Столетний блог. Часть 1

Екатерина Кун
Я родилась в Кировской области в 1895 году в бедной крестьянской семье. Детей было 5 человек:4 девочки и мальчик. Еще были отец,мать и бабушка.Земли было 3 десятины, причем земля была разделена на узкие полоски от соседей и в межах ничего не росло. Лес был в 12 верстах от деревни.Ни фабрик, ни заводов вблизи не было , не было и помещиков.Отец был душевнобольной (?) и ничего не зарабатывал.Когда мне было 4 года, пришел дядя из армии. Тогда служили 5 лет.Посадил племянницу на колени и влил водочки в рот. Я плевалась, плакала и больше в жизни никогда не пробовала водочки. Спасибо ему за науку.После прихода из армии дяди, семья разделилась. Дяде досталась корова и срубы для дома, а нам досталась лошадь и изба.  Жили пока в одной избе.Бабушка ест молоко, я прошу у мамы молока, а мама говорит: " Дунюшка, у нас нет молока».  Бабушка никогда не дала мне ни капли молока.Жизнь была полуголодная. Основное питание зимой была тертая редька с квасом и картошка.Отец и бабушка спали на печке, а мы на полу на соломе, покрывшись кое-чем.Воз дров стоил 5 рублей, мама целые ночи прядет лен с лучиной.Спрашиваю маму, почему она не спит?Отвечает: "Надо дров купить, да и девчонкам на сарафаны надо напрясть".Мама ткала холсты,20 аршин холста стоило 3 рубля. Продаст 2 холста и купит воз дров.Когда мне исполнилось 8 лет, я стала ходить жать с 4 часов утра и до вечера. Питание на полосе было хлеб и квас и картошка без масла.Снопы было трудно вязать и я бросала горсти.Мама говорит:"Дунька, что ты раскидываешь горсти? Люди над тобой будут смеяться". Думаю, зачем будут люди смеяться, мне так легче.Когда свяжу сноп, очень трудно начинать опять жать.
И решила, не буду обращать внимание на насмешки людей.

Зимой у нас в избе собирались мужики и обсуждали, что дальше делать: хлеб кончается, картовка кончилась, а только Рождество подходит.Летом была построена Земская школа и к маме пришла учительница,чтобы меня отдали в школу.В школу я ходила в лаптях. Придешь в школу, лапти и портянки мокрые,сидишь в школе босой.Учительница была революционерка, ее все очень любили. Задаст нам задание, а сама в учительской печатает прокламации. Все мы сидели в классе тихо, тихо. Прокламации я носила брату. Молодежь забиралась к нам на сарай, а я у сарая слушаю, что читают.Вспоминаю:" Царь Николай издал Манифест-мертвым свободу,-живых под арест."( По видимому, речь идет о Манифесте Царя Николая 2 1905 года).Учиться мне очень хотелось, домашние задания делала с удовольствием.Отец лежит на печке и говорит: "Дунюшка, ты больно свет большой зажгла,чай карасин- то стоит 5 копеек фунт". Слезет с печи и так привернет лампу, еле видны цифры и буквы.В школе был законоучитель отец Николай.Он всегда нам говорил:" Вот, когда я учился, то на стене висела плетка,как урок не ответишь, крепко били плеткой. Когда ученик в классе не мог ответить ему урок по Закону Божию, то он подходил к парте и вынимал запасы питания. При это говорил: "Сыто брюхо к учению тупо".Каждое лето отец Николай приезжал в деревню с бочкой и корзиной,его возчик подходил к каждому дому, стучал в окно и говорил:" Награждайте Батюшку". Крестьяне выносили сметану и яички и др.
У брата отца был сад и росли мелкие, мелкие яблочки. Валялись они и под яблоней. Я подошла и взяла несколько яблок. Тетка увидела и прибежала к маме. Крепко досталось мне от мамы. У нас в семье никого не били. На всю жизнь запомнила, что нельзя брать чужое.
Когда я сдавала в школе экзамен, инспектор народных училищ сказал,что эту девочку надо дальше отдать учиться.Учительница пришла к маме и сказала, чтобы меня отдали учиться в гимназию.Я сдала вступительный экзамен в гимназии.Мамина мама дала мне свое пальто и со своих ног башмаки.Купили на форму ситец по 11 копеек за аршин.За квартиру платили 50 копеек. Приносили мне на неделю ведро картошки каравай хлеба. Ни сахара, ни масла у меня не было.