Рецензия 2035

Олег Грач
Только что я дочитала новый роман Д.Глуховского “Метро 2035;, заключительную часть трилогии “Метро”. Книга, что называется, бьёт по мозгам, запутывает, но постепенно расставляет всё по своим местам. Становится понятно, откуда у чего ноги растут.

Что мы обычно подразумеваем под жанром “постапокалипсис”? Это разрушенные города, бродячие одичалые собаки, зомби всякие, монстры во множестве вариаций, пандемии, смертельные вирусы, горстка выживших и поиски убежища. Примерно. Но это я так, грубо набросала.

По мере прочтения “Метро 2035; можно услышать треск разрывающегося шаблона, в который обычно многие авторы втискивают литературу о Конце света. Здесь нет монстров, кроме людей. Самая большая опасность не радиационный фон, не грунтовые воды, грозящие смыть к Дьяволу станции-государства, не чудовища, выбравшиеся из ночных кошмаров, а интриги. Главный герой, Артём, неоднократно сравнивал людей, живущих в метро, с кротами. А ведь там, в убежище, в московской подземке, есть не только кроты. Есть ещё крысы, тянущие к себе всё, что плохо лежит. Есть пауки, раскинувшие свои невидимые сети повсюду. А в сетях кроты и крысы. А Артём, выходит, как летучая мышь. Летал над всем этим и видел всю картину сверху, целиком. Но кто в мире кротов, пауков и тоннельных крыс поверит одной-единственной летучей мыши? Никто. Кроты покрутят пальцем у виска и решат, что никакая он не летучая мышь, узнавшая что-то, тщательно скрываемое пауками-интриганами, а просто зазнавшаяся крыса, продавшаяся врагам за жизненное пространство, патроны или мешок сушёных грибов.

А Артёму тесно, тесно летучей мыши в бесконечных тоннелях метро, по которым больше никогда не будут ходить поезда. И хочется ему назад, под небо, прочь от станционных сводов, наверх, в Мир, в жизнь. Зачерствевший от горя, тесноты и чувства вины мечтатель, страстно желающий нести отчаявшимся, запертым в норах, людям надежду на лучшую жизнь, на жизнь там, на поверхности, в городах, под солнцем. Однако…кто же его услышит в грохоте выстрелов, в напыщенных пропагандистских речах, в стонах из борделей, в хрюканье свиней и в вое тревожных сирен? Кому нужно назад, наверх? Зачем стремиться жить, как раньше, если можно оставаться кротами, пауками и крысами? Если можно грызть друг друга в войнах, отвоевывать станции, врать, придумывать себе врагов в лице таких же людей? Кажется, в этой книге солнце нужно только парочке “юродивых”, мечтателей, укативших в рассвет, к океану, на серебристой машине.

А теперь серьёзно и по существу.
Первое, что бросается в глаза при прочтении книги - это диалоги. Бесконечные, не разбавленные ничем диалоги. Не знаю, как у остальных, а моё воображение не умеет цепляться за сплошные реплики. Создавалось впечатление, что автор попросту набросал эпизод, будто боялся его забыть, а добавить антуража, чтобы было интересней, не счёл нужным. Будто спешил, честное слово, будто кто-то подгонял: давай, мол, пиши быстрее.
Второе, что мне не понравилось, это обилие мата. Это не так страшно, но всё-таки.
Честно, в "Метро 2033", как мне кажется, была уже законченная история, пусть и с открытым финалом.
"...- Как мы славно их взгрели, а? Будут знать, как к нам с мечом! – потирал руки Ульман. – А, Артём? Артём!
Весь Ботанический сад, а заодно и ВДНХ превратились в одно страшное огненное месиво, огромные клубы жирного чёрного дыма лениво поднимались в осеннее небо, и багровое зарево чудовищного пожара мешалось с нежными лучами восходящего солнца.
Артёму стало невыносимо душно и тесно. Он взялся за противогаз, сорвал его и жадно, полной грудью вдохнул горький холодный воздух. Потом вытер выступившие слёзы и, не обращая внимания на окрики, стал спускаться по лестнице вниз.
Он возвращался в метро.
Домой".
Конечно, это моё субъективное мнение, а на вкус и цвет, как говорится, товарища нет и все фломастеры разные. Но "Метро 2035" словно вылепили наспех, все время кажется, что чего-то там не хватает.