Греция. Часть 5. По островам Киклады

Татьяна Сергеевна Дмитриева
На авторском фото - на фоне барельефа на острове Милос; корабль входит в бухту острова Милос; слева внизу - остров Сирос; слева вверху - с сыном на носу катера по островам Киклады; архипелаг Киклады, Греция.



Наше кратковременное прибывание в Греции подходило к концу. И в последний день мы отправились в однодневный морской круиз по островам архипелага Киклады. В состав этого архипелага входит и остров Эвбея, что в 20 км от нашего побережья, и огни которого мы наблюдали каждый вечер.

Во втором тысячелетии до нашей эры на этих островах существовала Кикладская культура, родственная Минойской, что на острове Крит.

Вообще почти все острова в Критском и Эгейском морях имеют материковое происхождение. Это значит, что, вероятно, до разрушительного извержения вулкана на острове Санторини в 1470 году до нашей эры, были частью материка, соединяющего сегодняшние территории Турции и Греции.

Именно здесь проходит разлом земной коры и плиты земной мантии, наталкиваясь друг на друга, создают колоссальное напряжение. Что периодически вызывает здесь активную сейсмическую деятельность.

И по сей день на двух островах Кикладского архипелага есть два действующих вулкана: на острове Милос и на острове Тира (Санторини).

Именно к этим островам и лежал наш путь.

С раннего утра зарядил мелкий моросящий дождь. Но откладывать поездку не хотелось. Что за впечатления о Греции без её островов? Куцые. Прихватив с собой тёплые вещи, отправились в путь.

Круизный катер ожидал туристов в порту Пирей. Это самый крупный порт Афин. При входе на катер туристов встречали грек и гречанка в национальных костюмах, мило улыбаясь и приветствуя по-гречески.

С самого первого момента нашего пребывания в Греции нас поразило, какие красивые и породистые мужчины-греки, и какие худосочные и некрасивые гречанки. Хотя, возможно, это взгляд нас, северян, бледнолицых и пышнотелых.

Дождь продолжался, с моря задувал прохладный ветер, и мы разместились на нижней, закрытой палубе.

Катер вмещал около 150 человек, из нашей московской группы было всего четверо, и ещё с десяток русскоговорящих туристов из других мест Греции. В основном были туристы из Финляндии, Швеции и из Германии. Они больше всех шумели, суетились и пили пиво за столиками.

В основном это были молодые девушки лет 20-30, некоторые с пожилыми мамашами, которые приезжают на южные курорты ранней весной, чтобы загореть, поесть фруктов и избавиться от весенней депрессии. Да и цены в это время самые низкие. Все европейцы очень экономны.

Как только закончился дождь и солнце стало пригревать, все кинулись на верхнюю палубу, где стояли шезлонги для загорания. Путь до первой остановки нам предстоял неблизкий, около 130 км, а это по морю около 4-х часов. Поэтому каждый из нас хотел погреться и принять солнечные ванны.

Что тут началось! Сбивая друг друга с ног, все повалили наверх!

Наша предусмотрительная дама из Аэрофлота уже была там, и заняла для нас с сыном по лежаку. Но пока мы протиснулись наверх, бабушку нашу вытеснили и оставили нам на троих только один лежак.

Но портить себе из-за этого настроение мы не стали, просто распределили время поровну, и, когда загорала бабушка, мы с сыном путешествовали по катеру. И даже не хуже провели время, поскольку сели на скамьи на носу судна и любовались открывающимися просторами Эгейского моря. И кормили печеньями чаек, которые вились возле катера.

Сервис был обеспечен всем, кто бы где ни находился. По всему пространству катера сновали услужливые официанты и предлагали свежевыжатые соки, из апельсинов и киви. Стоил такой сок два доллара. В самом деле, ближе к полудню стало жарко, и свежий сок со льдом был как раз то, что надо.

Первая наша остановка была на острове Сирос. Надо отметить, что все острова архипелага возвышаются и издали выглядят белоснежными облаками на фоне бирюзового моря. Эту красоту не передать словами! Они легковесно и красиво выглядывают из глубины вод. И кажутся игрушечными. Но, по мере приближения к ним, понимаешь, что это колосс, скорее похожий на айсберг, у которого большая часть глыбы находится под водой. Это разломы земной коры, обнажившие мрамор и другие каменные породы.

Потом появляются очертания прибрежных домиков, тоже белоснежных, с красными черепичными крышами, маленьких пирсов с рыбацкими лодками и развешанными сетями. И многоступенчатые улочки, уходящие вверх, в гору. Вокруг домиков - апельсиновые и лимонные деревья, оливы, виноградные лозы и уже зацветающий тамариск. И даже кое-где красивые кактусы.

Остров Сирос и по сей день является одним из главнейших и крупнейших портов Греции. И потому он густо населён, на нём много селений, отелей, развита инфраструктура развлечений. Поэтому туда приезжает много туристов.

Нас же повели в ресторан, где был заказан и оплачен обед. Был уже глубокий полдень, а впереди ждало увлекательное путешествие ещё по трём островам.

Времени на обед отводилось всего полчаса.  Нам хотелось посмотреть красоты острова, и мы остались почти голодными. Поэтому в дороге, на катере, пришлось покупать в буфете бутерброды, чтобы утолить голод. Единственное, что было в изобилии - так это прекрасное местное красное вино с виноградников Сироса!

Подкрепившись и передохнув от морской качки, продолжили путь к острову Парос.
Этот остров с высокой горной вершиной более 700 метров. Основная горная порода здесь - белый мрамор, из которого и сооружались здания и известные статуи Эллады.

Испокон веков жители острова Парос добывали мрамор и торговали со всеми соседними странами. Разбогатев на торговле, паросцы колонизировали берега Мраморного моря. Но история переменчива, и после кратковременного завоевания острова эллинами (греко-македонскими войсками Александра Македонского), Паросом владели египетские цари Птолемеи.

Затем период римского владычества, принадлежность к Византийской империи, затем переход во владения Венеции, на короткий период остров стал обособленным княжеством, попал на 300 лет под турецкое иго.

История острова, как и многих других 56 островов Киклады, говорит лишний раз   о том, что места эти всегда являлись аппетитными и востребованными.

Здесь прекрасный климат (сухие субтропики), много полезных ископаемых, с древности (6-е тысячелетие до нашей эры) промышленная переработка оливок, виноградарство и виноделие - лучшее в мире, да и просто очень хорошее географическое местоположение на пересечении торговых путей. Поэтому и по сей день эти земли представляют большой интерес!

У нас было время пройтись по городу Парикия, что вырос на месте древнего города Парос на берегу лагуны, рядом с портом. Город этот также является важным торговым центром. Пройдясь по улицам вдоль берега, опять обнаружили массу шубных магазинов! Несмотря на то, что в городе проживает всего четыре с половиной тысячи человек, а среднегодовая температура плюс 17 градусов, шубным был каждый второй магазин. Ясно, что это рассчитано только на туристов.

Мы же своей маленькой компанией (мы с сыном и дама с Аэрофлота) отправились вглубь города. А точнее, ввысь - прямые улицы уходили в гору крутыми лестницами. Нам хотелось побродить среди древних домов, зайти в ремесленные мастерские, купить что-нибудь в подарок.

Прекрасная атмосфера острова, фотография на лестнице под мандариновым деревом возле белоснежного домика, и купленная в ремесленной мастерской глиняная пепельница с надписью "Poros" - оставили свой неизгладимый след в нашей памяти об острове.

Кстати, о параллельно-перпендикулярной застройке городов Древней Греции. Принято считать, что это римляне привнесли такой порядок застройки во все остальные города Европы. Но это не так.

В 1У веке до нашей эры, ещё до римского вторжения, в Древней Греции уже существовала система регулярного планирования городов, так называемая Гипподамова система. Архитектор Гипподам Милентский совершил переворот в деле постройки городов.

До этого греки жили очень скромно и были лишены самого незначительного комфорта. Улицы были узкими и извилистыми, а люди почти не ночевали в домах. Климат позволял ночевать на улице, под портиками. Летом нет дождей, а климат мягкий и сухой.

Гипподам предложил строить дома по плану и в одну улицу. В центре города - площадь с торговыми и общественными зданиями. Ядром города был храм, который строился на вершине, возвышенной и укреплённой части города. 

Тогда же, ранее, чем на Востоке, был выработан тип храма, открытый, светлый, который прославляет человека, а не внушает трепет. В архитектуре присутствуют пропорции человеческого тела.

Классический греческий храм - прямоугольный в плане, окружённый со всех сторон колоннадой. Крыша двускатная, фасады образуют треугольник. Фронтоны украшены скульптурами. Греческую архитектуру  отличает чистота и единство стиля. Это было тем новым началом, которое породило три известных сегодня "ордера" (порядка - в переводе с греческого).

Различаются они типами колонн и перекрытий, пропорциями и декоративным убранством. Возникли они не все сразу. Дорический и ионический ордеры возникли в полисный период (образования городов-государств в 11-4 веках до н.э.), коринфский появился в эпоху эллинизма (в 4-1 веках до н.э.).

И только после завоевания Эллады римлянами в 146 году до н.э. этот порядок в архитектуре был взят на вооружение всей Римской империей и распространён по всей Европе. Именно за эти "находки"  в архитектуре, медицине, образовании и праве, римский император Нерон дал Греции статус свободного государства.

Мы же продолжили свой путь дальше, посетив ещё один небольшой островок, подобный Паросу, и повернули на запад, в сторону острова Милос, что в 120 км от побережья.

Я уже упоминала, что и по сей день в Критском море существуют два действующих вулкана, в том числе один - на острове Милос.

Остров в длину 23 км, в ширину 13 км. Гора Элиас возвышается на 748 метров над уровнем моря.  Мы же входили в подковообразную бухту глубиной 130 метров. Это и есть бывшее жерло потухшего вулкана и его опустившийся на дно моря кратер.

Наслаждаясь такой красотой, что открылась нашему взору, трудно себе представить о той трагедии, которая когда-то в древности произошла здесь, поглотив всю цивилизацию.

Сейчас здесь прекрасный ландшафт, раны земли затянулись. Остался только страто вулкан в глубине острова, который слегка "курился". Или, может, это были редкие облака, которые напоминали дымку над кратером.

Остров Милос - один из первых обитаемых островов древней Киклады. Здесь найдены, как и на острове Крит, развалины эпохи неолита, и обработанные куски обсидиана, залежи которого есть только на Милосе.

Обсидиан - достаточно твёрдый камень, напоминающий стекло. Его здесь использовали уже 13 тысяч лет назад для изготовления орудий труда. Позже обсидиан стал использоваться на Ближнем Востоке, и стал главным источником развития торговых отношений с Азией.

Географическое положение острова Милос - между материковой Грецией и островом Крит, а также добыча обсидиана, сделали его важнейшим центром Минойской цивилизации.

И по сей день значение острова в экономике страны огромно!

Здесь же, недалеко от селения Филакопи, археологами обнаружены остатки городской стены и дворца Минойской эпохи (около 2 тыс. лет до н.э.) с фресками, изображающими "летающих рыб". Это очень известный факт в мировой истории, и археологи всего мира дорожат этими находками.

Кстати, ещё одной из известных находок является Венера Милосская, найденная здесь же в 1820 году, и выставленная для обозрения в Парижском Лувре.

В то селение мы не попали, до него надо было добираться довольно долго. А вот в гавани Милоса, городке Адамас, побывали. Посетили красивую церковь Святой Троицы, минералогический музей, прошли мимо военного кладбища с захоронениями солдат в русско-турецких войнах 18-19 веков.

Здесь же, на набережной, выставлены орудия - пушки времён Османской империи.

Возвращались в порт Пирея уже поздним вечером, клонящееся на горизонт солнце освещало белоснежные Афины, вот уже показались и портовые краны.

Полные впечатлений, молчаливые от усталости и раздумий о многотысячной истории мест, которые мы посетили сегодня, о скоротечности времени, немного с тоской прощались мы с прекрасными Кикладскими водными просторами.

Утром следующего дня наш самолёт взлетел над морем, и, постепенно уходя ввысь, уносил нас от берегов Греции, островов Киклады, в наше будущее, которого мы ещё не знали.

Оставляя незабываемый след в наших сердцах о великой некогда цивилизации, давшей всему миру скачок в развитии.
 

Начало часть 1 - "Хочешь жить - умей вертеться" - http://www.proza.ru/2015/06/19/1459