Осторожно, комары! Часть-10

Александр Зинковский
Завершение послесловия:

Хотелось бы напоследок поделится с читателями еще кое-каким «комариным опытом».

До сих пор вспоминаю свое участие в многомесячной экспедиции  от АН СССР в республике Куба, хотя это было, как говорится – «1000 лет назад», еще при Советском Союзе.  Нам приходилось какую-то часть времени проводить в Гаване, но в основном мы работали в прибрежных водах и на побережьях в провинции.

Комаров там видимо-невидамо, причем, из-за теплого тропического климата перерывов и «зимних отпусков» у них не бывает. Кубинские комары и мелкие мошки (кубинцы их называли «хехен») кусают людей круглый год с одинаково хорошим аппетитом, оставляя на теле своих жертв массовые зудящие (к счастью – не аллергические обычно) укусы. Правда, на наше счастье, о случаях заражения малярией мы там не слышали, да и о распространении каких-либо инфекций типа лейшманиоза тоже как-то умалчивалось. Возможно, все дело было в том, что, несмотря на бедность, кубинская медицина была в те времена на высоте.
 
Сам в этом убедился, когда во время купания в шторм на пляже Гаваны случайно пронзил бедро в прибое об острый  стальной стержень.  Кубинские медики вылечили меня тогда  отлично и без последствий. Несмотря на тропический климат и массу окружающих человека микробов, моя рана зажила недели за две-три (кубинцы-медики  меня регулярно перевязывали и лечили рану амбулаторно, пока мы в Гаване готовились к экспедиции на о. Пинос), и я снова мог работать под водой с аквалангом. И в целом с комарами кубинцы проблему тоже решили. Они все поголовно пользуются, т.н., «москитеро» - типа марлевого полога. Натягивают его над кроватью шнурами и спят себе спокойно среди туч кружащихся рядом комаров и мошек. Те, кто побогаче, имеют при себе еще и репелленты.

Нам тоже выдали такие пологи, как только мы прибыли на Кубу. Но, вот что интересно, когда мы в провинции Ориенте жили целый месяц на маяке (Фаро Лукреция – он расположен на выдающемся в море мысе Лукреция)  среди бурных ветров, ни один комар в наше спальное помещение не залетал, и москитеро нам были не нужны.  Мы тогда буквально наслаждались полным отсутствием комаров. Но больше нигде на Кубе комары пощады нам не давали – жалили свирепо и днем и, особенно, ночью всегда и везде.

Я к этому  даже тогда как-то привык, но, главное, стрался поменьше расчесывать укусы. Благо, морская вода всегда была у нас рядом и после очередного купания или работы под водой укусы зудели слабее.

А еще мне приходилось сталкиваться с массированными атаками комаров и мошек в дельте Волги и в Северном Каспии, когда я там работал во время научных экспедиций. Пологи нам выдавали сразу же, как только эти экспедиции начинались, причем не маревые, а бязевые пологи.

Я вскоре оценил разницу. Дело в том, что через марлю или сеточку типа марли комары и мошки не всегда, но все же ухитряются пролезать. Но через бязь, хотя через нее дышать труднее, мошкара пролезть не может. Помогала нам и смекалка опытных астраханских ученых и моряков.

Когда нам надоедало спать в душных пологах, капитан нашего научного суденышка брал курс в открытое море Северного Каспия и бросал на ночь якорь на таком расстоянии от берега, где мы оказывались вне зоны действия комаров и мошек. Представляете себе, до чего же нам приятно было спать вдали от «комариных» берегов без какой-либо защиты!

А теперь - несколько слов в напутствие тем из наших читателей, кому еще только предстоит по-настоящему столкнуться с комариными полчищами. Не стоит к этой «битве» относиться равнодушно, потому что укусы комаров не так безобидны, как это думает большинство из нас.

Так, например, года два назад меня уже в самом конце осени неожиданно ужалили дома комары с аллергенной слюной. После этой атаки всю зиму у меня укусы не только не заживали, но еще и становились хуже, зудели все сильнее и сильнее. Визит к кожнику мало что дал.

Прописанная врачом мазь гиоксизон почти не помогала. Пришлось импровизировать: пить кларитин и т.п., хотя и это мало  давало результатов. В конце концов, я просто применил силу воли, бросил пить лекарства и буквально заставлял себя не прикасаться к укусам и больше ничего не расчесывать.

Бороться с желанием чесать укушенные места пришлось долго, месяцами, но постепенно мой собственный иммунитет взял верх. И теперь я почти уже забыл об этом инциденте.


Предыдущая часть  http://www.proza.ru/2015/07/17/932

Рисунок - коллаж автора.


Другие мои произведения на этом сайте:

Ядовитых дел мастера - история и политика http://www.proza.ru/2014/01/19/169

Россияне клонируют лес - естествознание  http://www.proza.ru/2014/01/23/63