«Ты любила меня, потому что я, подобно Протею, каждый день был разным. И вот мои превращения исчерпаны. Теперь я смогу лишь повторяться, а ты слишком нервна, и тебе это скоро наскучит, отвратит, оттолкнет от меня. Праздник окончен – я собираюсь домой». Эрих Мария Ремарк
Одна из потребностей человека - потребность в разнообразии. Это естественно, поскольку разнообразие один из фундаментальных принципов законов мира. Даже Вселенная бесконечно разнообразна. Она словно палитра с миллиардами цветов и оттенков. В ней нет ничего абсолютно идентичного – каждая песчинка, каждая снежинка индивидуальна.
Именно разнообразием определяется мотивы многих поступков человека и некоторые явления общественной жизни. Нас окружает огромное разнообразие - пород кошек и собак, сортов цветов, декоративных растений и деталей интерьера. И это прекрасно, но нормальная потребность в разнообразии может стать гипертрофированной. Гипертрофированная потребность в разнообразии у Дон-Жуана, которого не могут удовлетворить отношения с единственной, пусть даже прекрасной и наделенной всеми достоинствами женщиной. Гипертрофированная потребность в разнообразии у модницы, спускающей сбережения своей семьи на бесконечное обновление гардероба. Такое мотовство не приносит счастья. Но где же истоки разнообразия, ставшего пороком? Отчасти в неправильном воспитании, но в большей мере в таком извращении характера виновато само устройство рыночного общества, эксплуатирующее фундаментальную потребность человека в разнообразии. Превращая живое разнообразие в дурную бесконечность, производители сознательно держат дофаминовые рецепторы потребителей в возбужденном состоянии. Каждый сезон появляются новые модели – телефонов и аксессуаров к ним, новые модные цвета одежды. Обновляются даже названия: фиолетовым и лиловым уже никого не удивишь, а вот - по сути тот же цвет - спелой сливы, кажется новым и гораздо более интересным. Тоже в отношении конфет, сортов кофе и чая. Естественному вкусу продуктов придается ненормальное, избыточное многообразие неожиданными, интригующими названиями, вкусовыми эссенциями и искусственными ароматизаторами.
Разнообразию придается имитация эволюционной борьбы – фанта против колы, баунти против сникерса, тайд против ариэля, - а по сути продукты идентичны и по существу друг от друга не отличаются – получается многообразие однообразий.
Человек, попавшейся на дофаминовую приманку новизны, находится в бесконечной погоне за мнимым разнообразием. Никуда не углубляясь, ни на чем ни задерживаясь, словно водомерка скользит он по поверхности изменчивых ощущений – в вечной погоне за ускользающим счастьем.