А зори здесь тихие Фильмы 1972 и 2015 Сравнение

Критик Тычущий Носом
Наконец-то посмотрел оригинальный двухсерийный фильм 1972-го. На коробке DVD он назван одним из лучших фильмов о Великой Отечественной войне (с высоким рейтингом на российском "КиноПоиске" - 8,5, чуть ниже на IMDB - 8,3). Вкратце сравню оригинал и версию 2015-го года (с рейтингом 7,1 на "КиноПоиске.").
В основном, новый фильм является полноценным ремейком: те же герои, большей частью все то же самое, включая концовку. Но есть и отличия.
В оригинальном фильме старшина Васков захватил оставшихся фрицев в лесной бревенчатой часовенке с маковкой и крестом на крыше. "Хенде хох!" - приказывает Васков, и трое диверсантов в немецкой форме поднимают руки на фоне святых ликов на иконах. "И не прошли вы, не прошли!" - восклицает он, стоя рядом с большим православным крестом, прислоненным к стене.
Часовня олицетворяет коренную Россию, духовно крепкую православием. Кинематографисты сочли уместным присутствие в фильме такого символа, хотя фильм снят в эпоху процветания СССР, страны с атеистической государственной идеологией, и в нем девушки-бойцы с гордостью носят комсомольские значки, отвечают коммунисту Васкову "служу Советскому Союзу".
Бесцветная пещера взамен часовни в новом фильме не несет никакой символической нагрузки. Нет в нынешнем фильме и иноческого скита на фоне живописных озерных далей с островами, на который в оригинальном фильме смотрят сначала все бойцы, а затем один Васков, на фоне грустной лирической мелодии (монах, искавший безмолвия, в честь которого названо озеро,  лишь кратко упоминается Васковым - вот и вся христианская тема в новейшем фильме). В фильме 2015-го наглядно показаны сталинские репрессии: сам Сталин вручал отцу одной из героинь орден и пожал руку, а потом отца ночью забирают в воронок. А затем и мать, а коротко подстриженную девочку сдают в неуютный казенный детдом.
В оригинальном фильме аутентичны деревенские постройки (в новом декорации отдают театральностью), сцены боев убедительнее, включая даже звуки выстрелов, в том числе и из зенитного орудия, образ старшины Васкова сложнее, герой постарше. Вообще, в старом образы героев живее, жизненнее (например, образы бойких молодых женщин, подтрунивающих над старшиной), в нем больше лиризма, в т.ч. благодаря сцене танцев под патефон, благодаря сценам мечтаний героинь, показанным в цвете, в отличие от черно-белой канвы основного киноповествования.
Новый фильм снят современными средствами, профессионально, он ярче, на всем протяжении цветной, изобилует выразительными красками, особенного зелеными, потому природа в нем также играет свою  отдельную важную роль, ярко символизируя собой родину, достойную искренней любви.
Вывод: даже и без указаний на христианский духовный фундамент русского народа, новый фильм все равно убедительно внушает чувство любви к родине и подвигает ее защищать и оберегать. Упоминания сталинских репрессий лучше бы не было, так как люди ведь шли на бой "за Родину, за Сталина", эти понятия (Сталин - как символ народной власти) были для широких масс синонимичны. То есть, хотя в фильме есть попытки внести сумятицу, заставить зрителя усомниться в такой синонимичности, эти неловкие приемы, на мой взгляд, не достигают цели.
Теперь я еще хочу прочесть повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." и сравнить фильмы уже с ней.

Текст ниже добавлен 19 сентября 2015.

Прочитал повесть, заинтересовался тем, какими качествами наделил героинь писатель, в деталях. Для чего с помощью функции поиска перечитал все места - для начала про самую активную из героинь. В характеристике привожу не конкретные слова и фразы про нее из повести, а интерпретацию образа своими словами.

Евгения Комелькова

Особенности воспитания

В детстве воспитывалась отцом - военным, как мальчишка: стреляла в тире, участвовала в охоте, ездила на мотоцикле, скакала на лошадях.

Качества

"Зажигалка", оптимистка, живая, здоровая, сильная, очень общительная, непосредственная, быстро реагирующая, экстраверт, лидер, заводила, веселая, улыбчивая, смешливая, озорная, располагающая к себе, пользующаяся авторитетом, остроумная, шутница, жизнерадостная, активная в компании, с радостью танцует, играет на гитаре, поет, говорливая, владеющая словом, может роман пересказать, ценящая подруг,   способная быть хорошей подругой, отзывчивая, сопереживающая, заступающаяся. Эмоционально реагирующая на все, легко и искренне смеющаяся и плачущая.
Сознающая силу своей женской привлекательности, пережившая много влюбленностей в себя, знакомая с "ведерными букетами", серенадами влюбленных и письмами в стихах, любящая красивую одежду, нижнее белье.

Возможные недостатки: иногда скоропалительна в принятии решений, легкомысленна, иногда слишком эмоционально реагирует, избалована мужским вниманием, склонна флиртовать, крутит роман с женатым мужчиной, не взирая на молву, самоуверенна, дерзка, самовольна, недостаточно наблюдательна.

Внешность

Высокая, красивая, с идеальной женской фигурой и правильным лицом, рыжеволосая, с длинными густыми волосами до пояса, с белой кожей, с большими, круглыми, ясными зелеными глазами, упругой грудью.

Качества, сыгравшие свою роль на войне

Затаившая коренную ненависть на гитлеровцев за расстрел близких на ее глазах, жившая с неизбывной трагедией в душе, но оставшаяся жизнерадостной. Смелая, отважная, решительная, способная собираться в критический момент, очень энергичная, сообразительная, толковая, психически устойчивая, крепкая физически.

В повести сыграла важную роль тем, что много помогала старшине Васкову, сделала большой объем физической работы, проявляла толковость. Дважды героически подставила себя, чтобы защитить товарищей (в обоих фильмах наглядно показаны эти поступки). В первый раз по своей инициативе геройски сыграла под прицелом гитлеровцев роль купальщицы из числа лесорубов, хотя испытывала при этом ужас. Во второй раз шла на верную смерть, но отвела фашистов от двоих оставшихся из отряда. Погибла в 19 лет.