О православной Руси...

Алексей Кесарь Цыганков
Вернуться к истокам – есть право народа,
         И что же в том праве пенять?
А нет головы у того –
                ненароком забыл кто...
           РОССИЯ не мачеха – Мать!

Ответом Дмитрию Несвицкому:
http://www.stihi.ru/2014/07/06/945


В дополнение...
Слово "Православие" – далеко, не христианского толка слово, и уж тем более не византийского!

Так, в библии оно не упоминается ни разу! Само слово было официально принято и оформлено как таковое, что мы за ним подразумеваем сейчас – только в XVI веке, а до этого уходит корнями в славянскую азбуку. Само слово говорит, что оно состоит из двух понятий "право" и "славить", то есть подразумевает "право" за каждым на про-славление...
http://pravoslavie.chestisvet.ru/index.php4?id=213

Из рецензий с другого сайта.

Вопрос.
А право на прославления чего?.. Может быть, не право на прославление, а прославление права?
С интересом Димитрий.

Ответ.
Ну конечно же, не себя любимого... хотя у некоторых именно это и прослеживается.
Но всё-таки, даже про-славляя себя нельзя не затронуть каких-либо своих, отличительных от обще-принятых, взглядов, которые присуще каждому мало-мальски значимому индивиду. То есть, как ни крути, а каждый прославляет что-то своё, в своём виденье мироощущения,– и право на это не оспаривается никем, даже при очень жесткой диктатуре,– всегда есть право, говорить своё мнение или молчать, соглашатся или опровергать чужое мнение.

Прославлять само же это право, значит отказаться от прославление своих взглядов, что в свою очередь не имеет смысла, имеет смысл – за него бороться, устанавливая и провозглашая "право" каждого на своё виденье, или божество как форму поклонения. А так как мне видится, что наши предки не боролись за это право, а обладали им – то и высказал я всё так, как понимаю. Хотя, надо сказать, сейчас, и ваш вариант имеет смысл.

Вопрос.
Интересно изложили... А "правда"– как "право" имеют какое-то отношение к этому?
Я больше знаком с церковным определением "православия".

Ответ.
"Правь" – правда, также как и "явь"– явленный, и далее "навь" или "новь"– потусторонний мир,– являются определяющими (я бы даже сказал, религиозными) словами для наших предков. Неудивительно так и частое их употребление в древних рукописях. Само же слово "православие" появляется в XIв. 1037 – 1050 годы в "Слове о законе и благодати" митрополита Илариона:

"Хвалить же похвалныими гласы Римьскаа страна Петра и Паула, имаже в?роваша въ Исуса Христа, Сына Божиа; Асиа и Ефесъ, и Патмъ Иоанна Богословьца, Индиа Фому, Египетъ Марка. Вся страны и гради, и людие чтуть и славять коегождо ихъ учителя, иже научиша я' православн?и в?р?".

(Хвалит же гласом хваления Римская страна Петра и Павла, коими приведена к вере в Иисуса Христа, Сына Божия; <восхваляют> Асия, Ефес и Патмос Иоанна Богослова, Индия — Фому, Египет — Марка. Все страны, грады и народы чтут и славят каждые своего учителя, коим научены православной вере).

Официально же приняли этот термин XIV – начале XV века. Но говорят так, будто бы сам термин пришёл к нам из Византий и является калькой с их определения своей веры. То есть слово является якобы заимствованным, но тогда возникает резоный вопрос: Максим Грек, живший в тоже самое время и являющийся прямым потомком Византийского аристократического рода, в своих спорах с церковными соборами, с чиновниками, с сановитыми настоятелями церкви, да и с самим царем, тогда ещё Великим Князем, но уже заявлявшем права на титул царя,– ни разу не упоминает как довод в свою сторону об их отходе от православия, якобы истиной веры, пришедшей из Византии; да и создаётся впечатление, что сам термин "православие", приписываемый Византийскому учению, в его бытность до приезда на Русь – был мало ему знаком, поэтому и не упоминается в спорах как довод, как само заимствованное слово из Византии. Если бы слово было заимствовано из Византии, кому как ни приехавшему от туда знать дословное его значение лучше остальных, и видя отступление от этого учения, то он бы не преминул бы это упоминуть. Так что вряд ли само Византийское учение себя определяло как православное, наверное было какое-то другое название. А православие свойственно именно Руси и никому не подражает.