Пираты ХХ века. История создания одного фильма

Константин Семынин
          Уверен, что на всём пространстве бывшего великого и «нерушимого» Советского Союза вы, уважаемые читатели, не встретите человека, который ни разу не видел или, на худой случай, не слышал о существовании этого легендарного фильма. Для нас же, мальчишек конца 70-х годов, как сейчас принято говорить, прошлого века, эта приключенческая кинолента (жанра «боевик» тогда ещё в отечественном кинематографе просто не существовало) стала поистине культовой! Любой пацан моего поколения посмотрел этот фильм добрый десяток раз! И как следствие нашего непреодолимого желания любой ценой походить на героев любимой кинокартины – секции каратэ, дзю-до и других единоборств были переполнены и просто не могли физически принять всех желающих... Так было везде, где по экранам страны уверенной поступью победителя прошествовал почти «иностранный экшен» Киностудии имени Горького «Пираты ХХ века»! В июле 2015 года исполнилось 35 лет со дня премьеры легендарного фильма.

          А тогда, много-много лет назад, история создания «Пиратов» начиналось довольно прозаически, если не сказать скучно... В середине семидесятых, когда брежневский «застой» достиг своего апогея, кому-то из высокопоставленных чиновников пришла в голову простая, но замечательная по своей гениальности идея. Заручившись благословением идеологов ЦК партии, в глухом и непроницаемом «железном занавесе» пробуравили маленькую дырочку. Оттуда на головы бедных «хомосоветикус» хлынула отфильтрованная информация, которую можно было бы озаглавить, как «Пороки и напасти загнивающего капитализма». Расчёт был ясен: на контрасте с «без пяти минут» коммунистическим раем (помнится, что ещё Никита Сергеевич Хрущёв обещал нам, советским людям, светлое будущее к 1980 году), показать духовное обнищание и ужасную жизнь в буржуазном обществе. Чего тут только не было, – НЛО и итальянская Коза ностра, филиппинские шарлатаны-лекари и движение расистов Ку-клус-клан, - всего и не перечислишь!.. Понятно, что после такой «политинформации» любой честный гражданин Советского Союза должен был легко уверовать, что живёт в лучшем из миров и не нуждается в «сомнительных прелестях» западной цивилизации. Правда, так считали далеко не все. Одним из таких духовных оппозиционеров был молодой и мало кому известный режиссёр СТАНИСЛАВ ГОВОРУХИН. Это сейчас Станислав Сергеевич – признанный мэтр, снявший «Место встречи изменить нельзя», депутат Государственной Думы, председатель различных кинофестивалей и просто – известный медийный персонаж. А тогда за его плечами было всего лишь несколько фильмов, – самый известный из которых, «Вертикаль», прославился не столько режиссурой, сколько великолепными песнями Владимира Высоцкого, – и имелось большое честолюбивое желание найти неизбитую тему и сделать на её основе лихую приключенческое ленту, способную заткнуть за пояс иностранную кинопродукцию. И такая возможность ему очень скоро представилась!

          Идея «Пиратов ХХ века» родилась в голове Говорухина после того, как в нескольких публикациях советской прессы он наткнулся на сообщения о нападениях морских разбойников на мирные торговые суда. В частности, в одной из газет сообщалось, что современные корсары в узком проливе атаковали итальянское судно и, перебив команду, похитили двести тонн урановой руды. Кстати, в первоначальном варианте сценария фигурировал аналогичный груз! Но отечественным чиновникам крайне не понравилась (пусть даже вымышленная ситуация) с кражей стратегического сырья, и они потребовали «загрузить» трюмы судна чем-нибудь попроще. Так на борту советского сухогруза «Нежин» оказался опиум.

          Сценарий был утверждён. Дело оставалось за малым – найти режиссёра, который согласился бы погрузиться в авантюру с постановкой такого «несоветского» фильма. Сам Говорухин, сосватанный к тому времени Владимиром Высоцким сценаристам братьям Вайнерам в качестве кинорежиссёра, уже запустился с «Местом встречи...», но и отдавать «Пиратов» абы кому он тоже не хотел. И тут, как это часто бывает, совершенно случайно на каком-то кинофестивале Станислав Сергеевич встретил своего давнего друга и однокурсника по режиссёрскому факультету ВГИКа БОРИСА ДУРОВА. В своё время, найдя родство душ в романтике приключений, молодые люди вместе сделали сагу об альпинистах «Вертикаль». И вот, спустя десять лет, Говорухин предложил Дурову новый совместный кинопроект.

          История о безоружных советских моряках, вступивших в противостояние с вооружёнными морскими бандитами, Дурова зацепила. Более того, он как-то сразу проникся уверенностью, что фильм по такому необычному сценарию просто будет обречён на кассовый успех! Режиссёр-постановщик первого советского боевика был найден! Оставалось дело за малым – запечатлеть замысел Говорухина на киноплёнку Шосткинского объединение «Свема».
 
          Однако съёмочный период постоянно откладывался из-за того, что у режиссёра не было на примете достойного актёра, способного воплотить на экране образ простого советского супермена. Неизвестно, чем бы всё это закончилось, если бы к Борису Дурову не пришёл НИКОЛАЙ ЕРЁМЕНКО, который буквально напросился на роль старшего механика Сергея Веремеева. Режиссёр долго терзался сомнениями и не соглашался с доводами актёра, который в это время пожинал лавры популярности и купался в море зрительской любви после роли героя-любовника Жюльена Сореля в телефильме «Красное и чёрное». Именно это и отпугивало Бориса Дурова от кандидатуры Ерёменко. Когда же у «героя-любовника» закончились все словесные аргументы, а в глазах режиссёра-постановщика по-прежнему читался скепсис, актёр подошёл к Борису Валентиновичу вплотную и предложил пощупать его стальные бицепсы. Такая неожиданная «демонстрация тела» безоговорочно перевесила чашу весов в пользу Николая Ерёменко: его утвердили на роль, и он влился в творческий коллектив, где слабаку не было бы места.

          Все исполнители главных и второстепенных ролей отличались завидной физической формой. На роль главного противника героя Ерёменко, Салеха, режиссёр пригласил чемпиона Узбекистана по каратэ ТАЛГАТА НИГМАТУЛИНА. Боцмана Михеича сыграл легендарный ТАДЕУШ КАСЬЯНОВ – мастер спорта по боксу, обладатель чёрного пояса в каратэ, будущий президент Всероссийской федерации рукопашного боя и традиционного каратэ. В «Пиратах ХХ века» Касьянов со своими учениками поставил и осуществил все боевые сцены. Коллеги Тадеуша Рафаиловича по трюковому цеху – каскадёры НАРТАЙ БЕГАЛИН и БИМБОЛАТ КУМАЛАГОВ – воплотили на экране образы морских разбойников. Но, думаю, зрителям особенно запомнился бритоголовый здоровяк Хадди, которого сыграл непревзойдённый мастер силовых трюков ГЕННАДИЙ ЧЕТВЕРИКОВ. Например, в одной из телепередач он буквально за несколько секунд согнул шестигранный лом. Без дублёров работал даже ПЁТР ВЕЛЬЯМИНОВ в роли капитана советского судна, которому на момент съёмок было уже за пятьдесят.

          По воспоминаниям актёров и режиссёра, весь кинопроцесс воспринимался как одно большое приключение. И хотя из Москвы в Ялту, где проходила большая часть съёмок, после каждого просмотра готового материала шли гневные телеграммы, – например: «Хватит каратэ! Ещё один приём, и – фильм будет закрыт!» – дело спорилось. Создателей киноленты не поставили в тупик даже подводные съёмки, которые, кажется, в первый и последний раз в таком количестве делались для легендарного фильма «Человек-амфибия». Их выполнила команда аквалангистов под руководством Владимира Карпичева.

          Правда, не обходилось и без ЧП. Николай Ерёменко часто вспоминал об одном из таких экстремальных эпизодов:

          – Помните сцену, где мой герой прыгает со скалы на борт корабля? Эпизод снимался монтажно. Поэтому мне надо было прыгнуть как можно ближе к борту, чтобы было  поменьше вранья. Что я и сделал» Но когда начал выныривать – о Боже! – чувствую, что меня затягивает под лопасти винтов. До сих пор не представляю, как удалось выбраться.

          К этому стоит добавить, что ни Ерёменко, ни другие актёры за выполнение опасных трюков на съёмках не получили каких-либо дополнительных выплат и вознаграждений. Всё работали на азарте, молодом задоре и желании сделать достойный приключенческий фильм.

          Но когда в 1979 году «Пираты ХХ века» были уже готовы отправиться в плавание к своим зрителям по экранам необъятного Советского Союза, создатели киноленты получили сильный моральный удар. Фильм показали руководящим работникам ЦК ВЛКСМ, и тогдашний комсомольский вожак Борис Пастухов назвал картину «идеологически вредной». Его слово оказалось решающим против восторгов защитников ленты, которых, к слову, тоже оказалось предостаточно, и «Пиратов» положили на «полку». Сколько бы он там пролежал – неизвестно, но в дело опять вмешался Его Величество Случай! Кто-то из расторопных работников Госфильмофонда решил показать новый фильм Бориса Дурова дорогому Леониду Ильичу Брежневу, который на досуге любил посмотреть приключения и вестерны. Генсек, в свою очередь, настолько проникся захватывающим действом, что настоятельно рекомендовал нерасторопным киношникам поскорее выпустить ленту на широкий экран.

          Так в третьем квартале олимпийского лета – 14 июля 1980 года – состоялась всесоюзная кинопремьера «Пиратов ХХ века». Несмотря на то, что время для выхода ленты оказалось не совсем удачным, через несколько недель фильм возглавил список лидеров, а многочасовые очереди за билетами, непременные аншлаги даже на дневных сеансах, выбитые двери, разбитые кассы и билеты с рук за несколько номиналов были на протяжении всего времени премьерных показов.

          В итоге, «Пираты» на своих сеансах, только по официальной (подчас заниженной) статистике, собрали 87,6 МИЛЛИОНОВ ЗРИТЕЛЕЙ, заняв первое место и став лидером советского кинопроката! Цифра просто астрономическая! Такого успеха не знала, и больше не познает, ни одна советская кинолента! Оскароносная «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова в том же 1980 году собрала только 84,4 миллиона посещений.

          По опросу читателей популярного журнала «Советский экран», в 1980 году Николай Ерёменко был назван лучшим актёром года. В качестве признания таланта Ерёменко, Николаю Николаевичу была присуждена премия Ленинского комсомола, а три года спустя – звание Заслуженного артиста РСФСР. За последующие, после премьеры «Пиратов ХХ века», годы актёр снялся в огромном количестве самых разноплановых ролей. Не забывал кинематограф и его боевое прошлого, неоднократно предлагая последнему героические роли рыцарей без страха и упрёка. И хотя успех «Пиратов» актёру уже повторить не удалось, по большому счёту, его творческая карьера сложилась вполне благополучно. Он был востребован в кино и любим зрителями до самой своей безвременной кончины. Ушёл актёр из жизни 27 мая 2001 года в возрасте 52 лет...

          К сожалению, далеко не у всех актёров после «Пиратов ХХ века» судьба сложилась столь же благополучно. Летом 1992 года был арестован и заключён под стражу исполнитель роли боцмана Тадеуш Касьянов. Его обвинили в организации похищения с целью вымогательства некоего Виктора Белякова, которого, в своё время, сам Тадеуш Рафаилович уволил из своей фирмы «Эскорт» за финансовую нечистоплотность. Следствие по «дутому» делу длилось полтора года, за которые Касьянов сменил четыре изолятора. Но всё же справедливость восторжествовала, и 22 декабря 1993 года Тадеуш Касьянов был освобождён из-под стражи за отсутствием состава преступления. Несмотря на то, что в тюрьме у него случился микроинсульт, стоивший грозе морских пиратов частичной потери слуха, Тадеуш Рафаилович и сейчас продолжает заниматься любимым делом, обучая простых людей искусству самообороны.

          Другому герою моего повествования повезло ещё меньше. Исполнитель роли пирата Салеха, Талгат Нигматулин, трагически погиб в Вильнюсе 11 февраля 1985 года. Талантливый актёр был зверски убит своими собратьями по вере, действиями которых руководил их духовный наставник. Талгат, превосходно владеющий приёмами каратэ, даже не защищался от ударов убийц, до конца веря в некую мистическую идею, насаждаемую в религиозной секте Абая, где под вывеской единения и братства творилось настоящее беззаконие. Собственно, Нигматулин сам вынес себе приговор, отказавшись убить своих собратьев, отшатнувшихся от учения Абая. За жизнь других он отдал свою. В марте юбилейного  для «Пиратов ХХ века» года Талгату Нигматулину могло бы исполниться 66 лет.

          На этом можно было бы и закончить. Но наша жизнь постоянно вносит свои коррективы в происходящие вокруг нас события. Нет-нет, да начинают опять муссироваться слухи о возможном продолжении съёмок полюбившегося фильма. Что на это можно сказать? Мне бы очень не хотелось что-то говорить, тем более негативное, о несостоявшемся проекте, но, как правило, все подобные перепевки «старого о главном» заранее обречены на провал, и тому уже есть масса подтверждений из новейшей истории российского кинематографа. Но не будем загадывать! Время покажет... И, может быть, у нынешних тинэйджеров будут свои «Пираты», но уже ХХI века.