Разнообразие

Марина Лебедь
«Ты любила меня, потому что я, подобно Протею, каждый день был разным. И вот мои превращения исчерпаны. Теперь я смогу лишь повторяться, а ты слишком нервна, и тебе это скоро наскучит, отвратит, оттолкнет от меня. Праздник окончен – я собираюсь домой». Эрих Мария Ремарк

Одна из потребностей человека - потребность в разнообразии. Это естественно, поскольку разнообразие один из фундаментальных принципов законов мира. Даже Вселенная бесконечно разнообразна. Она  словно палитра с миллиардами цветов и оттенков. В ней нет ничего абсолютно идентичного – каждая песчинка,   каждая снежинка индивидуальна.
    Именно разнообразием  определяется мотивы многих поступков человека и некоторые явления общественной жизни.      Нас окружает огромное разнообразие - пород кошек и собак, сортов цветов, декоративных растений и деталей интерьера.  И это прекрасно, но нормальная потребность в разнообразии может стать гипертрофированной. Гипертрофированная потребность в разнообразии у Дон-Жуана, которого не могут удовлетворить отношения с единственной, пусть даже прекрасной и наделенной всеми достоинствами женщиной. Гипертрофированная потребность в разнообразии у модницы, спускающей сбережения своей семьи на бесконечное обновление гардероба. Такое мотовство не приносит счастья. Но где же истоки разнообразия, ставшего пороком? Отчасти в неправильном воспитании, но в большей мере в таком извращении характера виновато само устройство рыночного общества, эксплуатирующее фундаментальную потребность человека в разнообразии. Превращая живое разнообразие в дурную бесконечность, производители сознательно держат дофаминовые рецепторы  потребителей в возбужденном состоянии. Каждый сезон появляются новые модели – телефонов и  аксессуаров к ним, новые модные цвета одежды. Обновляются даже  названия: фиолетовым и лиловым уже никого не удивишь, а вот - по сути тот же цвет - спелой сливы, кажется новым и гораздо более интересным. Тоже в отношении конфет, сортов кофе и чая. Естественному вкусу продуктов придается ненормальное, избыточное многообразие неожиданными, интригующими названиями, вкусовыми эссенциями и искусственными ароматизаторами.
 Разнообразию придается имитация  эволюционной борьбы – фанта против колы,  баунти против сникерса, тайд против ариэля, - а по сути продукты идентичны и  по существу друг от друга не отличаются –  получается многообразие однообразий.
    Человек, попавшейся на дофаминовую приманку новизны, находится в бесконечной погоне за мнимым разнообразием. Никуда не углубляясь, ни на чем ни задерживаясь, словно водомерка скользит он по поверхности изменчивых ощущений – в вечной погоне за ускользающим счастьем.