Письма Ильи Есенина к жене С. А. Есенина

Евгений Пажитнов
               
          ПРИЛОЖЕНИЕ ПИСЬМА.
(1)ЛФ 48 Фонд С.А.Толстой – Есениной инв. № 1098-1109
Письма Ильи Ивановича Есенина к Софье Андреевне Толстой.
1.26.4.1926Открытка. Лениград . 5-ая Советская улица д№ 7/9 кв. 14 Корноуховых С.А.Есениной . Многоуважаемая София Андреевна! Пишу несколько строк, во первых поздравляю с праздником во вторых сообщаю что Ольга Константиновна выехала в субботу со скорым поездом неожиданно. Письмо которое получили спешной почтой не застало её. Почему ты не напишешь мне ни чего. Как живётся тебе в Ленинграде. Я наверно на Пасху уеду в деревню. Отец Василий уезжает в среду в Константиново вместе с Екатериной и шлёт тебе привет. В Москве нового ничего не слышно очень тепло и хорошо было смотреть на Москву реку. Просьбы я твои все исполнил охотно. И если приедешь в Москву меня не буде. Я не знаю ты собираешься куда-то ехать то в случае чего напиши в деревню мне. Ну а теперь до свидания. Целую Ваши руки. И.Есенин.
2. 22.6.1926 Открытка. Крым. Феодосия. Коктебель Дача Волошина С.А.Толстой. Многоуважаемая Софья Андреевна. По получении открытки немедля взялся исполнять Вашу просьбу, но из этого ничего не вышло. Хургин говорит, что передал фининспек.. а Благого нет в Москве а с кем либо ещё говорить о этом я не знаю. Со Свирским не договоришься, да и не знаю в Москве ли он. И я очень жалею, что ничего не могу сделать. Может быть ты что –нибудь там придумаешь. Моё положение без изменений, хожу сейчас на временную работу, одним словом колочусь как рыба об лёд. И совершенно не знаю что будет дальше. Была в Москве Катя и Наседкин, теперь уехали. Нового ничего нет, кроме как пишут последнее время о Есениновщине. Никого не вижу и не слышу. Только сейчас звонил Приблудный Шлёт Вам привет. Ну а теперь всего наилучшего. Илья.
3. 3.7.1926 Крым. Феодосия. Коктебель дача Волошина С.А.Есениной. Соня, получил твою открытку 2 дня тому назад ищу по телефону Вольпина ни как не могу застать А живёт не знаю где. Постараюсь найти. И если он достанет, сейчас же пришлю и тогда напишу подробно. А сейчас пока всего наилучшего Я слышал, что суд будет 15 июля. И.Е.
4. 11.7.1926 Крым. Феодосия. Коктебель. Дача Волошина. С.А.Есениной. Дорогая Софья Андреевна! Хочешь ругай, хочешь нет никак не могу найти Вольпина висел на телефоне целую неделю. Оказалось что он не служит там куда мне дали телефон, и был ещё номер записан в твоей телефонной книге. Звонил и по нему никто не отвечает Сейчас нашёл временную работу, хожу, очень плохая, но что делать. Ещё учусь к первому августа кончим Екатерина и Наседкин сейчас в деревне Нового ничего не знаю. Напиши когда приедешь, Соня, я боюсь ты обидешься на меня что я не мог достать бумагу, но я рад бы помочь но ничего не сделаешь. Он наверно из Москвы уехал. Илья.
5. 30.7.1926 Соня! Хорошо что ты не обиделась на меня и если бы ты знала как я жил это время, когда нужно было сходить к Вольпину. У меня не было не одной минуты свободного времени. Усиленное занятие было на курсах и при том же работал. Имел только время позвонить, но не мог поймать его. Сейчас я не работаю и курсы кончаю на 1 ; месяца что делать не знаю хотелось бы отдохнуть в деревне но нет денег. И Елена Ивановна обещает устроить на службу, пока поживу что будет. Марфуша тоже живёт неважно денег нет да и вообще в Москве очень скверно. Дома у нас всё тихо спокойно. На суде был и могу сказать только одно много зла на этом свете так было всё неприятно Я не знаю известно ли тебе, что подано в суд чтобы не дать Вам прав на наследство. Кем подано и чем руководствуются не знаю. Были Наседкин и Екатерина видел я их только в тот же день и больше не вижу И не слышу. Скажу что все забыли уважение к покойному. Подала и Екатерина на наследство. Кроме оскорбления его памяти ничего не вижу. Надеюсь что этот разговор останется между нами. Многое доскажу когда увидемся. Вы правы до последнего слова в Вашей открытке. Прощай желаю тебе наилучшего 30.7.1926 Илья. Москва.
6. 8.5.1927. Здравствуйте многоуважаемая Софья Андреевна! Шлю я Вам свой привет и желаю всего наилучшего. Нахожусь я сейчас в Астраханской губернии. От Астрахани 80 вёрст, а от моря всего в 10-ти верстах. Место где мы находимся исключительно степное, кругом поблизости ни села, ни деревни нет, только за исключением нескольких промыслов. С первых дней казалось очень скучно, но теперь начинаю привыкать. Неделю тому назад был я в море 8 дней. Очень понравилось, но, так быстро быстро надоедает что я не мог себе представить. Первые два дня правда почуствовал себя великолепно, но когда подул ветер то не очень … и нетерпением ждал когда доберёмся до берега. Значит море хорошо когда не болит голова т.е. не качает. Теперь скажу несколько слов о моей жизни на промысле. Устроились мы в общей комнате вместимостью 7 человек. Столуемся в столовой 20 человек. Питание обходится 12-13 руб. в месяц. Жалаванье нам положено 60 р. в общем жить можно. Продукты здесь дешёвле немного, конечно не считая рыбных товаров. Икра паюсная 1р фунт, Зернистая 2р фунт, осетрина 8р пуд, а о мелочах говорить не приходится. Напишите что почём у Вас и что можно будет привезти. Мы пробудем здесь наверно до 1 – го декабря. Привет Ольге Константиновне и Марфуше. В скором времени вышлю деньги, которые брал на дорогу. У Ольги Константиновны. Уважающий Вас И.Есенин. 8.5. 1927.

7. 9.11.1927 Москва 34 Остоженка Померанцев пер. д.3 кв.8. Есениной Софье Андреевне. Промысел Наныча Никитинского.
Здравствуйте многоуважаемая Софья Андреевна. Шлю я Вам свой привет и желаю всего наилучшего. Письмо я Ваше получил сегодня же, которое очень меня сперва обрадовало , но, потом немного огорчило. Но это всё ничего, я очень рад, что Вы  меня и здесь не забываете, дать мне маленький нагоняй и правильный путь в жизни. Конечно может быть я и сам немного виновен, что редко пишу к Вам, но считаю что больше виноваты мои обстоятельства. Я только сегодня вернулся из моря, ездил очень далеко почти под город Гурьев это вёрст 250 от моего места пребывания, продолжение поездки моей продолжалось ровно 21 день, и за это время много пришлось кое-чего повидать и перенести а потому что и не мог писать. Что касается денег в то время у меня почти не было или вернее очень мало, которые мне потребовались на покупку кое-чего с собой. Сейчас деньги есть, которые получу сегодня и немедленно вышлю. Посылочку рад бы послать и мне бы было приятно, но здесь не принимают, почты нет, письма идут через контору Ц-за которая посылки ни в коем случае не принимает. Привезти конечно обязательно! Уж кое-что здесь товарищ мой приготовил. 15 ноября наверно выедем из этого захолустья. Немного может быть пробудем в городе. Справка моя о ценах рыботоваров преследовала коммерческую цель т.е. заработать , но кажется ничего не выйдет, потому что очень тёплое время. Перед Ольгой Константиновной я очень извиняюсь, шлю ей сердечный привет и всего наилучшего. За Вас очень рад что Вы моя утвердительная родственница. Зое Александровне привет передайте ей что бы она меня извинила я про неё не забыл и даже помню о копчёнках про которые она мне говорила. Привет Марфуше, Елене Ивановне и всем, всем. Уважающий Вас И.Есенин.


8.20.2.1928 Москва Померанцев пер. д.3 кв.8. Здравствуйте Софья Андреевна! Шлю я Вам свой привет и наилучшие пожелания. До Астрахани добрался благополучно. Остановился пока в общежитие Центросоюза, где и пробуду неизвестное время. Погода в Астрахани стоит скверная, снегу нет, а холодно. Волга не распо .. (нрзб) , ездят по льду. Куда назначат, и адрес сообщу после. Привет О.К. и Марфуше. И.Есенин.
9. 29.2.1928 Москва 34 Померанцев переулок д.3 кв. 8 Есениной Софье Андреевне. Здравствуй Софья Андреевна! Шлю я Вам свой привет и наилучшие пожелания. Сейчас пока работаю в Астраханской конторе Ц-за в плановом бюро. Дальнейшее назначение получил на морской плавучей пристани. Погода стоит холодная, когда откроится навигация неизвестно. Наверное недели три проработаю в Астрахани. Пишите как поживаете, по адресу: г.Астрахань к-ра «Центросоюза» - мне – привет О.К. и Марфуше. Увидете Наседкина передайте ему привет. И.Есенин.
10. 14.7.1928 Софья Андреевна, до Константиново добрался благополучно, устроился как всегда хорошо. Видал Наседкина, Котика, Шуру и Юрика. Юрик здесь чудит по Константинову, когда я приехал он мимо нашего дома проезжал с каким-то крестьянином ряженый в женском, я его не узнал, а он увидев меня бросился с криком: «Илья приехал!». Когда он прибежал, мы все смеялись, он очень забавный. Нседкин и Катя с Шурой говорили, что ждут Вас в деревню к себе, но я им сказал, что Вы собираетесь уезжать. Наседкин говорил, что он собирается в Москву на днях, возможно с Екатериной. В деревне очень ъхорошо, погода стоит великолепная. Напишите, когда уезжаете. Привет Ольге Константиновне и Марфуше. До свидания, Илья Есенин.
11. 30.5.1929 Владивосток.
Здравствуйте Софья Андреевна. Спешу сообщить Вам, и вместе с тем, попрощаться с Вами на некоторый период времени. Завтра 31.5.29 выезжаю из Владивостока на «Сахалин». Пароход идёт с заходом в «Японию». Там наверное простоим дня четыре, но пустят ли нас в город погулять по Японской земле, это под вопросом. Место моего прибытия на Сахалин будет недалеко от Японской границы, верней приблизительно 15 км. Вообще поездка очень интересна для меня, места новые, малоизученные, берём с собой несколько разных ружей для охоты на морского и лесного зверя, едет нас всего 35 чел. Главная цель наша лов рыбы, и организация зверобойного промысла. Я назначен помощником руководителя этой организации. Пробудем там наверное до конца сентября. Сообщения никакого не будет четыре месяца. Без культурной жизни, но это всё ничего, будем культурина зверей, а пока прощайте, желаю Вам всего хорошего. Привет Ольге Константиновне, Марфуше, Паше, и Елене Ивановне. Уважающий Вас, Есенин.

12. Телеграмма. Москва Померанцевская 8 Есениной
Соня жив здоров на Сахалине сообщи сестре Марии телеграммой и на письмо привет всем есенин

Из книги Зинина.

Есенин Илья Иванович  (1902 – 1942?), двоюродный брат С.А.Есенина
Сохранилась фотография  1909 г., на которой  Сергей и Илья  Есенины  запечатлены  с земляками села Константиново. Илья окончил сельскую школу. А.А.Есенина вспоминала: «Сергей взял (в 1924 году) из деревни в Москву и нашего двоюродного брата Илью. Илья был сыном брата нашего отца.. Ему было  лет двадцать, родители у него умерли. Теперь Илья учился в рыбном техникуме, жил в общежитии, но больше всего находился у нас, был привязан к Сергею и стал, в сущности, членом нашей семьи.  В общежитие он уходил ночевать, да и то только потому, что у нас в Брюсовском  уже негде было лечь». В 1925  г.  Илья нашел пристанище в   Столешниковом переулке дом № 5, квартира 15.
С.Есенин  не сумел  помочь Илье поступить учиться в Москве, хотя и  писал отцу: «Дяде Федору скажи, что о Сашке похлопочу. (…) Только, конечно, не на Рабфак. Там коммунисты и комсомол. Поэтому не попал и Илюша». Поступить на курсы помогла мать  С.А.Толстой. 3 августа 1925 г. она писала дочери:  «Относительно Илюши. Хорошо, что я заинтересовала его кооперативными курсами Центросоюза. А то Воронский отказался дать командировку в Рабфак, так как туда совершенно особые требования. Принимают лишь тех, кто 4 года в Комсомолах и кто имеет фабричный стаж. В кооперативные же (курсы) требуется лишь командировка от какого-нибудь кооператива. Сейчас Илюша звонил мне, что ввиду неудачи с Рабфаком он решил попытаться в кооперативные (курсы) и завтра же едет в деревню, где  он надеется из своего кооператива (он служит там в артели) получить командировку»..  12 августа 1925 г.  Илья сообщал С.Есенину в Баку: «На рабфак я не мог никак поступить. А поступаю на кооперативные курсы. С 1 сентября начнется занятие».
С.Есенин доверял брату вести свои  денежные дела.   25 июля 1925 г.  С.Есенин писал А.Берзинь: «Позвоните Марку и возьмите у него 50 руб. до среды на свое или мое имя. Пошлите Илюшку». Из Мардакян еще одна просьба ей же:  «Устрой с деньгами Илюшке ».  Илье С.Есенин доверял получение  своих гонораров. «Илюшка  -  настоящий благородный брат,»- так характеризовал его С.Есенин.
Илья  подружился с Софьей Толстой,  помогал ей  в решении  хозяйственных вопросов. Во время  семейного отдыха  участвовал  в различных играх: в карты, в слова, в буриме, в «чепуху» и др.. Из  Баку  Софья Андреевна писала матери: «Забыла важное дело: пусть Илюша живет у нас пока. Он тебе будет только приятнее. Пропиши его скорей».
При подготовке «Собрания стихотворений» в 1925 г.  С.Есенин  старался разыскать в Румянцевской библиотеке свои опубликованные стихотворения. Подготовил список журналов.   Поисками занялся Илья, сделал  копии нескольких  есенинских  стихотворений из  «Еженедельного  журнала» и «Голоса  жизни». 12 августа 1925 г.  писал брату  в Баку: «Евдокимов просил, чтобы ты прислал ему доверенность на подготовление  твоих стихов к печати и на помещение его статьи в твое полное собрание сочинений».
Когда С.Есенин и С.Толстая 18 сентября 1925 г.  зарегистрировали свой брак, то  это событие отмечалось  в узком кругу:  молодожены, сестры Есенина, В.Наседкин и Илья Есенин.
Илья проявлял большую заботу  во время  болезни. С.Есенина, сопровождал  его, когда тот покидал клинику. Их часто видели вдвоем.   «Около него стоял застенчивый огромный Илья, - вспоминал  И.Евдокимов, - тревожно не сводивший с него глаз. Этот замечательный парень, наблюдал я всегда, относился к поэту с редчайшей привязанностью и любовью. Достаточно было мельком поглядеть на его большие глаза, грустно устремленные на поэта, чтобы это почувствовать.  И я всегда это чувствовал. Он любил его крепко и носил  «фонари» под глазами от пьяной братской руки. Илья мне сам рассказывал об этом». Об этом писал и В.Ф.Наседкин: «Вне квартиры верным телохранителем Есенина был его двоюродный брат Илья Есенин. Присматривая за больным, он тоже хлебнул горя немало».
Илья помогал собирать вещи и  проводил С.Есенина в последнюю поездку в Ленинград. Возвратился  грустный, подал  В.Наседкину  небольшой мятый  листок,  написанный рукой  Есенина: «Вася! Да! …Илье  пятьдесят».  Поэт понимал, что без его поддержки верному  Илье будет трудно, поэтому поручал выдать Илье  деньги из своего гонорара.  В декабре 1925 г. Илья некоторое время жил на квартире знакомого С.Есенина  москвича В.П.Козлова.
Илья добросовестно выполнял после смерти С.Есенина  различные поручения С.А.Толстой-Есениной. Совмещать это с учебой было сложно. 30 июля 1926 г. он писал: «Соня! Хорошо, что ты не обиделась на меня. И если бы ты знала, как я жил в это время, когда нужно было сходить к Вольпину.  У меня не было ни одной минуты свободного времени. Усиленное занятие было на курсах, и притом же работал».  Илья не одобрял  ссоры  и перебранки между родственниками Есенина   во время судебного разбирательства о дележе наследства  поэта.  С обидой  отзывался о  появившихся после смерти поэта  публикациях. «Скажу, что все забыли уважение к покойному, - писал он С.А.Толстой-Есениной. – Кроме оскорбления его памяти, ничего не вижу. Надеюсь, что этот разговор останется между нами».
В 1927 г. Илья уехал в Астраханскую область, где работал на Каныча-Никитском промысле. Когда узнал, что С.А.Толстая-Есенина выиграла судебный процесс о признании ее законных прав жены и наследницы С.А.Есенина, Илья  отправил ей телеграмму: «За вас очень рад, что вы моя утвержденная родственница».  Проработал на промыслах Илья недолго, затем  вернулся в Константиново.
1.  С.А.Есенин ПСС УП (3), 612.    2. Воспоминания – 86, .2,   417.     3. Воспоминания – 97,  572.    4.  Письма, .571.  .   5. Материалы, 441.   6. Вдовин,  449 – 451.