5. Здравствуй, Крым...

Борис Аксюзов
 5. Здравствуй, Крым...(окончание)

     После последнего очерка о поездке в Крым прошло немало времени...
    Оставалось самое трудное: осмыслить увиденное и  сказать...
    Однозначно оценить то, что произошло в  Крыму, как люди восприняли свое возвращение в Российское подданство, нельзя... Я всегда избегал прямолинейных суждений, особенно, если они касаются судеб миллионов очень разных людей. Поэтому выношу на суд читателей заключительную часть моих путевых заметок  с просьбой не воспринимать их как истину в последней инстанции, а просто увидеть то, что увидел я, и подумать...
    … На следующий день после штурма  Ай-Петри и ночевки в прекрасной гостинице «Малахит», построенной в советское время, а потому просторной и уютной в одно и то же время, мы отправились снова на набережную, чтобы совершить морскую прогулку к Ласточкину Гнезду...
  Спускаясь  к морю по какой-то крутой и узкой улочке, я уже издали увидел афишный стенд, знакомый мне еще по первому посещению Ялты...
  Я вспомнил, как тогда, тоже издалека, я увидел на нем  большой портрет Святослава Рихтера, мудро и спокойно взирающего на курортную суету, «не  убирая  ладони со лба», как поет Булат Окуджава в свое песенке о Моцарте.
   Моя душа тогда возликовала: наконец-то я попаду  на концерт  великого пианиста, о чем мечтал издавна! Но каким огромным было мое разочарование, когда я увидел на афише черную полосу, словно траурную ленту моей мечте, с надписью: «Билеты проданы».
  Сейчас на этом месте афишного стенда располагался огромный, в два раза больше рихтеровского, портрет Стаса Михайлова, самодовольного и откормленного. Предупреждение о проданных билетах ему не грозило, несмотря на огромную популярность: он мог дать два, три, а то и больше концерта в день.
  Набережная только просыпалась... Сонные продавцы многочисленных магазинчиков и киосков раскладывали на прилавках свой яркий товар и не смотрели на потенциальных покупателей: все равно ничего не купят в такую рань. Даже торговец крымским  вином равнодушно отнесся к моей просьбе найти мне массандровский мускат, долго копался в многочисленных бутылках и, в конце концов, ответил мне коротко и сердито: «Нету!»
  Вялые отдыхающие осторожно пробовали пальцами ног морскую воду, вздрагивали и уходили прочь: купаться было еще холодно.
  Экскурсионные катера лениво покачивались у причала, под которыми хлюпала темно-зеленая вода, загаженная обертками конфет и стаканчиками из-под мороженного.  Чего-то не хватало мне, чтобы вновь обрести то ощущение счастья и удивления, которое я испытал в мое первое посещение Ялты.
  «Ностальгия по прошлому, - решил я, чтобы успокоить себя. - Ялта осталась такой же неповторимо красивой и удивительной, какой была раньше. Но многого в ней уже нет … Этаких мелких деталей, которые поразили тебя тогда, и без которых ты уже не мыслишь этого города... К тому же необратимо изменился ты сам, растеряв способность удивляться новому...»
  Так оно и оказалось... Первое, что поразило и обрадовало меня, было название судна, на котором мы должны были отплыть в Алупку... Оно называлось «Саманта Смит»... Знает ли кто-нибудь из молодых, кто такая Саманта Смит? Навряд ли... А когда-то пионерский отряд класса, где я был классным руководителем, носил  имя этой американской девушки, стараясь изо всех сил не опорочить его  плохой дисциплиной и неважной успеваемостью. Потому что она боролась за мир, равенство и братство, за что ее преследовали  злобные капиталисты.  На стене нашей классной комнаты висел ее большой портрет, и ученики, входя в нее, отдавали Саманте Смит пионерский салют.
  Вот из-за такого, казалось, пустяка настроение у меня поднялось, и я даже подошел к катеру, потрогал голубую надпись на борту и сказал: «Здравствуй, Саманта! Как поживаешь?»      
  Морская прогулка до Алупки оказалась для меня очень познавательной. Во- первых, увидев со стороны моря всю Ялту,  я смог оценить, какой урон нанесли ей монстры современной архитектуры, в большинстве своем, недостроенные, а где она осталась прежней красавицей, в зелени которой изредка вырисовывались прекрасные творения великих мастеров. Во-вторых, я опять-таки убедился, что жители курортного  Крыма не испытывают особой эйфории от того, что  стали гражданами России. Команда катера  была очень недовольна тем, что он шел на экскурсию полупустой, и вела себя по отношению к нам, пассажирам, весьма индифферентно, не отвечая на наши насущные вопросы и просьбы. Когда мы попросили их открыть дверь, ведущую на нос катера, чтобы сфотографироваться там, они потребовали заплатить за это пятьдесят рублей, а за фотографию на мостике  рядом с капитаном — все сто...  Тогда я подумал, что, вероятно, в украинской Ялте в это время курортная жизнь уже кипела вовсю, и все, кто занимался курортным бизнесом, имели хороший доход, несравнимый с нынешним...
  К Ласточкину гнезду я подниматься не стал... Во-первых, потому, что я уже там был... А, во-вторых, потому, что этот подъем напоминал мне проход сквозь строй со шпицрутенами... На каждом метре лестницы стояли торговцы  сувенирами или парни с орлами, предлагая сфотографироваться со свирепыми птицами за пятьдесят рублей...
  Я предпочел посидеть в уютной кафешке и выпить пару  чашек прекрасного крымского чая, пока моя внучка осматривала одну из самых популярных достопримечательностей Ялты. 
  Затем мы вернулись в порт, «Саманта» что-то нежно проворчала нам на прощанье, а наш заблудившийся автобус, который мы долго разыскивали в узких улочках близ набережной, повез нас на последнюю экскурсию, в Никитский Ботанический сад.
  Туда я тоже не пошел, по тем же причинам: я там уже был и ужасно боялся  безудержного размаха сувенирного бизнеса. К тому же, прибавилась и третья причина: я просто устал  от постоянной двухдневной беготни по городу и его окрестностям под заунывное щебетанье  замордованных экскурсоводов.
  У меня в распоряжении было целых три часа, в течение которых я мог прекрасно отдохнуть в тени благоухающих деревьев около Ботанического сада и понаблюдать за суетящимися экскурсантами, которых регулярно доставляли сюда автобусы, преимущественно из Краснодарского края.
  А что ищут туристы, совершившие долгий путь из Сочи или Кропоткина   до Ялты? Конечно же, туалет! И было бы большим недоразумением, если бы не нашелся человек, который не построил здесь, прямо у стоянки туристических автобусов, это спасительное заведение. Причем,  с таким комфортом и сервисом, о которых в прежние времена и мечтать не приходилось. Плата, естественно, соответствовала удобствам, но роптания посетителей я не услышал. 
  Заведовала этой точкой обслуживания насущных нужд отдыхающих женщина  средних лет в очках и с высшим образованием.   Я сразу догадалмся об  этом по тому, как она терпеливо, грамотно и тактично объясняла народу об особенностях устройства  импортного туалетного оборудования. Потом она подтвердила это сама, когда я завязал с ней разговор  о трудоустройстве в городах Крыма. Оказывается, она окончила физический факультет  университета и даже пару лет проработала в НИИ специалистом по автоматизации производственных процессов в пищевой промышленности. Когда автоматизировать стало нечего в связи  с исчезновением производства как такового  и развитием вместо него торговли, в основном , импортными шмотками, а также сферы услуг, она перепробовала кучу специальностей, но ни в одной из них успеха не имела.   И вот,  наконец, нашла себя на туалетном поприще, ничуть о том не сожалея. В ее обязанности входил лишь инструктаж и сбор денег с посетителей, а в свободное время, от  прибытия одного автобуса до другого, она читала... Я просмотрел стопку книг на ее столике, рядом с кассовым  аппаратом... Биография Льва Ландау,  «Остров Крым» Василия Аксенова,  «Севастопольские рассказы» Толстого, Чехов, Бунин,   «Бесы» Достоевского... Широкий, но очень понятный мне кругозор...  Ландау напомнил ей несостоявшуюся карьеру ученого-физика, Аксенов  увлек безграничной фантазией о возможной будущности Крыма, Толстой поведал, насколько героично было его прошлое, Чехов воспел любовь, вспыхнувшую на набережной Ялты, а Достоевский предложил разобраться в фанатичном характере своих героев, каких в жизни она встречала немало...
  Она мне так и сказала: «Я никогда не могла понять, как это возможно: переступить через человека, даже ради самой высокой  цели...»
   А Бунин... Женщина улыбнулась, когда я взял в руки томик его рассказов и стихов, и ее лицо стало очень красивым и откуда-то знакомым мне...
   «Он очень человечный  писатель, - проговорила она, глядя на горы и море. - И пишет для людей, которые ищут... Чего ищут? Хотела сказать: смысла жизни.... Но это затерто и... не совсем так... Я бы сказала: ищут себя... Но, знаете, он ведь к тому же очень жестокий...  А ведь, казалось, пишет-то мягко, лирично, заслушаться можно... И помечтать всегда тянет... И, вдруг, - бах!...»
   В чем заключалось это «бах!», она мне не разъяснила. Пришел автобус, и женщина с прекрасными глазами грустной серны принялась втолковывать отдыхающим, что все оборудование туалета работает автоматически и    никаких краников крутить не надо...
  Я понял, что продолжать после этого разговор о литературе было  бы глупо, и отошел  к огромному платану, под  которым на скамейке отдыхали водители. Он ругали крымские дороги, плохой бензин на заправках и беспредел  местных инспекторов дорожного движения, которые  «похлеще наших будут».
  И здесь мне представилась возможность понаблюдать за еще одной особенностью в поведении людей, приехавших в Крым, «чтоб повидать все сразу».
   Рядом со стоянкой туристических автобусов бросались в глаза  огромные и пестрые щиты  парка аттракционов. Чего они только не обещали! И пещеры ужасов, и карусели, кувыркающиеся в  четырех измерениях, и безопасное общение с опасными хищниками, и.... Впрочем, легче было перечислить, чего они не обещали.  Дети бегали от одного щита к другому, вопя от восторга, и плаксивыми голосами умоляли родителей  купить им билеты в эту страну чудес. Билеты эти были запредельно дорогими, но чего не сделаешь для своих любимых чад! И вот уже целые семьи в полном составе бежали по аллеям навстречу приключениям, и голоса детей звенели от счастья! 
  А так как я провел на этом пятачке очень много времени, то мне удалось увидеть и возвращение этих счастливчиков  из парка аттракционов... Они шли понурыми и усталыми, и было понятно, что парк не оправдал их надежд. Дети просто угрюмо молчали, а родители переругивались друг с другом, стараясь найти того, кто первым клюнул на детскую неразборчивость в пустых обещаниях. Это был тот самый случай, когда реклама подло обманула  потребителя и не понесла за это никакого  наказания...   
  Часа через три вернулись экскурсанты из нашего автобуса, внучка с восторгом показывала мне фото Ботанического сада  и рассказывала о его экзотике. А я был рад узнать в ней себя, молодого и такого же восторженного, когда много лет тому назад очутился в этом удивительном мире растений...
   Автобус снова покуролесил  по извилистым улочкам, выехал на основную дорогу и я грустно сказал: «Прощай,  Ялта, любовь моя...»
  Почему-то мне снова вспомнилась женщина, сидящая за столиком у туалета, и горка книг на этом столике, и ее грустные глаза за стеклами очков...
   И тут я понял, почему мне ее  лицо показалось знакомым... Она напомнила мне героиню Купченко из кинофильма  «Странная  женщина».  То же тонкое лицо,  смятение во взгляде, сменяющееся уверенностью, когда она чувствует, что права, и грусть, скользящая во всем ее облике...
  «Странная судьба, - думал я, провожая взглядом море и горы. - Сломанная, но не сломленная жизнь...  Беспощадность мира,  который нам видится прекрасным  и желанным...»    
   Не  подумайте только, что я обвинил в том, что произошло с нею, украинские власти. Та же горькая доля выпала многим тысячам российских женщин после так называемой  «перестройки» и крушения СССР.  И виновных в этом искать бесполезно.  Каждый, кто стоял и стоит  во главе государства, утверждал и  утверждает, что все делается «для блага  народа». А у меня в ушах еще звучал  голос той женщины: «... переступить через человека...».
    А  потом, глядя в окно автобуса, я понял, что переступить  можно не только через человека, но и через здравый смысл.
   Представьте себе такую картину: приблизительно через каждые пять километров дороги Ялта — Симферополь, по обеим ее сторонам,  установлены огромные щиты с эмблемой «Единой России» и  словами В. В. Путина: «Крым и Севастополь возвращаются в родную  гавань». Ничего не имея против  справедливости этого высказывания, не могу понять одного: откуда  у «Единой России» такая страсть  к помпе и такие средства  на нее?  Вспомните, как дружно открещивались наши новоявленные демократы от помпезности коммунистической пропаганды  и, вдруг, на тебе!   Прямое повторение пройденного, самых пародийных и затратных образцов ее!
   Подсчитайте сами: расстояние от Ялты до Симферополя — 82  километра, стоимость одного добротного баннера на железобетонных опорах не менее  ста тысяч рублей,  а с установкой и того больше … Я бы на эти деньги отремонтировал хотя бы один километр  этой дороги, находящейся сейчас не в лучшем состоянии, и установил  бы на этом месте один — единственный баннер следующего содержания:

«ТАКИМИ БУДУТ ЧЕРЕЗ  ТРИ ГОДА ВСЕ ДОРОГИ КРЫМА!
                Единая Россия."
 
  Но да будут благословенны все дороги мира! Плохие и хорошие, главные и проселочные, короткие и длинные... Потому что все они, без исключения ведут нас к познанию...
 Не скажу, что это познание истины...
Прежде всего, это познание самого себя..