Моя борьба с грызунами

Юрий Солей
Моя борьба с грызунами.

Недавно прочитал в Интернете, что крысы могут смеяться. Оказывается, если пощекотать крысе затылок, она будет издавать скрипящие звуки, похожие на наш смех. Факт очень интересный, ведь еще раньше я встречал суждение, что если существо может смеяться, то оно - разумное.

Не знаю, насчет верности этого суждения, но в том, что животные могут быть вполне разумными, я много раз убеждался в жизни. Просто нам, людям, удобно думать, что раз мы такие "единственноразумные" и можем считать до десяти, то имеем право убивать и поедать различных животных.

Я не слышал, чтобы крысы когда-либо смеялись, и щекотать их не додумался. Но я слышал, как красиво поют крысы. Очень тихо и очень проникновенно пела одна крыса. Её не было видно, но я боялся пошевелиться, чтобы не спугнуть её. Знаете, это было похоже на человека, который поет тихонько себе под настроение.

Поэтому, когда я прочитал, что крысы могут смеяться, я подумал:
- Да! Они не только от щекотки могут смеяться, а еще и над нами, глупыми людьми.

Уж сколько веков и тысячелетий мы живем с ними бок о бок и не можем избавиться от этого соседства.

Конечно, мы теперь строим высотные бетонные коробки и совсем отгораживаемся от природы, но стоит нам приехать в село, где стоят старые постройки, мы снова неизбежно будем встречаться с мышами и крысами.

Для нас это совсем нежелательное соседство, так как они являются бегающими и прыгающими резервуарами огромного числа инфекций - чумы, бешенства, тифа, токсоплазмоза, лептоспироза и ... дальше идет целый список труднопроизносимых названий  ужасных болезней. И, кроме того, они очень агрессивны и в случае опасности могут укусить.

А крысы, наоборот, стараются выжить и продолжают сосуществовать с нами с неимоверной настойчивостью. И находчивостью - этого у них не отнимешь.

Про сообразительность и ум крыс уже сказано довольно много. Ученые ставят опыты именно над крысами, исследуя возможности их мозга и их социальное поведение.

В  книге Брэма "Жизнь животных" описан любопытный случай, когда люди не могли понять, как могут пропадать куриные яйца из кладовки. Яйца лежали на верхней полке в корзинке и исчезали по несколько штук каждую ночь. Бесследно.

Ясно было, что это не человек их ворует. Скорее всего, это крысы. Но, как? Выкатить яйцо с верхней полки, не разбив его, ну никак не удастся даже человеку.

Сделали засаду и с удивлением увидели, что крыса скидывает яйца с верхней полки прямо вниз. А внизу лежит другая крыса вверх ногами и принимает яйца на свой мягкий животик. Яйцо падает, она его нежно обнимает ногами, другие крысы тянут её за хвост прямо к норе. Ловко? Ловко! Да, как умно!

У меня тоже было достаточно встреч с крысами, и могу тоже рассказать один удивительный случай.

Вот послушайте!

На заре перестройки я купил домик в селе, недалеко от города. Выращивал на огороде овощи и фрукты, так как наш завод фактически остановился, и жить становилось всё трудней.

Домик у меня был саманный, то есть, построен не из кирпичей, а из глины и земли, перемешанной с соломой.

Мыши и крысы за долгие годы существования этого домика, наделали в стенах столько ходов, что дом был похож на голландский сыр.

Мыши прибегали с полей в ужасающем количестве. Особенно на зиму. А крысы переселялись из соседних домов.

Вариант борьбы с крысами и мышами при помощи кошки, конечно хороший, но не в моем случае. Не всякая кошка ловит крыс, а вернее даже редкая кошка. А наш котёнок, которого принесли в городскую квартиру дети, был сам тогда размером с крысу. Много раз я его брал с собой на дачу, и он, сожрав штук восемь мышек, лежал возле печки не в силах больше на них реагировать.

Десять моих мышеловок тоже не справлялись - надоедало без конца заряжать их тыквенными семечками.

Мой сосед, дядя Вася, всю жизнь проживший в этом селе, иногда рассказывал мне разные способы избавления от мышей и крыс.

Например, такой: надо заделать цементом все дыры в доме, кроме двух. Потом подогнать трактор типа "Беларусь" или машину и выхлопную трубу подсоединить к одной норе. Завести машину, а самому стоять возле второй норы и принимать толпы крыс и мышей в мешок.

Этот способ я сразу отмёл, как неосуществимый, так как заделать все дыры без капитального ремонта было невозможно. И, кроме того, всё это безрезультатно - скоро мыши и крысы снова заполнят эти ходы в стенах.

Но жизненный опыт дяди Васи был очень богатый, и он выдавал мне способы один за другим. Благо спешить ему было некуда.

Говорит, возьми бак большой. Железный. Налови крыс побольше и кидай их всех живыми в этот бак. Еды им не давай. Они начнут от голодухи друг друга жрать, а ты смотри. И как только останется в живых одна крыса-крысоед, выпусти её. И будь уверен, в округе скоро не останется ни одной крысы - она всех пожрет. Такое, говорит, уже не раз делали.

Может этот способ и хороший, но мне он тоже не подошел. Тогда, говорит, возьми алебастр и смешай с мукой. А рядом поставь водички. Крыса поест этой смеси, водичкой запьет и всё... Смесь задвердеет в животе.

Делал я такую смесь, и она постоянно лежала в доме. Видно было по следам, что крысы посещали эту смесь, но меньше крыс от этого не стало.

Другой простой способ, который мне понравился, состоял в том, что надо в самую большую кастрюлю, типа бак, налить воды, а к ней приставить наклонную доску, по которой крысы будут забегать и падать в бак. А чтобы они падали, надо на конце этой наклонной доски сделать на шарнире небольшую дощечку, как качели. Один конец этой вертушки должен быть длиннее , чтобы дощечка возвращалась на место. На конец дощечки привязать хлеб. Крыса побежит по этой дощечке за хлебом, дощечка опрокинется и крыса упадет в воду. А дощечка сама встанет на место для приема другой крысы.

Сделал я такое устройство и пошел по своим делам. Прихожу и вижу, что вокруг бака мокро. Ясно мне стало, что крыса уже там побывала, но смогла выбраться, так как я налил слишком много воды в бак. Я отлил воду из бака, чтобы следующая крыса не могла дотянуться до края бака, и стал ждать.

Но, увы. Больше ни одна крыса в эту ловушку не попадалась.

Когда я рассказал дяде Васе, что крыса уже побывала там, он сразу сказал:
- Ну, всё! Можешь теперь убирать свое устройство - ни одна крыса туда больше не попадет.
- Почему? - удивился я.
- Нема дурных!- сказал дядя Вася - крыса уже всем передала, что это ловушка.
- А что, разве они могут разговаривать? - еще более удивился я.
- Ээээ, Юра! Недооцениваешь ты их. Конечно, могут. Причем мы их не понимаем, а они нас -  отлично!

Но на этом история с баком не закончилась. Я, вообще-то, по своей натуре - Фома неверующий. Поэтому, я не убрал бак с вертушкой и продолжал ждать жертву.

Но никто больше не падал в бак. Только хлеб стал исчезать с вертушки, а сама вертушка с доской оказывалась смещенной от центра бака. Это было странно, так как я вроде не трогал это устройство. Да и сместить доску было довольно сложно, так как я привязал её к ручке бака.

И вот однажды, я сидел вечером в доме перед самым сном и читал книжку. Сидел довольно тихо, так что тайная жизнь в доме начала разворачиваться передо мной во всей красе.

Из норы выбежала огромная крыса,  за ней целая вереница крысят. Крыса подбежала прямиком к баку, залезла на край бака, взяла зубами доску и начала дергать и тянуть её к краю бака. Ей это, в конце концов, удалось. Вертушка с привязанным хлебом оказалась на краю бака. Крыса взяла хлеб и отдала крысятам. Там началась страшная драка за хлеб, и потом самый шустрый крысёнок схватил его и побежал к норе. Остальные с визгом помчались за ним. Моментально все они скрылись в норе.

Вот и разгадка исчезновению хлеба. А я был очень удивлен сообразительностью этой крысы.

И еще один случай, вроде и незначительный, но поразивший меня своей психологичностью.

Однажды осенью, я топил печку и вдруг заметил, что на кухню зашла средних размеров крыса, остановилась и смотрит на меня. Ничего под рукой не оказалось, кроме вил, и я схватил их и хотел ударить крысу. Но попал только одним штырем по пальцам передней ноги. Крыса от боли прыгнула высоко вверх, на высоту моей головы. Упала и моментально убежала.

А на следующий день, вечером, эта же крыса, не спеша и хромая на одну ногу, зашла на кухню. Я увидел её раньше, чем она меня, и стоял и просто смотрел на неё. Она увидела меня, остановилась и тоже стала смотреть на меня. Мне было очень жалко её. Жалко, что я причинил ей боль. Так мы стояли и смотрели друг на друга. Она абсолютно поняла мои чувства! Поняла, что я не буду её больше убивать.... И она, ковыляя, тихонько пошла себе в угол, где у меня был сложен кирпич для облицовки стен.

Этот случай поразил меня и до сих пор укоризненный взгляд этой крысы стоит у меня в глазах.

В отличии от крыс мыши - глупые создания. Но плодятся и разводятся с огромной скоростью. Избавиться от них, если в стенах есть дыры, совершенно невозможно.

Расскажу теперь историю, которую услышал на гаражах.

Мой гараж, хоть и был кирпичный, но был построен не мной и стены также имели огромное количество дыр. Мыши проникали в гараж совершенно свободно.

Однажды я перекрывал крышу гаража, долго работал наверху и решил перекусить. Спустился и обнаружил, что тормозок, который я себе приготовил, испорчен мышами.

Мой сосед по гаражу, настоящий гаражный старожил, мастер по ремонту автомобилей, когда я рассказал про порчу своего тормозка, отложил свои дела, достал свою нехитрую еду и предложил разделить трапезу.

За трапезой он поведал мне историю, случившуюся с Катериной, хозяйкой гаража, что недалеко от нас.


Передаю историю от лица Федоровича...
- Так вот. Гараж Катерина использует только для хранения урожая, так как её муж умер и машину водить некому.

Поэтому она боролась с мышами, как могла.  В тот год с полей они лезли толпами, и мышеловки не помогали.

Она купила в санстанции пакетик с отравленной пшеницей, высыпала эту пшеницу на книжку по марксизму-ленинизму и положила в гараже.

Через день зовет меня:
 - Фёдорыч! Пойди, глянь!

Я пришел и увидел книжку вот такой толщины, и там, где на ней была насыпана пшеница, мыши прогрызли в книге глубокую яму. Маркс им явно пришелся по вкусу.

Через пару дней Катерина принесла с санстанции целый посылочный ящик отравленной пшеницы.

Потом снова зовет меня:
- Фёдорыч! Пойди, глянь на эту комедию!

Я пришел и увидел, что посылочный ящик почти пуст, а в нём еле ползают несколько обожравшихся мышей, которые уже вылезти из ящика не могут.

Посмеялись мы. А еще через несколько дней слышу, Катерина чертыхается и ругается. Кричит, что в гараж зайти невозможно - дохлые мыши начали разлагаться и вонь стоит невозможная - зайти нельзя. Она их уже гору вымела, но полностью убрать дохлых мышей просто невозможно - они сдохли прямо во всех щелях и норах.

Поэтому, Юра, если будешь травить крыс или мышей, яд покупай особый - в инструкции чтобы было написано, что перед смертью их мучает удушье. Тогда они будут выбегать из нор на улицу и там дохнуть. А то потом долго в гараж не зайдешь, и соседи материть тебя будут.

Вот такую историю мне Федорович рассказал. Ну, а я приведу еще один способ борьбы с грызунами -  с помощью отпугивающих растений. Сам я его не пробовал, но может кому-то он будет полезным.

Первое растение – бузина. Все его знают, и недостатка в нём нет. Кстати, когда я прочитал, что бузина отпугивает грызунов, только тогда я вспомнил, что дядя Вася мне об этом говорил:
- Видишь, возле старого заброшенного склада заросли бузины? Это еще немцы, которые при Екатерине здесь раньше жили и построили этот склад, посадили вокруг него бузину. Бузина отпугивает мышей и крыс.

Так что, ветки бузины можно просто затыкать в норы и обкладывать ими всё, что надо сохранить. Даже деревья можно ими обвязывать на зиму, чтобы мыши и зайцы не грызли.

Точно так же можно использовать багульник и полынь. Пишут, что помогает. Осталось проверить этот факт на практике.


18.07.2015
Юрий Солей


Ещё  рассказы с участием дяди Васи:
http://proza.ru/2019/08/01/33 - Чёрный язык. Рассказ дяди Васи
http://proza.ru/2019/03/11/2051 - Стрелянные гильзы. Рассказ дяди Васи
http://proza.ru/2017/09/03/1920 - Емеля и Волк. Рассказ дяди Васи
http://proza.ru/2017/05/22/2040 - Петух и лиса. Рассказ дедушки Васи.
http://proza.ru/2016/04/23/1730 - Язык животных