Жестокий мир для нежной леди

Ольга Тараб
Почти шесть вечера, сумасшедшая июльская жара. Рабочий люд торопится домой. А я жду. Жду волонтёра «Станции Харьков» Алису Веневцеву, чтобы взять у нее интервью. Алиса давно забыла, что такое нормированный рабочий день.
— Заедем в кафешку, перекусим, — бросает она, пробегая мимо.
Это небольшое кафе — пристанище для голодных волонтёров «Станции Харьков» и по совместительству негласный офис, где решается немало важных вопросов. Здесь мы и расположились для разговора.
Алиса — красивая, стройная девушка лет 30. Я никогда бы не подумала, что можно иметь такую фигуру, наспех поглощая картошку фри и отбивные.
— Я люблю мясо. Это моя любимая еда. А ещё клубнику и черешню. Правда, черешню в этом году я даже не успела попробовать. Некогда. Работа, работа, работа.
— Как ты стала волонтёром? Когда? — принялась я за дело.
— В прошлом году, в первых числах августа, я приехала на Южный вокзал после работы. Привезла «Мивину» — сто пачек. Там стоял всего один стол. За ним сидела Надя Рындина, абсолютно вымотанная. Возле неё толпились люди. Все они в шоке, в ужасе, крови, кто-то раненый, дезориентированные. После кошмаров, пережитых в зоне АТО, им приходилось уже здесь бороться за право на нормальную жизнь с чиновниками и служащими. Я спросила Надю, чем ей помочь. Она посмотрела на меня уставшим взглядом, показала женщину и сказала, что надо пристроить её на ночь. Я пошла искать дежурного по вокзалу. Решила с ним этот вопрос. Так я и стала волонтёром «Станции Харьков».
— Я знаю, у тебя есть сын. Как он всё воспринимает?
— Его зовут Виталий, ему 14 лет. И, слава Богу, он меня понимает. Прошлой зимой, в феврале, когда стало ясно, что я «увязла по уши» в работе на «Станции Харьков», мы сели, обо всём поговорили. Я ему благодарна за поддержку.
— Какая у тебя основная работа?
— Я работала в крупной частной фирме. Прошла путь от менеджера до начальника департамента по науке и образованию. Честно говоря, последние полгода мне платили зарплату, но начальник знал, что я почти не работаю. В июне я уволилась.
— Как теперь будешь жить?
— Я была в команде, которая разработала проект «Станция семьи». Это программа комплексной помощи семьям переселенцев, как родителям, так и детям. Этот проект выиграл грант. Для того, чтобы волонтёр мог помогать, его также надо поддерживать. Сейчас нас поддерживают USAID.
— Ты каждый день встречаешь много людей, которые нуждаются в помощи. Кто-нибудь запомнился тебе больше других?
— Да. Прошлым летом выезжала семья из-под обстрела. Валя, женщина лет пятидесяти, с ней две дочери и два внука, мальчики шестнадцати и шести лет. Одна из дочек, Ирма, — инвалид детства, ДЦП-А1. Они успели её забрать из интерната, но без документов. По дороге им где-то пришлось бросить и инвалидную коляску. Ирма вообще не ходит сама. Поэтому тянули её на себе. Две женщины, подросток и ребенок. Всю дорогу она от страха кричала и выла. То, что им пришлось пережить, — это не передать словами.
Когда они обратились к нам, мы ещё не знали, что делать с такими семьями. Но смогли пристроить их на несколько дней в гостиницу при вокзале, нашли инвалидную коляску. Потом по линии МЧС Валю с Ирмой отправили в Змиев, в больницу. Так как у Ирмы не было паспорта и документов по инвалидности, она не получала пособие. Вале пришлось долго восстанавливать бумаги. Второй Валиной дочке, с мальчиком и подростком, мы, волонтёры «Станции Харьков», помогли с жильем здесь.
— Я заметила, ты очень много работаешь, просто на пределе человеческих сил. А как ты отдыхаешь? Планируешь ехать на море?
— Нет. Раньше, до аннексии Крыма, каждый год на майские праздники мы ездили туда с семьёй двоюродного брата — в горы, в пещеры, устраивали велопробеги. Это было замечательное время. В этом году я просто ездила к нему в гости в Киев. Хотя, конечно, я мечтаю полежать на берегу моря с книгой.
— Какие книги ты любишь читать?
— Будешь смеяться, но я обожаю любовные романы. В жизни так не хватает галантных, романтичных мужчин. Не хватает цветов и подарков, подаренных без повода, не потому что Восьмое марта или день рождения, а просто так.
— Каким ты представляешь идеальное свидание?
— Я представляю мужчину во фраке и себя в вечернем платье, столик, а на нем вазочка с маленькими розами.
— Ты веришь в любовь?
— Я верю, что людям, которые её нашли, очень повезло. А тем, кто смог её сохранить, повезло ещё больше.

Ольга Тараб,
собственный корреспондент «Станции Харьков»
                фото Натальи Филатовой