Март 43г. Командир полка

Виктор Ефременко
П-27        3 марта  43г. 

Здравствуй  Надя!
Помню,  год  назад  02.02.42  я  сидел  и  писал  тебе  письмо.  Мог  ли  я  думать  тогда,  что  год  спустя, беспрерывно  участвуя  в  боях  и  походах,  я  сумею  написать  письмо  еще?   И  нет  и  да!  Я  почему  то  не  верю  в  несчастие  моей  звезды.  Мне  кажется,  что  жизнь  и  смерть  хоть  и  неподвластны  мне,  но  как  то  первая  обязана  мне,  а  вторая  меня  избегает.  Прошедший  год  подтвердил  это.  Не  знаю,  что  мне  готовит  знаменитый  43  год.  Будущее  покажет,  гадать  не  будем.
Ладно,  я  кажется,  отвлёкся.  Философская  часть  в  следующий  раз.
Ты  видимо  ругаешь  меня  за  то,  что  я  очень  давно  тебе  не  писал.  Но  Ничего.  Так вышло.  Поверь  забегался.  Работать  приходится  много  (и  больше  за  людей)  но  это  сейчас  необходимо.
Сейчас  командую  полком.  Если  предоставится  возможность,  то  постараюсь  от  этой  должности  пока  избавиться  по  некоторым  соображениям.  А  впрочем  будет  видно.
С  этим  письмом  посылаю  тебе  маленькую  неудачную  фото.  Ну  в  наших  условиях  лучшая  не  всегда  возможна. Надеюсь  узнаешь  и  по  ней.  Её  делали  для  документов,  но  не  вышла.  Я  хотел  её  разрезать  и  бросить, но  раздумал.  Голову  посылаю  тебе,  а  туловище  с  аккуратно  отрезанным  орденом  «Красного  знамени»  подделали  к  другой  голове.  И  кое  кого  разыграли.  (Возвели  в  орденоносцы).  А  орден  «Красной  звезды»  остался  у  меня  на  груди.  Таким  образом  из  одного  орденоносца,  разведя  пожиже,  получилось  два.  И  весело  и  сердито.  Ну  а  ты  не обижайся.  Лучшей  фото  нет.  Обзаведёмся  после  войны.  О  себе  писать  нечего.  Живу  по  старому.  Вчера  случайно  в  мою  машину  не  попал  снаряд  (перелетел  метра 2).  В  противном  случае  тебе  письмо  пришло  бы  лишь  с  «того  света».
Пиши,  как живёшь  ты?  На  днях  отправил  письмо  матери.  Она  видимо  уже  получила  его.  Передай  ей  привет  еще  раз.   На  этом  кончаю.  Чаще  пиши.
Обнимаю  и  крепко  целую  тебя -  твой  Андрей.



П28    23  марта  43г

Здравствуй  Наденька!

Особенно  и  писать  тебе  нечего, но  пишу  для  того,  чтоб  ты  была  уверена  в  моей  сохранности.  Хотя,  конечно,  это  письмо  может  говорить  лишь  о  том,  что  я  жив  до  указанного  числа,  а  что  будет  несколько  минут  спустя -  об  этом  на  театре  военнх  действий  вряд  ли  кто  может  сказать  что  либо  уверенное  твёрдое.  Ничего  не  поделаешь -  война  есть  и  останется  войной.
Надя!  Ты  в  последнем  письме  писала,  что  перевод  мой    еще  до  сих  пор  не  получила.  Не  знаю,  чем  объяснить  это,  но  по  всей  вероятности, он  был  задержан  на  почте  и  теперь  ты,  видимо,  его  уже  получила.  Кроме  того,  я  19.3.43г.  выслал  ещё  тебе  перевод на  2000руб.  Видимо  ты  его  вот  вот  получишь.  Хоть  немного,  но  кое  что  ты  всё  же  можешь  достать  на  эти  деньги.  В  расходе  их  себя  не  стесняй  - как  можешь  изворачивайся  и  живи.  Ведь  наверняка  же  есть  множество  многосемейных,  которые  обеспечены  несравненно  хуже  тебя.  В  эти  тяжёлые  дни,  которые  переживает  наша  страна,  со  многим  приходится  мириться.  Только идеалы  будущего  зовут  вперёд.  У  нас  сейчас  горячие  дни  -  «сенокос». Если  хорошо  проведем  уборку,
то  узнаешь  и  ты, хотя  бы  даже  и  помимо  меня.
 Надя!  О,  как  очень  хотелось  бы  встретить  тебя,  моя  дорогая!  Сколько  великих  и  сладострастных  идей  и  чувств  связано  с  этой  мыслью.  Неужели  ей  не  суждено  осуществиться  рано  или  поздно?   О,  нет!  Этого  случиться  не  должно!  Ну  а  если…Ничего  не  поделаешь,  бывает  и  так.  Лес  рубят -  щепки  летят.  Ладно,  не  об  этом  сейчас  разговор.  Есть  и  более  весёлые  темы. На  днях  получил  письмо  от  Кости.  Пишет,  что  живёт  не  плохо.  Чтож:  Москва  город  русский  и  тыловой.
Надя!  С  этим  письмом  я  посылаю  тебе  маленькую  вырезку  из  журнала «Красноармеец».  Написал  её  Эренбург.  Хорошая  вещичка.  Я  её  раза  три  прочёл  с  большим  чувством.  Хоть  и  горит  у  меня  в  землянке  не  коптилка,  а  настоящая  10  линейная  ширпотребовская  лампа. 
Видимо  просто  чувства  лирики  взяли  верх,  хоть и  скорлупою  боевых  будней  покрылась  душа.
На  днях  вышлю  тебе  официальный  документ  о  моём  награждении.  Может  быть  он  тебе  кое  где  в  жизни  и  поможет.  Особенно  в  смысле  жилищных  условий.  На  этом  пожалуй  и  закончу,  а  то  ведь  у  тебя  с  освещением  скверно  и  читая  длинное  письмо,  можешь  попортить  зрение.  И  так  пока.  Пиши.  Передай  привет  матери. Я  жду  от неё  письма.
PS 
Надя!  А  помнишь  у  меня,  когда  я  командовал  взводом  в  школе  на  ДВК  был  помошник  Созинов?  Сейчас  он  работает  пом.  Начальника  штаба  в  той  части,  где  служит  Куценко.  Я  его  просил  дать  мне  в  часть  начальником  штаба.  Возможно  дадут.  Как  видишь  за 9000км.  судьба  свела  вновь.  Куценко  также  работает  начальником  штаба.

Обнимаю  и  крепко  целую  тебя, моя  дорогая.
Твой  Андрей.



П-29       1  апреля  43г.


Здравствуй  Надя!

Вчера  получил  твою  открытку  от  13  марта  43г.   Чувствовал,  что  ты  очень  обеспокоена  отсутствием  моих  писем.  Ругай,  не  ругай,  но  я  постарался  поправиться  и  последнее  время  письма  писал  тебе  довольно  часто, так  что  ты  теперь  только  успевай  прочитывать,  да  отвечать.  Пару  слов  о  переводе,  полученном  тобой   2  феврвля  43г.  Это  видимо  тот  самый  перевод,  о  котором  я  писал  раньше.  Его  вероятно  задержали  наши  почтовые  «чиновники».  Ничего  бывает.  Ты  пишешь,  что  скоро  освободят  мою  родину.  Да,  может  быть,  и  не  так  скоро,  но  до  неё  осталось  30-35  км.  Но  что  и  кто  там  есть?  Мне  кажется,  что  в  родных  краях  вряд  ли  я  больше  кого  встречу  из  родных!   Там,  где  проходит  ураган  войны  остаётся  лишь  пепел,  камни  да  черная  земля  и  смрад.  О  жизни  говорить не  приходится.  А  впрочем  поживём,  увидим,  узнаем.  А  сейчас  смерть  -  за  смерть!
Если  судьба  занесёт  в  родные  места,  то  драться  буду  с  еще  большим  остервенением.  Пусть  знает  Смоленщина,  что  и  в  её  земле  не  перестали  рождаться  настоящие  воины.  Но  вряд  ли  туда  попаду  скоро?!
Надя!  Я  очень  доволен,  что  ты  получила  письмо  от  Иннокентия.  Мне хочется  одно:  вырвать  его  оттуда.  Ты  в  письме  ему  сделай  такое  предложение:  пусть  он  напишет  рапорт  или заявление  на  имя  своего  начальства  с  просьбой  о  направлении  его  в  Действующую  армию.  Если  это  разрешат,  то  я  его  заберу  к  себе  в  часть  и  устрою  хорошо.  Если  это  невозможно,  тогда  пусть  набирает  терпения  на  N  количество  лет. 
А  если  возможно,    то  не  вообще  в  Действующую  армию,    а  ко  мне  (часть  ты  знаешь).  Всё  бы  устроилось  легко,  но  у  Иннокентия  видимо  тяжёлая  «статейка».
А  как  живёт  мать?  Ты  у  неё  часто  ли  бываешь?  Напиши  мне  подробно,  как  и  во  что  ты  сейчас  одеваешься?  Где  работаешь?  Что  нового  в  вашем  граде  Великий…
Я  живу  хорошо.  Конечно  это  хорошо  военного  образца.  Живу  воюю.  Бывают  и  радостные  дни,  но  бывают  и  очень  тяжёлые  особенно  тогда,  когда  теряешь  близких  и  друзей,  с  которыми  прошёл  все  фронта.  Но..Россия  превыше  всего.  На  этом  кончаю.  Пиши.  Я  жду.
Мой  адрес:  полевая  почта  72506  мне.
С  приветом.  Остаюсь  твой  Андрей.

Вперед  http://www.proza.ru/2015/07/18/1017

  К  началу http://www.proza.ru/2015/06/14/386