Ч. 24 Зарядил пистолет и выстрелил себе в голову

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/07/17/1742

Кинг переговорил с хирургом «Бигля» и его помощником, мол, восстановилось ли в достаточной степени здоровье капитана Стокса, чтобы он мог начать новое плавание. Но врач, его помощник, и офицеры, тоже были не лыком шиты. Они исповедовали принцип: ничто, о чём я промолчал, не принесло мне неприятностей.

Все отвечали очень уклончиво. 31-го июля Стокс прислал обычную заявку на продукты для экипажа, а вечером от него доставили записку для Кинга. Содержание её осталось неизвестным, капитан Кинг упоминает лишь о том, что она была написана в пессимистичном тоне.

Все заказанные продукты доставили на барк. 1-го августа от «Бигля» отчалила шлюпка, матросы на которой изо всех сил налегали на вёсла. Как только она причалила к борту, офицер, который ею командовал, быстро поднялся на борт и поспешил в каюту Кинга.

Лейтенант Шолл принёс начальнику экспедиции ужасную новость: капитан Стокс выстрелил себе в голову из пистолета, но ещё жив. Кинг немедленно, взяв с собой судового хирурга, на той же шлюпке немедленно отправился к «Биглю». Поручив раненого заботам двух врачей, он занялся следствием там же на корабле, вызывая  по одному, каждого офицера в кают-компанию.

Ему удалось выяснить, что психическое состояние капитана Стокса было нарушено уже давно. Можно сказать, что его помешательство выразилось в чрезмерной заботе о своих подчинённых.

Вместо того чтобы посылать на шлюпке в наиболее опасные для обследования места подчинённых, он принимал на себя всю рискованную и тяжёлую работу, забывая о том, что отвечает, прежде всего, за корабль и всех людей.

Последние четыре недели Стокс, фактически, устранился от командования кораблём, и не выходил из своей каюты. Разбирая бумаги капитана «Бигля», Кинг наткнулся на такую запись, сделанную в июне: «Не может быть ничего более унылого, чем то, что окружает нас.

Высокие, мрачные, голые скалы на берегу покрыты низкими плотными облаками, их не разгоняют даже жестокие шквалы, которые треплют нас. Скалистые бухты, в которые не войти из-за огромного прибоя, создают ощущение уныния и запустения, кажется, даже птицы избегают этих мест. Погода стоит такая, когда душа человека в нём умирает».

Понятно, что Стокс заболел депрессией, а это тяжёлое заболевание и сейчас-то лечат с большим трудом.

Когда на корабле услышали выстрел, бросились в каюту капитана, но она оказалась запертой. Дверь взломали, и увидели Стокса, лежавшего головой на столе в луже крови. Его перенесли на кровать, и над ним стал хлопотать хирург.

Нужно вспомнить, что собой представляли пули для пистолета в начале девятнадцатого века. Это был довольно увесистый свинцовый шарик. Пуля пробила череп, нанесла ужасную рану и застряла в голове. Но самое удивительное, что Стокс продолжал жить.

Четыре дня он метался в горячечном бреду, постоянно упоминания об опасностях, в которых находился «Бигль», чудесном спасении, и мучениях матросов и офицеров. Потом он пришёл в себя настолько, что стал всё понимать и разговаривал.

Кинг посещал все эти дни «Бигль», а когда Стокс очнулся, то проводил всё время в его каюте. Раненый стал уже верить, что он поправится. Филипп Кинг поддерживал в нём эту веру, говорил, что хирурги делают всё возможное, чтобы он поскорее встал на ноги. Но все понимали, что дни капитана Стокса сочтены.

Перед смертью Стокс признался Кингу, что в последний месяц плавания из-за депрессии, у него не было сил составлять карту. За него работу выполняли офицеры барка, которые поклялись своему капитану держать это в секрете.

Вскоре у несчастного начались страшные боли, которые тогда облегчали опиумом. Но страдания офицера были невыносимыми, не помогал и опиум. Утром двенадцатого августа он скончался.

Прингла Стокса похоронили на Английском кладбище в двух милях от бухты  Голодной со всеми, положенными по его званию, почестями.

Капитан Филипп Паркер Кинг использовал журнал Стокса, когда готовил официальный отчёт  о проведенных работах. Но в этом отчёте нет, ни слова о самоубийстве капитана Стокса. Обстоятельства самоубийства Кинг доложил первому лорду Адмиралтейства в частном письме.

В 2009 году Государственная библиотека Нового Южного Уэльса (Австралия) купила остатки журнала, который вёл капитан Прингл Стокс за 200 000 австралийских долларов. Другой частью журнала пообедали корабельные крысы.

У кого хранился до нашего времени журнал, мне выяснить не удалось. Имя продавца не сообщается.

 Должен сказать, по личному опыту работы в архивах, что, когда держишь в руках старинный документ, то испытываешь особенное чувство, которое трудно выразить словами. Впечатление, будто переносишься в то время.

Продолжение следует

На фотографии: журнал, который вёл капитан Стокс