Костры на крышах

Натела Дашнели
      Давным-давно, когда еще не было машин и самолетов, подлодок и ракет, мобильников и компьютеров, в одном горном селе жила-была одна семья. Семья небольшая - всего три человека: отец, мать и сын.  Их имен сегодня уже никто не помнит, поэтому назовем их просто Отец, Мать и Сын. Жили они там всего несколько месяцев, оттого и с местными особенностями  не успели еще ознакомиться как следует. Да и с соседями тоже. В этом селе, расположенном высоко в горах, все дома находились далеко друг от друга, оттого с новыми соседями никто не спешил познакомиться.

     Однажды на соседнее с ними село напали разбойники. Они сожгли все постройки, угнали скот, стада овец, поубивали почти всех мужчин и стариков, а женщин и детей (тех, кто не успел укрыться) забрали в плен.

     Жители села, в котором поселились наши герои,узнали об этой беде не сразу, а спустя лишь две недели. Все, конечно, забеспокоились и стали думать, как уберечься от подобных набегов самим и как спасти дома от уничтожения. Думали, думали и договорились, что трое самых храбрых мужчин объедут окрестные селения и договорятся о взаимной помощи. Но тут возник вопрос: как сообщать друг другу об опасности? Ведь села располагались далеко друг от друга... Думали, думали, но так ничего и не придумали.

     Пришел  Отец домой вечером и поделился с Женой и Сыном  этой проблемой. Жена забеспокоилась и предложила жителям окрестных сел уйти еще глубже в горы, а всю живность забрать с собой.

          - А как быть с кормом? А с водой? А люди чем будут питаться? - засыпал ее вопросами Муж, но ответа не последовало...

     Сын все это время молчи сидел в уголке комнаты и чертил что-то палочкой на земляном полу. Родителя горячо спорили, но, так и не придумав ничего, засобирались спать.

        - Я знаю, что надо делать! - произнес Сын, не отрывая глаз от своего рисунка на полу.

          - Что? Что ты сказал? - одновременно воскликнули родители.

         - Я знаю, что надо делать, чтобы сообщить о тревоге и собрать всех! - повторил Сын и добавил, - надо разжечь на крышах всех домов костры, высокие костры, чтобы пламя и дым были видны всем вокруг!

     Отец с матерью переглянулись. Они были удивлены, что до этого простого решения не додумался никто из взрослых!

          - Одевайся! - скомандовал он. Сын встал и потянулся за шубой.

          - Я с вами! - вскочила и засуетилась Мать.

          - Женщинам не место на собрании Старейшин, - остановил ее  Отец. - Оставайся дома и жди. Следи,чтобы огонь в очаге не погас! Мы скоро вернемся.

     Отец и Сын вышли в морозную ночь и оседлали лошадей.

Вскоре старейшины четырех ближайших сел ежились от мороза во дворе местного священника. Дул пронзительный ветер, проникая во все щели и под незапахнутые шубы . Тишину прерывали лишь сухие покашливания старцев и пофыркивания покрытых снегом лошадей.

     Наконец двери скрипнули и на пороге дома появилась жена священника:

          - Милости просим, уважаемые, входите. - Она низко поклонилась, широко распахнула дверь и отступила в сторону, пропуская гостей.

Те вздохнули с облегчением и, отряхивая снег и притопывая сапогами, потянулись друг за другом в дом.

     В большой комнате сразу стало тесно. В камине весело потрескивали дрова и от жара вскоре всем пришлось снять верхнюю одежду. Все с нетерпением ждали появления хозяина дома. После непродолжительного времени, тяжело ступая по скрипучаим половицам, вышел престарелый священник. Гости молча склонили головы в знако приветствия.

          - С чем пожаловали? - задал воврос священник, усаживаясь в покрытое шкурой медведя глубокое кресло.

Один из пришедших выступил вперед. Он явно волновался и теребил в руках меховую шапку.

          - Мы тут новость услышали от нашего нового соседа... Она нам понравилась, но без Вашего Святейшества не решаемся... - он умолк.Затем повернулся к Отцу и Сыну и кивнул им, предлагая продолжить.

     Отец подтолкнул Сына и вышел вместе  с ним на середину комнаты. Пришедшие расступились. Образовался круг, в середине которого оказались трое - священник, Отец и его 11-летний сын. Воцарилась тишина, изредка нарушаемая покашливанием кого-то из гостей.

         - Говори! - приказал священник.

         - Ваше Святейшество, - начал Отец. - Мой сын придумал, как нам всем обезопасить себя от варварских набегов.

          - Твой сын? - удивленно переспросил священник. - Вот этот малыш? Ну, и что же такое он придумал, до чего мы, старшие, не додлумались? - голос священника звучал раздраженно. Из-за какого-то сорванца его побеспокоили и подняли с постели!

          - Позвольте ему самому рассказать... - робко попросил  Отец и , сжав плечо сына, слегка подтолкнул его вперед.

     Сын впервые видел священника так близко. Огромного роста, грузный  и седовласый хозяин дома возвышался перед ним, словно скала. Он смотрел на мальчика сверху вниз строго и выжидающе. Громадная цепь с крестом свисала до самого живота и приковывала своим сложным сплетением взгляд. Такой красоты мальчику еще не доводилось видеть!

          - Ну, говори же! - раздраженно произнес старик и, обхватив одной рукой цепь, второй ударил по подлокотнику. Мальчик очнулся и поднял на старца глаза.

          - Я подумал, - робко начал Сын, - что если на всех башнях окрестных сел устроить дежурство и запастить достаточным количеством хвороста и соломы, то в случае нападения разбойников надо будет разжечь костры. Пламя будет видно издалека и все при этом успеют подготовиться к отпору... - он умолк. От волнения пересохло во рту. Сглотнув слюну, он выжидающе оглянулся, ища поддержки у мужчин. Те молчали, ожидая  реакции священника. Молчал и сам священник.Пауза затянулась. В повисшей тишине можно было расслышать пофыркивание лошадей во дворе. Наконец, хозяин произнес:

          - Говоришь, хворостом и соломой запастись? - он обвел тяжелым взглядом старейшин. - А что, это умнО! И как  это никому из нас в голову не пришло?! Отличная мысль! Сколько  ему лет? - обратился он к Отцу.

          - Скоро исполнится 12...- встрепенулся Отец.

         - Всего 129 А соображает лучше всех нас, вместе взятых! - воскликнул священник. - Ты можешь гордиться таким сыном! - Он  обвел всех присутствующих взглядом. - Ну, так  езжайте в свои села и объявите всем: пусть каждая семья принесет по охапке хвороста и сена на крыши сторожевых башен и по очереди начинайте дежурить! Это мое решение для всех! И боевые дружины собирайте! Набеги надо пресечь, иначе скоро всех нас уничтожат и сожгут наши дома! Всё! Свободны! А ты, - он повернулся к Сыну, - с этого дня будешь жить в моем доме и учиться вместе с моими внуками! Я так решил! - он встал с кресла и молча вышел из комнаты.

    Гул одобрения пронесся по огромной комнате. Присутствующие обступили Отца и Сына. Это была большая честь для мальчика и его семьи и это знаменательное событие надлежало отметить по всем местным законам! Подталкивая друг друга, все вышли во двор. Луна поблекла. Наступал новый день. И этот день открывал новую страницу не только в жизни Сына и Отца, но и в жизни всех жителей окрестных сел. Отныне они знали, что бояться больше не придется: они сплотились и стали ближе друг для друга не только перед  лицом опасности, но и в радости. И сделать  это удалось их новому соседу - 11-летнему мальчику, круто изменившему и свою жизнь тоже.