Социально- политическая ситуация в Древнерусском г

София Таганрог
В 70-80 гг.10 в. в Древнерусском государстве сложилась непростая внутриполитическая ситуация. После трагической гибели великого киевского князя Святослава в 972 г остались трое его сыновей, которые  были фактически наместниками в крупнейших землях и городах Руси. Старший сын - Ярополк -  правил в Киеве- ,,матери городов русских,, Второй сын Олег правил  в Древлянской земле, а младший сын - Владимир,  рождённый от наложницы  Малуши - управлял Новгородом.
  Сразу бросается в глаза шаткость такого союза, и совершенно не удивительно, что в 972 г  между братьями начинается кровопролитная борьба за власть. Поводом, согласно" Повести временных лет" послужило следующее: дружинник князя Ярополка, Лют, охотился в Древлянских лесах  и был убит князем Олегом. Ярополк, видя всё это, решает отомстить своему брату и развязывает кровопролитную войну, в ходе которой Олег в целях собственной безопасности бежит в город Овруч, но в давке,  возникшей на мосту, ведущем в крепость, его столкнули с лошади в ров. Сверху на князя падали тела задавленных воинов и лошадей, которые тщетно пытались спастись от надвигающейся дружины Ярополка. Захватив Овруч, Ярополк нашёл бездыханное тело Олега. Князь сокрушался ,что пошёл войной  на брата ,но остановить её было уже не в его силах. Княживший в Новгороде Владимир узнав об этом происшествии бежал за море , а через некоторое время вернулся с большим наёмным войском ,состоящие из варяг  и двинулся к Киеву, желая отомстить за смерть брата. Ярополк,  увидев надвигающеюся угрозу, укрылся в городке Родень. Захватив Киев ,Владимир с войском подошёл к Роденю , приближённые Ярополка посоветовали ему сдаться, так он и сделал, но только вошёл с поклоном он в сени Владимира как два варяга пронзили его мечём. И так на крови стал Владимир великим киевским князем. Но усобицы не могли не отразиться на социально-политическом  положении страны. Европейские державы считали Русь варварским государством , а с  растущим могуществом такое положение сил стало не приемлемым. Так же  было не спокойно  и внутри государства ,каждое племя  поклонялось своим богам ,связи с этим возникали конфликты, то одно, то другое племя( государственное образование) выходило из под контроля. Владимир  сделал отчаянную попытку объединить племена. Связи с этим была проведена языческая реформа. Вот как описывает это событие летописец ,,И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за двором теремным: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса , Даждьбога ,и Стрибога, и Симаргла, и Мокоша. И приносили им жертвы ,называя их богами, приводили к ним своих сыновей и дочерей , а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвами своими,,
   Владимир попытался  приспособить язычество к потребностям государства и общества. Однако опыт этот не удался , и спустя 8 лет поверженные идолы были  сброшены в Днепр.
   Почему это произошло?
С образованием Древнерусского государства произошли серьёзные перемены. Но жизнь общества по-прежнему покоилась на основаниях, восходящих к языческой вере. В результате возникла духовная напряжённость. Поклонение родоплеменным богам  более отвечало потребностям родового строя,  нежели потребностям развитого государства. Оно невольно воспроизводило,  политику обособления связи с этническими или религиозными мотивами,  порождало коллективную ответственность за все поступки, оправдывало кровную месть. Владимир создал языческий пантеон ,который должен был бы стать общепринятым ,но в системе языческих представлений  это означало, что отныне  нужно принимать чужих враждебных богов и отказываться от привычных прежних. Социальные отношения требовали  чёткую регламентацию ,которая покоилась не только на  княжеских законах, но и на нравственных установках, а нравственные установки предполагали личную ответственность за свои поступки , признание моральных правил ,которые бы  объединяли  лишённое монолитности общество. Политеизм  не способен был решить эти проблемы , в противоположность монотеизму. Политические интересы требовали  такую религию ,которая  бы упрочивала государство и монархию, предотвращала внутренние конфликты. Средневековый человек нуждался в такой религии ,которая бы  наиболее полно отвечало на все его жизненные вопросы. Столь сложные и противоречивые задачи были не по силам язычеству ,которое было лишено той универсальности  в противоположность христианству. Язычество отвергалось и с точки зрения внешней политики. Ведь не возможно оставаться языческой страной в окружении христианских держав, таких как Византийская империя и Болгарское государство.
    Невозможность полноценно осуществлять внешнюю политику, разгорающиеся недовольство правительством,- всё это создавало предпосылки и подталкивало Русь к принятию христианства.
  Ещё одним толчком к принятию христианства послужили события произошедшие в Византии. Эта страна была сильно ослаблена в ходе мятежей ,которые спровоцировали военачальники , а так же правители провинций. Изнемогающий император Василий II для того ,что прекратить волнения стал искать союзников  за пределами империи. Владимир откликнулся и пообещал прислать войско ,но на условии заключение брака с принцессой Анной. Династический брак  с правящей Византийской династией необычайно высоко поднимал престиж киевского князя в международных делах. Но этот брак должен был состоятся только если Владимир примет христианство. Отправленное войско подавило мятеж, но  Василий II  не спешил отправлять "багрянородную принцессу" в языческую Русь. Разгневанный Владимир  двинулся на Крым и осадил город Херсонес ( Корсунь ).  Под натиском осады он сдался. Условием его возвращения стало выполнение византийцами заключённого ранее договора. Василий II уступил и корабль с  Анной на борту пустился в плавание.
   Согласно с одним из преданий,  во взятом Херсонесе Владимир и его дружинники крестились ,а вернувшись в Киев, великий князь приказал разрушить пантеон богов  и призвал киевлян креститься. Вот как описывает летописец принятие христианства:" В лето 6496 (988г) .Вышел Владимир на Днепр , собралось там людей без числа. Вошли в воду и стояли одни по шею ,а другие по грудь , молодые у берега, иные держали младенцев , а совершенные летами бродили по воде, попы же стояли и совершали молитву. И была радость и на небесах и на земле о стольких спасённых душах. Люди крестившись, пошли каждый в дом свой.  Владимир же повелел  рубить церкви и ставить их по тем местам, где стоял кумир Перуна и другие и где творили им жертвы князь и люди"
      Однако сам процесс внедрения христианства на Русь протекал отнюдь не так гладко, как в Киеве. Оказывал сопротивление Новгород, Ростовская земля. Всё это связанно с прочностью языческих верований, которые вырастали из самой толщи народной жизни. Долго ещё ходили по  русским городам кудесники и волхвы, призывая народ исполнять древние религиозные обряды. Но постепенно жители Руси приобщились к христианству. В городах стали строится красивейшие храмы и монастыри , при них создавали школы , распространяли грамотность. Христианство перевернуло все сферы жизни русского человека создавая новую обстановку, согласно с потребностями единого государства.
     Принятие христианства - величайшее событие! Оно оказало огромное влияние на историю Руси , во многом предопределив её последующие пути развития.