Босоножки в сахаре

Николай Желязин
  В августе 1990 года Пятигорск встретил чету Палей на перроне вокзала влажным, тёплым утром после ночного ливня. На листве и траве искрились крупные капли. Резко пахло сурепкой и розами, которые росли всюду, как сорняк, кроме асфальта дорог и тротуаров. Они приехали на местный рынок за обувью. Ночь  в поезде и вместо раскалённого пыльного Волгодонска снежные вершины на чистой синеве горизонта казались раем.
 Продавали у них прямо с машины на рынке в прошлую субботу простенькую и дешёвую обувь. Торговля шла бойко и к обеду товар закончился. Палей разговорил продавщицу. Выяснил,  кооператив в Пятигорске шьёт.
  Угадали. На местном рынке обувь оказалась дешевле вдвое. В ценах и фасонах Олег был настолько слабее жены, что практически не вникал в то, что она скупала для перепродажи. Сколько пар, каких размеров он плохо воспринимал после душной, бессонной ночи в поезде. Молча, складывал в сумки туфли, ботинки и тащился сзади жены вдоль торговых рядов. Крепкий удар по плечу в чужом городе в 9 утра от  крепыша в шляпе набекрень разбудил и разозлил его, но ясности не добавил. И только весёлый басок.
 - Привет Академик - Облил его радостью.
 – Серёга, Клиент. – Откликнулся Палей.
  Рядовой студенческого отряда с математико-механического факультета, с которым они второкурсниками строили кошары для овец в Казахстане знойным летом 1969 года стоял перед ним. Прошло четверть века. Обнялись. Сергей Абакумов первым вспомнил фамилию Олега и назвал свою. Палей как-то  брякнул, что в 40 лет будет академиком и весь физфак так и метил его  до диплома «Академиком». А Серый как-то забузил в кафе насчет бифштекса, толи сырой, толи маленький.
 – Успокойся. - Парировал кого-то из друзей.
 - Жри, не сдохнешь. –
 Тут Абакумов и заявил.
 - Я клиент, я плачу, а меня дурят. - И остался с погонялом «Клиент» до диплома.
 Тут Олег вспомнил про Машу. Она, молча, разглядывала Академика с Клиентом. Сергея она встречала пару раз в студенчестве и помнила.
  Абакумов вдруг развёл руки, чмокнул Марию в щёку и рявкнул.
 - Ребята, вы же у меня в гостях. Я в Пятигорске хозяин. -
 Быстро разобрались, что Сергей после Университета пошёл в КГБ программистом. Сейчас он "полковник в девятке". Проживает в резиденции Президента СССР на Кавказе и потихоньку прибрал власть в свои руки в радиусе 500 километров.
 - Пока не приехал Горбачёв, я здесь за него.
 Взяв под локотки, Сергей вывел слегка сопротивляющихся друзей бурной молодости из рядов с товарами и просто затолкал их на заднее сидение затенённой Волги с правительственными номерами.
 - Сидеть. Дайте мне, дорогие гости, 10 минут на мясо и овощи и ко мне. Витёк за мной.
 Из-за руля выскочил рыжеволосый сержант и они почти бегом зашагали по рынку. Через 20 минут виражей по живописной горной дороге они уже въезжали по кипарисовой аллее в цветущий парк с маленьким дворцом посередине.
 Дорогой Сергей жаловался, что умирает от безделья здесь уже более года.
 Рита с детьми на июль уехала от жары к маме в Каменск-Уральск на Урал.
 Резиденция пустует уже 8 лет и фактически все флигели это казарма спецназа КГБ, кроме одного класса люкс, где Олег с Машей и остановятся.
 – Серёга, не могу я здесь  прохлаждаться. Мы вечером обратно. Без моей подписи на заводе не сдаётся ни один сварочный шов. В СССР только 6 человек имеют аттестат МАГЕТе. Под моим глазом все атомные реакторы под водой на лодках, на земле и в космосе. Через месяц отгружаем парогенератор на АЭС в Иран. Во вторник утром кровь с носу я должен быть на Атоммаше.
 – Но ты же был теоретик. Помню, ты считал холодную плазму, ходил к нам на факультет математики, на семинары по устойчивости простых систем, а сейчас в сварщики подался, босоножками торгуешь.
 - Понимаешь Сергей, как Чернобыль рванул, атомные реакторы стали не очень кому и нужны и я в том числе.  А сам. Писал программы по входимости, по разузлованию, по теории множеств. А сейчас кто: охранник, консьерж на даче. 
 - Всё Олег, заткнись, пока не подрались. Поговорим спокойно за столом с рюмочкой.  Гласность, перестройка, кооперативы, мы оба я вижу, ищем свою тропку в бизнес. У меня сегодня как раз мальчишник. Будет прокурор, начальник милиции, председатель горисполкома, глав. сахар, глав. водка, глав. колбаса и директор местного Сбербанка. В общем, вся местная мафия к часу дня соберётся.
 - Почему днём в субботу?
 - Почему… почему. У всех бабы стервы. А напиться можно и днём в субботу. Для всех остальных это расширенное заседание горисполкома. Понимаешь, Олег, надоел бардак и беззаконие и мои бойцы скучали. Пристрелил я тут двоих воров в законе и троих авторитетов не считая шушеры. Прокурор поворчал маленько, мол некультурно директора рынка и мясокомбината без суда расстреливать, а начальник милиции вообще спасибо сказал. Теперь без моего слова ничего кругом не делается, а надо мной только генерал Селюнин и тот в Москве.
 Волга прошуршала по белоснежному гравию дорожки и остановилась у высокого крыльца на застеклённую веранду.
 – Итак, братцы, банкет через 30 минут. Мужчинам в орденах. Дамам в бриллиантах. Рыков. –
  Из-под земли вырос светловолосый улыбающийся лейтенант.
 -  Отведи гостей в Овальную. Ключи им оставь. Покажи всё.-
 Олег быстро принял душ и вышел в маленький парк при резиденции главы государства. Террасы из секвой, архидей и жимолости, всё в цветах, тянулись до горизонта. Стоял сильный запах лавра. Раздражение, угнетавшее его второй день, сменилось эйфорией. Он оглянулся на балкон второго этажа. Мария стояла в балконной двери и тоже улыбалась.
Собрались организованно. Без 10 минут в 12 прошуршала первая чёрная Волга по гравию подъездной дорожки. В 12 часов 15 минут все уже были в сборе. Громкие приветствия прекратились и номенклатура затопала по веранде. Общее оживление смешалось с недоумёнными подглядываниями на новые лица.
 - Я говорил тебе. – Шепнул Олег Сергею.
 – Народ будет недоволен.
 - Уладим. –
 Олег подошел к жене, которая уже бойко командовала двумя сержантами вокруг стола.
 - Маша тебе хватит полчаса, что бы поесть. Я, думаю, удобнее будет тебе пойти отдохнуть через некоторое время. Я смотрю, тут намечается деловое совещание. Не пойму, что у Сергея в голове. Я тоже видимо минут через десять слиняю вслед за тобой. Да и намаялись мы. Отдохнём лучше. Поезд через семь часов. -
Сергей встал и, хлопнув три раза в ладоши, поднял рюмку. Гомон стал потише. Кое-кто уже пропустил стопочку и, молча, закусывал, поглядывая на Сергея. Не очень-то тут тебя бояться, подумал Олег.
 Присутствующие выглядели довольно пёстро. Кому 40 лет. Кому и 60.
 Напротив Олега работал с копчёным лососем вилкой и десертным ножом лысый плотный господин с чёрными навыкате глазами. Еврей, подумал Олег. Сидевший рядом с ним розовощёкий молодец с пышной шевелюрой и красивыми ухоженными усами напротив всё на столе брал руками и куски баранины и резаные помидоры с огурцами и делал это вкусно, не переставая улыбаться. Время от времени он вытирал руки салфеткой и со смехом, кричал, что-то еврею в ухо и хлопал его по плечу. Тот, молча, терпел. «Казак», дал ему про себя кличку Олег.
  - Товарищи представляю вам своего друга юности. Он физик. В студенчестве дружил только с девушками старше его на 12-14 лет. Им он это объяснял тем, что женщина бальзаковского возраста венец мироздания. Но мне оговорился, что он как и поручик Ржевский предпочитает после знакомства не целоваться неделю на скамейках с малолетками, а через час после знакомства хлебать борщ, закусывая котлетами в уютной квартирке недалеко от кроватки в тёплых тапочках. Чувствуете делового человека. Нам, такие нужны. Как то в Аягузском районе Семипалатинской области мы построили 6 домов, а сдать не можем. Нет в степях шпунтованной доски на потолок и пол. Хош вой. Хош стреляйся. Сентябрь, уже пора ехать на учёбу. «Академик» выяснил до границы с Китаем 37 км. –
 Абакумов хлопнул Олега по плечу.
 - И там и тут живут уйгуры. Русских и китайцев практически нет в радиусе двухсот километров. Только офицеры пограничники. Шофера ЗИЛков, что подвозили нам стройматериалы, ездили в Китай на свадьбы на своих ЗИЛах и там шабашили на них по месяцу под этим поводом. С кем-то делились, конечно.
 В общем уехал Олег на двух ЗИЛках в ночь на границу с Китаем. Испортил следовую полосу в обе стороны и привёз 16 кубов шпунтованной доски из Тянь-шаньской ели.
 Шум был большой. Начальник погранзаставы бегал по кишлаку и орал матом, что оторвёт ему всё, что захватит в пятерню.
 Благодаря Олегу мы сдали дома под ключ и 43 члена нашего студенческого стройотряда «Искра» получили по 730 рублей, вдвое больше чем в соседнем отряде «Атлат».
 Это вам не бюджетные деньги переводить с образования на здравоохранение по пять раз в год и жиреть на этом, хотя тоже неглупо, когда чужие деньги на тебя работают и не убывают.
  - Сергей Васильевич, если вы по существу, то прошу ещё конкретнее.
 Олег оглянулся на говорившего. Щеголевато одетый брюнет в рубашке с запонками и при галстуке с возмущением вытирал губы салфеткой. Компания оживилась, Казак захохотал.
 - К тому же у Олега два реактивных пассажирских самолёта ЯК -40. –
 Продолжал Сергей невозмутимо.
 - Свои? – сразу несколько голосов.
 Тут Олег не выдержал.
 - Извините Сергей Васильевич, но я же сказал, что могу примерно раз в месяц написав служебную записку взять самолёт.
 Но это такой геморрой. Хотя директор пока ни разу не отказал. Но я сам в аэропортах договариваюсь о керосине и маршруте.
 Бегаю по порту в поисках попутных пассажиров. Наличку для дела собираю.
 Сергей.
 - Ясно. Налички на стюардесс хватало?
 Раздался хохот. Все почему то уставились на Марию. Она встала.
 - Мальчики я полагаю танцев сегодня не будет. Спасибо за компанию.
 Маша подняла руку и, пошевелив пальчиками над головой, что означало «общее пока», и пошла, не оглядываясь по вестибюлю.
 - Прокатишь до Берлина. – Сосед справа с рюмкой в руках толкнул Палея плечом в плечо.
 – За границу не могу. Не мой уровень. – Сказал Олег и подумал.
 – Вроде начинают принимать за своего. –
 Сергей встал. 
 – Внимание. Теперь к делу, по которому я вас собрал. С Кубы уже неделю ползёт сухогруз с сахаром. Сахар мой - 7 000 тонн. Посуда греческая. Сахар «бартер» Фиделя, за что - государственная тайна. Мне поручено в три дня разгрузить и  рассчитаться с греками. Для греков нужно срочно, в 7-8 дней 170 000 тысяч долларов.
 Через месяц мне нужно будет отвезти в Москву лимон баксов прикрыть свою и ваши задницы. -
  Сергей помолчал и добавил.
 - Сахар в дефиците и только дорожает. Ваш навар будет от двух лимонов долларов. –
   Пять минут слышалось только чавканье и звон посуды. Уточнять начал управляющий Сбербанком.
 – Грекам наличку?
 – Перечислением в долларах. У греков счёт в Ламасоле, на Кипре.
Наличку мне через месяц пополам в немецких марках и долларах. -  Уточнил Сергей.
 Встал маленький лысый плотный мужичок и звонко заявил:
 - Я могу реализовать весь сахар за два – три месяца. -
 Сидящие сразу заговорили разом. В одном углу делили вагоны, в другом склады. В третьем углу делили города и районы Северного Кавказа. Сухонький старичок кричал фальцетом на «Казака»:
 - Элиста моя и хватит об этом, Камазами вывезу, без твоих вагонов. –
Сергей взял Палея за локоть и отвёл к окну веранды.
 - Ну что Академик, сколько сахара проглотишь.
 - С ходу не скажу.
 - Сколько человек проживает в твоём Волгодонске.
 - 80 000 тысяч.
   Сергей оглянулся:
 – Виктор подойди. –
 Лысый мужичок оказался рядом.
 - Сколько сахара продаётся в месяц в Пятигорске.
 – Тонн… двести.
 – Ясно. Спасибо. Олег езжай сегодня домой. Попробуй организовать продажу у себя.
 У ваших торгашей наверняка есть завязки с транспортом, со складами. Почём у вас сахар в магазинах.
 - Вроде 8 рублей за килограмм.
 - Предложи 500 тонн по 4-е рубля. Предоплата два рубля через день после отгрузки. Счет я дам. Вывезти его из Новороссийска нужно в три дня. Простой судна на причале и склады там очень дороги. Два рубля бери наличкой. Это твоё.
 - Но это же лимон рваных.
 – Не ссы, это работа, тяжёлая и опасная. Подведёшь, я сделаю твою Марию богатой вдовой. Понял.
 Хорошо запомни и говори всем, что сахар ты взял в Майкопе, в райпотребкооперации.
 Можешь, конечно, отказаться, сегодня желающих, как видишь достаточно.
 – Отказаться? Нет. – Возмутился Олег.
 – Успокойся. Я не сомневался в тебе ни минуты. Тебя ещё тормозить надо я думаю. -