? Известно, какие -углеводороды и золотовалютный резерв страны. Кто против? Есть один? Непорядок. Давайте его на перевоспитание. На сколько? Как в школе, на десяточку.

 А тут и фарт прет. Цены на энергоносители позволяют всем не думать об дальнейшем развитии страны. Можно всем расслабиться и славить очередного Цезаря. Вива, товарищ, идущий черт знает куда приветствует тебя. И даже стареющий "совок", которому ситуация удивительно напоминает брежневский застой, относительно сыт и доволен. А что, лишь бы не было войны.

 Нужна ли в подобных условиях, условиях почти полной непрозрачности капитала, его социализация? Упаси боже. Так участники экономических отношений и дальнейшей справедливости потребуют. А это нарушение стабильности и устоявшихся в обществе норм отношений между сословиями, которых как бы и нет, но по факту уже прослеживаются.

 Отличается ли в этом плане Китай? Посмотрим на новейшую историю. Не было там такого лихого псевдопередела власти. Ковыряясь с визиткой своего друга, выделил в его инициалах иероглиф, напоминающий нашу прописную "Ф". Читается "чжун"-средний, срединный. Не посредственный, а становой, основа. Оказалось, что и первый иероглиф страны тоже начинается с этого иероглифа. Чжунго-срединное государство. Не знаю, как с созвучными Джанго и его нынешним продолжением, но со времен Конфуция здесь высокая социально-политическая активность КАЖДОГО человека. Невольно встает перед глазами одинокая фигурка студента на площади "Врата небесного спокойствия". Это паренек невольно подтвердил название места противостояния с бездушным металлом. Это достойно человека, независимо от его социального положения. Это настоящий Джанго освобожденный. Так совпало, что он пришел на Тяньаньмэнь в 1989 году. Помните этот год и что происходило в это время тогда ещё в Союзе Социалистических?

 С тех пор Китай так и остался народной (социалистической) республикой, с его пятиконечной звездой и четырьмя маленькими звездочками рядом. Конечно, можно и здесь, покопавшись, найти исключения из естественной для страны социализации капитала. Но в таких случаях и разговор короткий, как очередь из "калаша". Жестко, страшно, а ты не отходи от социальной справедливости. У нас бы? Не знаю. А вдруг у нас закон на стороне власти, а не наоборот? А власть она всякая бывает. Вон, до сих пор ищет скрепы и главную идею. А если её нет? Или есть, но звучит не слишком приятно для уха?

 Это один аспект особенностей развития капиталистических отношений в России. Как видим из реальности, далеко нам ещё до естественной социализации капитала. Но есть и ещё один, не менее серьезный и разрушительный. Речь идет о неизбежном в подобных условиях разрыве цепочки товар-деньги- товар. С эпохи перемен конца восьмидесятых Китай превратился в крупнейшего экспортера, нет, не сырья, -промышленных товаров. А вот логическое продолжение: вчера наши соседи вновь рассекретили сведения о своем золотом запасе. К чему бы это? Видно, есть причина. Мол, и здесь мы, хоть и чжун, но опередили соседа, тонн на четыреста.

 Много, да не в этом даже главное. Этот запас будет работать на страну, а не на обособленную группу "товарищей". И обязательно включится в цепочку товар-деньги-товар. А вот у нас вместо естественного цикла все больше наблюдаем исключение двух крайних звеньев. В условиях наличия плохо контролируемого (а возможно -преступного) потока денег большинство "бизнесменов" не будут загоняться по поводу перехода денег в товар и обратно. Есть же другой способ получения личной сверхприбыли. Поиграем-ка мы лучше на валютной бирже. Здесь и глазом не успеешь моргнуть, как ты "полонский". Неизбежно, такие схемы вымывали и будут вымывать резервы из страны. А кому это интересно, когда социализация капитала на нуле? Вам бросили крохи, ну и будьте довольны. Главное, бдите. Враг не дремлет, фашисты у границ.

 Ван Ли выруливает на большую дорогу. На борту его авто маршрут. Вот зачем его понесло в Мурманск? Жил себе в своем благополучном Куньмине провинции Юньнан. Нет же, надо было из "города вечной весны" в одиночку пилить к северной границе России. Думаешь, ты найдешь здесь примеры социальной справедливости, так присущей твоему народу со времен Конфуция? Ладно, ладно, убедись сам.

                Продолжение http://www.proza.ru/2015/07/20/568.