Как Ленин-полиглот учил иностранные языки

Зера Черкесова 2
Ленин знал много языков. Гимназический курс окончил с золотой медалью. Причем уже после того, как семья Ульяновых была опорочена из-за Александра Ульянова, старшего сына. И все же директор Симбирской гимназии начертал собственноручно резолюцию о присуждении или отклонении медали Владимиру Ульянову:"Нельзя не дать медали". Наивно верить, что медаль была отвоевана Владимиром Ульяновым его блистательными познаниями, не оставлявшими шансов злонамеренным педагогам, сговорись они или получи приказ свыше, лишить заслуженной медали лучшего выпускника. Любой педагог знает, что если он не захочет поставить пятерки первому отличнику(например, если он задирает нос и публично унизил учителя)-он легко найдет способ посадить в лужу и совершенно объективно выставить ему тройку. Никто при этом не сумеет возразить, что-де отличника "засудили" из личной неприязни.

Возвращаясь к Ленину. Скорее всего, поступил циркуляр наградить В.Ульянова заслуженной золотой медалью, чтобы показать что царский режим справедлив и каждому воздает по заслугам и не чинит незаконных репрессий. Этим, вероятно, и объясняется формулировка директора в записке:"Нельзя не дать медали!".

С медалью закончила женскую гимназию и старшая сестра Анна Ульянова.
Да и Александр Ульянов, старший в семье, подавал большие надежды. Золотая медаль за курс гимназии. А в Спб университете любимый студент Д.И. Менделеева. Был удостоен университетской награды за свою научную работу, да и вообще профессора боролись за него, стремясь переманить к себе на кафедры.

Разносторонне-талантлива была и Ольга Ульянова, закончившая с медалью гимназию и успевшая получить звание учительницы, но рано умершая от тифа. Дмитрий Ульянов выучился на врача. Только младшенькая Маняша-Мария Ульянова была нерадива к наукам и училась из рук вон плохо, за что Владимир ее бранил и в переписке стремился отвезти ее в Европу в тамошние университеты, но Маняша не захотела себя утруждать.
 
Но мы ушли несколько в сторону заявленной темы. Хотя, отчего же... Тема учебы в семье Ульяновых. Продолжая ее, скажем, что они были не только отличники-медалисты, но и полиглоты. Владимир Ильич владел множеством языков. Курс классической гимназии с несколькими языками окончил с золотой медалью, а любимым предметом была... латынь! Считающаяся скучным и ненужным "мертвым" языком. Однако преподаваемым в царской гимназии в числе приоритетных языковых дисциплин. Когда спустя много лет специалисты-лингвисты изучали стиль Ленина, то обнаружили интересную закономерность:он писал по русски бессознательно в структуре латинского синтаксиса. Едва ли сам догадывался. Так многое на нас неосознанно влияет и формирует...

Немецкий и французский также преподавались в гимназии наряду с древнегреческим и латинским языками. Современные европейские и древние языки. Метод преподавания был, как все теперь твердо уверены, устаревшим и неэффективным:скучная грамматика и чтение и перевод со словарем, а также заучивание наизусть длинных отрывков "из Вергилия". О коммуникативных и лингафонных и прочих "крутых" методах изучения иностранных языков знать не знали. Все равно уровень владения в массах ныне на том же уровне,что и по традиционной методике, то есть никаком. Но выпускники дореволюционных учебных заведений, особенно классических языковых гимназий с своей подготовкой потом ездили за границу и после периода адаптации в языковой среде легко говорили на нескольких языках...

Надежда Константиновна Крупская вспоминала, что оказавшись в Европе после Шушенского,"мы никого не понимали и наш немецкий никто не понимал". Но постепенно освоились и свободно заговорили. Я думаю, что это "мы никого и нас никто не понимал" было на поверхности, а в действительности им нужен был лишь современный некнижный живой диалект, чтобы пришло понимание, и некоторый практический тренинг, а основа, фундамент был прочно заложен гимназией и самообразованием. Не будь его, скоро и свободно не заговаривали бы.

В Европе было принято давать взаимные уроки "бартером" вместо денежной оплаты. Носитель аутентичного немецкого(английского и т.д.)преподает свой язык в обмен на такие же уроки русского от русских эмигрантов. Так Ульянов брал уроки английского в обмен на русский. В наше время это возможно в сети Интернет в электронной переписке и скайпе.

Ну а что до чтения с переводом, то здесь есть нюанс, который выпускался и потому возможно этот метод долго казался неэффективным и дискредитирован. Дело в том, что мы обычно в школе и вузе переводили с иностранного на русский. А оказывается эффективен так называемый "обратный перевод":с русского на иностранный также! Это можно считать и аналогом нашего коммуникативного метода, когда учеников кидают в языковую среду и требуют говорить на ин-язе!

И наконец привожу цитату из письма Владимира Ульянова сестре Марии из Мюнхена:

 "...по части умственной работы особенно рекомендовал  переводы и притом
о б р а т н ы е(в оригинале-авторский курсив), то есть сначала с иностранного на русский письменно, а потом с русского перевода опять на иностранный. Я вынес из своего опыта, что это самый рациональный способ изучения языка. А по части физической усиленно рекомендовал ему, и повторяю тоже тебе, гимнастику ежедневную и обтирания. В одиночке это прямо необходимо".
 Из письма Владимира Ульянова Марии Ульяновой 19 мая 1901г. Послано из Мюнхена в Москву. В.И.Ленин, ПСС, т.55, с208-209.
-----------
 Ну а где в плотном графике взять время на изучение иностранных языков, скажут иные...
Это само собой разумеется. Учиться, учиться, учиться. Вопрос чему и у кого.В юности читаем хаотично, хватаем отовсюду. Но приходит время и приносит понимание необходимости отодвигать все в настоящий момент излишнее и не относящееся к делу. Мы начинаем ценить время. Ощущая как стремительно оно летит. Сожалеем о сотнях часов проведенных за просмотров сериалов на 555 серий из жизни южноамериканских фазендейров и их амуров и конфликтов. Однажды по завершении очередного латиноамериканского сериала я села и подсчитала на калькуляторе сколько часов за год с лишним шел сериал вместе с рекламой и выяснила что это равняется двум академическим курсам изучения иностранных языков в ВУЗе!! Таким образом, за весь сериал можно было освоить на приличном уровне два иностранных языка!  А как звали героев годового того сериала я забыла почти сразу, а сейчас не вспомню за миллион евро.  Лучше бы освоила тот же испанский/португальский, на котором трещали эти персонажи...

http://proza.ru/2020/12/01/264
Дом-музей Ульяновых. Комната Марии Александровны
и общий стиль воспитания, умственного и физического, в семье Ульяновых.
 Из этой части цикла:

Что же читали сёстры Бланк, что взяла с собой в путь с Ильей Николаевичем из своих книг Мария Александровна, которой на момент знакомства с учителем физики Пензенского института для юношей - уже минуло 28 лет, сложившаяся личность, да и Илья Николаевич в свои 32 уже был многоопытный педагог, зрелый муж. В те времена взрослели быстро, а супруги Ульяновы выросли в условиях сиротства. Марию и ее сестер воспитывала шведская кузина, заменившая им мать почти с самого рождения. Она не вышла замуж, отдав много сил воспитанию племянников и племянниц из нескольких семейств. Ей и доверил Александр Бланк своих дочерей, сам находясь в постоянных разъездах, как военврач. Видел он дочек нечасто, но оставил серьезный след в их становлении и закалке в прямом смысле, заставляя их обливаться ледяной водой, воспитывая спартанские навыки, что им очень пригодилось. Тётя же шведка была весьма образована и именно ей доверяли и подготовку к гимназии своих отпрысков в родственных семействах, и даже подготовку по всем предметам на выпускные экзамены, то есть репетиторство по-нашему. Причем, по всем предметам и в том числе выпускников-мальчиков-племянников и их товарищей! Эти сведения точные, из обстоятельных изысканий известного биографа Ульяновых - Мариэтты Шагинян, а она вела личную переписку с Анной Елизаровой-Ульяновой и Марией Ильиничной Ульяновой, опросила многих еще живших в старом Симбирске современников,  подолгу работала в архивах Ульяновска - собрала бесценный историко-биографический материал, до сих пор во многом сенсационный - только не дешёвые вбросы, а документированные и тщательно разработанные материалы.

Не исключено, что в духовном плане Шведская тетушка преподала дочерям Бланк даже больше, чем полагал их отец. Загадку семьи Ульяновых с парадоксом детей-революционеров в благочинной среде в провинции Империи, в семье действительного статского советника, награжденного за 20 лет беспорочной службы(нет 30 лет!) орденами Владимира и св.Анны, - этот парадокс пока еще никто не разрешил...

Еще о книгах. Нижние два тома явно не любовные романы, как и верхние. Это, скорее всего, некие энциклопедии. Картина не картина, а панно, наверное, может быть, вышивка. Обои несколько унылой желто-зеленой гаммы не в тон красивому комоду красного дерева, конторки и глиняных горшков. Тут подошло бы что-то в светло-коричневой гамме. Окна - двойные. Видимо, для утепления в холодное время.

...
Почему Владимир советует Маняше обтирания?


Д-р Бланк -  в его логике ярой натуропатии(лечение и укрепление природой, по- нашему еще называется ЗОЖ), воспитывал дочерей в следовании во всем природе:холодная вода - закалка, физкультура, рукоделие, чтобы не входить в лишние траты, легкая одежда в холодное время. И наверняка в тех же правилах спартанского воспитания требовал не укрываться от Солнца, никаких темных гардин и белых зонтичков от солнца! И верно:нет указаний, что М.А. когда-либо укрывалась от солнца зонтиком, во всяком случае не доводилось в кино видеть образ Марьи Александровны в тех немногих фильмах, в которых ее образ запечатлен, или читать в воспоминаниях о ней. М.А.Ульянова была слишком обремененной большим семейством; частыми подолгу отлучками супруга по работе; постоянными передрягами и переездами с места на место; ведением довольно большого хозяйства - помимо дома в Симбирске - еще и хутор Алакаевка, доставшийся ей в наследство; переписка с арендаторами насчет урожаев и оброка с крестьян(!), а бывали и неурожайные годы, а еще больше управляющие воровали... А потом в довершение ко всем испытаниям - необходимость содержать, ни много-ни мало, четырех взрослых детей, ни один из которых не работал, то есть не служил, как тогда говорили. Хотя при сем все они, в том числе дочери наравне, получили самое лучшее для своего времени и места образование, однако работать не рвались, но все четверо требовали непомерных для матушки расходов на свои нужды, и закидывали ее письмами с просьбами высылать очередные транши с ее банковского счета, который они рассматривали как личную кассу, а расходы были немалые: в числе их - поездки за границу, книги и журналы из Европы, оплачивание  университета, в том числе, зарубежного, в Брюсселе, а также отправки теплой одежды, книг, питания, лекарств в ссылки, куда царское самодержавие то и дело ссылало ее детей за революционную агитацию, и т.д. Всё это навалилось на её хрупкие плечи, чтобы ещё заниматься такими пустяками, как наряды в модных изысках и продление моложавости. Последнее с помощью различных ухищрений, среди которых зонтички от солнца, веера, шляпки с широкими полями, - всё, что приличествовало скорее дамам высшего света или фрейлинам Их Величеств - к коим чья-то безудержная фантазия однажды не так давно, в  90-е гг. 20 века, приписала ей в юности к "фрейлинам царя", и пошла гулять по интернету вздорная легенда, придавая её облику несвойственную ей куртуазность и склонность к любовным приключениям, чего не было и не могло быть ни по ее складу натуры серьезной и ответственной; ни в тех обстоятельствах, в которых она развивалась и жила.

Прожила же Мария Александровна Бланк-Ульянова 81 год, никогда не жалуясь на тяжелые недуги, и скончалась в  1916 году, так и не дождавшись приезда Володи из-за границы.

01/12/2020

http://proza.ru/2015/07/18/1248
Как Ленин-полиглот учил иностранные языки

http://proza.ru/2022/04/24/949
Махатмы Ленин и Сталин. Версии

http://proza.ru/2015/07/18/1248
Как Ленин-полиглот учил иностранные языки


http://proza.ru/2022/04/23/552
Как Владимир Ульянов экстерном учился в деревне
 

Дом-музей Ульяновых.  Рояль Марии Александровны
http://proza.ru/2020/12/01/264

http://proza.ru/2020/12/03/398
Дом-музей Ульяновых. Рабочий стол Ильи Николаевича

http://proza.ru/2021/05/16/1705
Мария Ульянова, сестра Ленина, экскурсия в Кремле

https://zera-cherkesov.livejournal.com/124411.html