Самуильчик! Прости меня!

Рафаил Маргулис
- Самуильчик! – вопила старуха на базаре, держа меня за рукав.
Я пытался вырваться из её цепких пальцев, но безуспешно.
- Самуильчик! – кричала она. – Родной!
Как же ты не узнал бабушку Ивановну, которая тебя в детсад водила?
На нас оглядывались люди.

- Отпустите! – сказал я вполголоса. – Вы ошиблись.
Старуха не слушала.
- Как мама? – спросила она.
- Мама умерла, – ответил я, глядя в землю и терзаясь от неловкости ситуации.
- Дора Соломоновна умерла? Когда? – от неожиданности старуха выпустила мою руку.
Но тут же снова схватила её ещё крепче и заголосила:
- Что ты несёшь, балбес? И как не стыдно! Я только вчера видела Дору Соломоновну в добром здравии.
Решил бабушку Ивановну разыграть, да?
А ведь я тебя молочком поила. Вспомни.

Мне надоела эта нелепая сцена.
Я с силой отодрал от себя крючковатые пальцы и отчеканил:
- Ты ошиблась, старая ведьма. Я никакой не Самуильчик!
И тебя в первый раз вижу.

Выпалив это, я повернулся, чтобы уйти.
Не тут то было.
Старуха закричала:
- Держите его! Он украл!

Какие-то люди схватили меня и завернули руки за спину.
Пришёл милиционер.
- Пройдёмте! – сказал он мне.
Мы пошли в участок.

Бабушка Ивановна семенила сзади и повторяла:
- Он украл. Ох! Он украл!
- Разберёмся, – сказал милиционер.

В участке меня усадили на скамейку.
Чин с погонами капитана спросил:
- Еврей?
- Да! – ответил я с вызовом.
- Впервые вижу еврея-вора.
- Я не вор. Я ничего не украл.
- Сейчас выясним! – сказал капитан. – Пригласите старуху!

Она вошла тотчас же и схватила меня за волосы:
- Допрыгался, голубок! Я ему – Самуильчик, Самуильчик! А он – в насмешку!
Накажите его построже, товарищ милиционер! Пусть знает.

- Что он у вас украл? – спросил капитан, начавший терять терпение.
- Что украл? – взвизгнула старуха. – Он сердце моё украл!
Капитан опешил:
- Говорите по существу! – строго сказал он бабушке Ивановне.
- Я и говорю по существу. Самуильчик, говорю, как мама.
А он: мама умерла. Это Дора Соломоновна то умерла? Я её вчера видела.
- Всё ясно! – сказал капитан. – Выйдите!
- Это я должна выйти? А этот Самуильчик! Он мне в душу наплевал.
- Выйдите! – рявкнул капитан.
Старуху как ветром сдуло.

- Ваши документы? – спросил капитан.
Я предъявил паспорт и командировочное удостоверение.
- Так! Так! – произнёс капитан. – Маргулис Рафаил Израилевич. Это вы?
- Я!
- А кто Самуильчик?
- Понятия не имею. Я журналист.
Приехал по заданию редакции на сдачу спектакля в вашем театре.

Капитан покрутил мои документы и хмуро сказал:
- Свободны!
Потом добавил:
- Как же вы, евреи, друг на друга похожи! Словно вас в инкубаторе делают.

Бабушка Ивановна ждала меня за углом.
- Самуильчик! – крикнула она. – Прости меня, Самуильчик.
Я кажется, обозналась, старая дура.
Я отвернулся от неё.
На душе было скверно.
               
Р.Маргулис
3 июля 2015г.