Исаак Дунаевский, 1900-1955

Галя Елохина
               
                Я хочу,  чтобы вы хотели жить и любить.
                И.О. Дунаевский

Как-то я спросила своего педагога по фортепиано:
– Что для вас Дунаевский?
–  Он для меня – птица! – услышала я в ответ.
Вы слышали, вы помните:
– Летите, голуби, летите!
   Для вас нигде преграды нет!
Или:
– Скворцы прилетели, скворцы прилетели!
   На крыльях весну принесли!

«Моё творчество я навсегда посвятил молодости, – писал Дунаевский. – Молодёжь состарится, но она должна прийти к старости окрылённой результатами своей жизни».

Исаак Осипович Дунаевский родился в 1900 году, 30 января в провинциальном городе Лохвице на Полтавщине. В семье было семеро детей. По воспоминаниям брата композитора, в одной комнате стояло семь разных размеров кроватей, восьмая была няни. Отец много работал, чтобы прокормить такую большую семью. Он ни на чём не играл и не пел. На досуге он рисовал … орнаменты. Мама пела небольшим, за душу хватающим голосом, подыгрывая себе на клавикордах. До замужества она училась в консерватории играть на скрипке.

В восемь лет Дунаевский начал заниматься музыкой с учителем – музыкантом-любителем. Это было редкое творческое содружество взрослого человека с девятилетним мальчиком.
На летние гастроли малороссийских трупп в Лохвице ходили всей семьёй, как на большой праздник, занимали ложу. Здесь в народном доме в 1916 году Исаак выступил впервые как скрипач и как артист-любитель на вечере в пользу раненых. «Я был гимназистом, – вспоминал Дунаевский, –  выступать публично мне не полагалось, и я ужасно неловко себя чувствовал в чужом штатском костюме с напяленной поверх нижнего белья манишкой, завязанной сзади шпагатом».
В 1918 году он окончил Харьковскую гимназию с золотой медалью, а в следующем году консерваторию по классу скрипки. «Я учился хорошо, воспитывался хорошо и твёрдо шёл по жизни, – писал Дунаевский в пятидесятых годах. – И сейчас топаю по жизненной дороге, не всегда гладкой, а иногда просто мучительно трудной».

Потопаем и мы. Осенью 1919 года  Дунаевский был «отрезан» от дома фронтами гражданской войны; поступил на службу в Харьковский драматический театр в качестве скрипача, затем в качестве заведующего музыкальной частью. Он готовил себя к карьере рядового музыканта и даже поступил на юридический факультет. Но в 1920 году бросил его, навсегда решил заняться музыкой. Уже в зрелом возрасте, прочитав «Педагогическую поэму» А.С.Макаренко, Дунаевский писал: «Вот где школа человеческого характера. Эта школа заключается в том, что человек должен видеть конечный результат, сияющие дали. А весь тернистый, мучительно трудный путь, который надо пройти к этим далям, это и составляет ту работу, которую проделывает наша воля и разум».

А пока он в Харькове занимается музыкальным оформлением эстрадных театров под пристальным вниманием прессы, которая тогда дала достоверный прогноз: «Когда он перестанет бродяжничать по всем театрикам Харькова, мы услышим от него немало волнующих сценических музыкальных замыслов».
И вот в 1924 году Дунаевский переезжает в Москву. Руководит музыкальной частью сначала в театре Эрмитаж, затем в театре Сатиры. С 1924 по 1929 годы  он написал шесть оперетт. Дунаевский был создателем советской оперетты, где действующими лицами были его современники. Он обогатил театр музыкальной драматургией, которая пришла на смену разговорным диалогам с музыкальными вставками.

С 1929 по 1943 годы Дунаевский живёт в Ленинграде. Он музыкальный руководитель в Эстрадном театре, в Мюзик- холле. Руководит ансамблем железнодорожников и ансамблем песни и пляски во Дворце пионеров. С 1932 года начинает работать в кино. С киноэкранов  над просторами нашей Родины зазвучали его песни:
– «Эх, хорошо в стране советской жить!» (из кинофильма «Концерт Бетховена»),
– «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер!» («Дети капитана Гранта»),
– «Легко на сердце от песни весёлой!» и  «Как много девушек хороших!» («Весёлые ребята»),
– «Широка страна моя родная» («Цирк»),

"Работа для кино, - по признанию Дунаевского, - очень мучительна тем, что всё своё творческое вдохновение приходится вкладывать в строгий метраж, в определённое количество минут и секунд. Приходится пилить себя, резать или наоборот увеличивать свой замысел, а иногда и калечить его. Эта работа требует высшей техники и сноровки".

В 1936 году Исаака Осиповича награждают орденом Трудового Красного знамени, в 1937 году избирают председателем Ленинградского союза композиторов, в  1938 году – депутатом Верховного совета РСФСР. В 1941 году ему присваивают звание лауреата Сталинской премии первой степени.
Во время ВОВ Дунаевский во главе  Железнодорожного ансамбля ездит по магистралям страны. За эту деятельность он был награждён в 1942 году орденом «Знак Почёта», в 1945 году орденом «Красной Звезды».

С 1943 года Дунаевский снова живёт в Москве. С режиссёром  Григорием Александровым делает его последний фильм «Весна». В 1950 году выходит фильм «Кубанские казаки», за который Дунаевский снова получает Сталинскую премию. В этом же году ему присваивают звание народного артиста РСФСР. Песни из последнего фильма «Ой цветёт калина», «Каким ты был, таким остался» стали народными.

Ещё в 1937 году Дунаевский написал оперетту «Золотая долина». Это лирико-романтическая оперетта. Тема ее – дружба народов, в частности, русского и грузинского. В 1941 году  написал  «Дороги к счастью», посвящённую П.И.Чайковскому. Это оперетта-песня, оперетта-романс, завершённая до начала ВОВ, не имела сценического воплощения. После войны   Дунаевский написал  оперетту «Вольный ветер» – на тему борьбы за мир. Оперетта писалась легко, свободно. Не имея других сюжетов, Дунаевский решил воскресить «Золотую долину» и «Дороги к счастью». Премьера «Золотой долины» состоялась в 1955 году незадолго до смерти композитора. Параллельно он работал над опереттой «Белая акация». Это его лебединая песня. Он не дожил до её премьеры, состоявшейся в конце 1955 года.
 
Несмотря на вечную атмосферу аврала, Дунаевский был предельно собранным человеком. Всегда был аккуратно одет, выутюжен. На девяти квадратных метрах, которыми он почему-то ограничивался, вмещался крохотный рояль, большой письменный стол, диван, шкафы с книгами и нотами, штабелями лежали патефонные пластинки. Под роялем пачки с оркестровыми партиями для его авторских концертов. Тут же радио, магнитофон, фотоаппараты (он увлекался фотографией). На рояле аккуратными стопками лежали письма от неведомых ему слушателей, посылавших ему стихи для песен. «Назначая свидание с глазу на глаз, –  вспоминал один из музыковедов, – с тем, чтобы поиграть мне новые сочинения, он ухитрился десять раз поговорить по телефону, отвлечься для пяти посетителей, но сыграть то, что хотелось, поговорить о том, о чём намеревался».

Дунаевский умер от сердечного приступа 25 июля 1955 года. Между 10-11 часами утра секретарь директора Московского театра Сатиры разговаривала с ним по телефону по поводу недостающего номера для оперетты «Белая акация». Дунаевский ответил, что он как раз над ним работает и когда закончит сам позвонит…

«До чего же это, братцы, весёлое занятие сочинять музыку! – говаривал Исаак Осипович и предостерегал, – наслаждение музыкой не самоцель, а путь к внутреннему совершенствованию во имя жизни, во  имя её улучшения».