Колибри

Алекс Харр
Помнится дело было в третьем классе начальной школы. Учительница раздавала нам темы докладов. Мне досталась тема – "Колибри". Я очень ответствено подошла к выполнению задания. Вытащила том Большой Советской Энциклопедии и  скопировала оттуда текст. Но этого мне показалось мало. Я расстаралась до такой степени, что вырезела  из книги картинку диковинной птички , пьющей нектар из цветка, а так  как картинка была чёрно -белая, то я расскрасила её карандашами всеми цветами радуги. Вполне довольная  полученным результатом, я сдала свою работу и получила «заслуженную» пятёрку, а так же нагоняй от родителей за порчу главного нашего богатства – семейной библиотеки.    

 

Кто бы мог подумать, что много лет спустя эти милые птички будут порхать вокруг меня, периливаясь  и сверкая в солнечных лучах,  как изысканные драгаценные камни, и сей факт не будет вызывать ни малейшего удивления.

  Жжжжить и колибри пронеслась в милиметре от моего лица, следуя по курсу – кормушка с сиропом.

-  МиГи прилетели завтракать! – изрёк мой супруг.

«Русские МиГи» – пожалуй это самое оригинальное название для птиц , которое я когда - либо слышала . В Америке этих маленьких птичек  называют жжужащими птицами, испанские колонизаторы называли их летающими драгоценностями.

А вот  ветеран военно- воздушных сил не мог высказать большой похвалы аэродинамическим  характеристикам  представителей колибри, сравнив их с инжинерной мыслью Микояна и Гуревича.

Справедливости ради нужно сказать, что колибри это единственная птица на планете которая может с одинаковом успехом летать как  головой вперёд так и хвостом вперёд. Колибри развивает скорость пятьдесят миль в час  за секунду.Сравнение-  трак мощностью в триста восемьдесят пять лошадиных сил эту скорость набирает  за 5 секунд.  Колибри может моментально сбрасывать скорость и зависать на одном месте. Колибри могут исполнять любые фигуры высшего пилотажа.

Колибри машет крыльями со скоростью  70 - 100 раз в секунду. Именно звук крыльев рассекающих воздух создаёт жжужащие звуки. Не знаю правда ли,но я вычитала в интернете, что если бы человек махал руками с такой скоростью, то температура его тела поднялась до 400 градусов по Цельсию.

Честно говоря, я уже не помню, что я писала в докладе по природоведению , помню только, что меня поразил размер колибри – самой маленькой птицы на планете. И вот такая кроха , весом в три грамма,  может совершать прелёты дальностью в  тысячи километров.Представте себе три грамма материи путешествующей через Мексиканский залив!

Живут колибри в среднем шесть- семь лет, но однажды была поймана окольцованная колибри возрастом двенадцать лет. Птички, которые живут рядом с нашим домом в горах Сиерра Невады ещё уникальны и тем , что каждый год они возвращаются из Мексики на то же самое дерево, на ту же самую ветку и строят гнездо поверх своего старого гнезда. Уникальная память!  Человек разумный  без компаса и электронного навигатора в трёх соснах легко заблудится, а тут на те вам,  мозг весом в несколько сотых грамма обеспечивает феноменальную память и жизнеспособность.   

Кстати биологи говорят, что соотношение мозга колибри к  общему  весу тела составляет четыре процента, и они являются сами «мозговитыми» представителями класса птиц.  Это же насколько  нужно было динозаврам   уменьшится в размерах чтобы так несказанно «поумнеть».  Не менее интересен факт , что только Американские динозавры родили колибри. Ни на одном другом континенте этих птичек нет.   

Колибри очень воинственные птицы, правильнее будет сказать самцы колибри – воинственны и агрессивны. Именно они устраивают драки, пуская в  ход свой острый клюв.
Обычно колибри в наших краях появляются в марте, когда вокруг ещё лежит глубокий снег. Что гонит их в высоко в горы в такую рань?
 Услышав знакомое жжужание я немедленно начинаю варить сироп, чтобы накормить их.  В противном случае птицы могут погибнуть.  Температура тела колибри зависит от температуры окружающей среды. Если на улице холодно, то птицы впадают в оцепенение. Скорость сокращения сердечной мышцы падает с двухсот ударов в минуту до пятидесяти ударов в минуту. Температура тела птиц понижается. Это энергосберегающий режим. Учёные говорят, что в  состоянии активного полёта частота ударов сердца колибри  достигает 1250 ударов в минуту. А скорость метаболизма в сто раз превышает скорость метаболизма в теле слона.

Питаются колибри нектаром цветов и мелкими насекомыми.
Зависшая над цветком колибри выбрасыват свой длинный язык и лакает сироп, делая до двенадцати движений в секунду.

А вот окраска колибри зависит исключительно от освещения. Их перья построены по принципу призмы  и способны преломлять солнечный свет под определённым углом. Вечером или ранним утром эти птички не могут похвастаться ярким нарядом. Так же как брилиант «играет» только на солнце. Кстати как вы думаете сколько перьев покрывает крошечное тело колибри? Ученые биологи утверждают,  что  около тысячи. Я не пересчитывала.

Вобще- то семейство Колибри – многочисленное. Их более трёхсот видов. Во время путешествия в Коста Рику я имела счастье лицезреть разнообразие колибри в тропических дождевых лесах. Были там и гигантские колибри размером двадцать сантиментов.  Но мне милее и роднее наши крошки, бестрашно отправляющиеся на зимовку в Мексику, и каждый год возвращающиеся в родные пенаты.

Жжжить, жжжить, жжжить ! Весна!Весна! Мы прилетели!