Мой Мценск

Ли -Монада Татьяна Рубцова
     Странное дело: в течение этого года я встретила упоминание обо Мценске не менее шести раз в очень разных книгах, что называется, в современном чтиве, начиная от более известного в наше время Олега Роя и заканчивая  менее известными, случайно встретившимися мне авторами, пишущими о попаданцах и иных приключениях. Что это? Дань моде? Только ведь наш городок ничем особенным не отличается от сотен других провинциальных.  Ладно Н. Лесков с его "Леди Макбет Мценского уезда" и "Левшой" ("Они шли вовсе не в Киев, а к Мценску, к уездному городу Орловской губернии, в котором стоит древняя «камнесеченная» икона св. Николая; приплывшая сюда в самые древние времена на большом каменном же кресте по реке Зуше"). Ладно, А. Куприн с его  старухой Мануйлихой на болотах ("А моя родина, батюшка,  далекая,  город  Амченск..." (Так назывался Мценск в старину, но и ныне жителей Мценска называют амчанами)). Вот, пожалуй, и все.
      Естественно, городок наш древний, первое упоминание о нем встречается в 1146 году. Естественно,  Мценск-городок был вовлечен во все ключевые события, происходившие в стране. О его истории можно узнать из других, более авторитетных источников. Моя же задача -  рассказать о своей малой родине, так сказать, "через призму меня".
     Впервые задуматься о моем городке меня "заставила" одна женщина-москвичка. Много лет она проработала в мценской школе учителем географии. Очень талантлива была, дети на ее уроках заслушивались, когда она рассказывала о дальних странах. А мне она поведала следующее: " Я родилась и выросла в Москве. У меня и моей подруги обнаружили тяжелую болезнь. Доктор сказал: "Девушки, если вы хотите жить, вам нужно уехать подальше от нашего загазованного воздуха. Будьте поближе к природе, поезжайте куда-нибудь в провинцию." Я послушалась и поехала искать место, где бы мне хотелось  жить, а подруга осталась в Москве. Через пять лет она умерла, а я вот живу до сей поры, замуж тут вышла за местного парня. Все так и сложилось (она умерла далеко за семьдесят). Знаешь, почему я остановилась во Мценске? Приехала я сюда ранней весной. Цвели яблони, вишни, сливы, словом, городок был белым-белым, домики, как игрушечные, стояли вдоль дорог ( многоэтажек еще не было), их, этих домиков, не различить было на буйным цветением деревьев. А аромат какой! Вот я и влюбилась тогда во Мценск и не жалею, что так вышло."
     Рассказ учительницы повлиял на мое отношение ко Мценску. Мне уже было лет девятнадцать, и хотелось вырваться куда-нибудь в большой город  из нашего "мухосранска". Нет, тогда мы этого слова не знали, оно залетело к нам попозже от приезжих, пожалуй, мы считали его "дырой". Телевидение сыграло свою роль, нам показали, что есть и другой уклад жизни, и другие интересы. Первый телевизор родители купили, когда я училась в седьмом классе. Он был черно-белым, программа, как мне помнится, была одна. Жили мы небогато, и когда стали появляться цветные телевизоры, девочки из более обеспеченных семей рассказывали про фигурное катание, взахлеб обсуждали, какого цвета был костюм на той или иной фигуристке. Мы слушали, как завороженные. Сейчас совсем другое дело: можно, не сходя с дивана, побывать и в Индии, и в Америке, полюбоваться различными красотами и даже познакомиться с кухней разных стран. Да,  телевидение сделало нас "людьми планеты", любая новость доходит за считанные минуты. Мы стали одеваться, как все, перенимать манеры, как у всех, говорить и думать, как нам преподносится. С одной стороны, это хорошо, не чувствуешь себя не в своей тарелке в чужом городе. С другой стороны, теряется наша индивидуальность. Вот в старину говорили озлясь: "Чтоб тебе принесло амчанина на двор!" По всей вероятности, мои земляки были непростыми людьми, хитроватыми, неугомонными, с которыми не оберешься хлопот. Сейчас мы, амчане, практически такие же люди, как и в других городах. И у нас есть, на кого равняться, и у нас есть, за кого краснеть.
     Амчанкой я стала по судьбе, никак иначе. Прадед мой по отцу жил в Заокском районе Московской области, затем перебрался в Москву, обжился, там и родился мой дед. Не буду рассказывать о тех давних событиях, которые поломали не одну судьбу, только перебрались они во Мценск, здесь и родился мой отец. А мама родом из Болховского района Орловской области, жила в деревне, ей тоже, видимо, захотелось уехать "из дыры", и она посчитала, что Мценск как раз подойдет. Вобщем, они во Мценске встретились, поженились, и вот на свет появилась я. Какие понятия у ребенка? Где родители, там и родина. Мне повезло, что к моменту моего мироощущения, у руля стоял Л.И. Брежнев и очень долго стоял. То есть не в генсеке дело, а в том, что это было мирное время, и я росла без особых потрясений: ходила в садик, училась в школе. Помню, мама везет меня на санках в садик, а я задираю голову, вглядываюсь в странное строение с куполами. Что это? Так я впервые познакомилась со словом "церковь". Церковь, недалеко от которой я сейчас живу, которую вижу каждый день. А тогда... Мама сказала, что там склад. Я подрастала и слышала, что сначала упал один купол, затем другой. Меня тянуло к развалинам со страшной силой, хотелось узнать, что там внутри. Что же вы хотите: женщины любопытны. Спустя многие годы Крестовоздвиженский храм восстановили, хотя и не полностью. Мое любопытство удовлетворено. Это мои первые впечатления о Мценске.
     Потом я наблюдала возрождение и других храмов, но это позднее, а тогда...Когда мы подрастали, начали строить Дворец культуры. Жила я тогда в пяти минутах ходьбы до стройки, внимательно наблюдала, как возводятся стены, как слюда блестит на солнце, как играет цветами мозаика. А какие окна, а двери! И вот дворец культуры "Металлург" открыл свои массивные двери. Боже ж мой! Неужели нам туда можно? Неужели нас не выгонят? Попросила у мамы десять копеек, говорят, там кино показывают. И вот мы, стайка детей, открываем тяжелые стеклянные двери, неуверенно проходим в холл. Ура, нас не выгоняют, а направляют к кассе. Заветные билетики в руках, мы осторожно проникаем в огромный зал. Цветное кино! Это чудо! Надо ли говорить, что ни одного детского сеанса мы не пропустили. На лето мама отправляла меня с сестрой  в деревню, в Болховский район . Вот где воздух, напоенный травами! Но я грустила по ребятам, по Дворцу культуры. Однажды мама приехала меня проведать  и подала мне сверток уже не помню с чем. Важно было то, что это "не помню что" было завернуто во мценскую газету "Ленинский путь". И о чудо! На первой полосе был сфотографирован Дворец культуры! Я хранила эту газетку все лето, и, когда мне было совсем одиноко, я доставала ее и смотрела, смотрела на площадь перед Дворцом, на мозаику и представляла, как  вернусь во Мценск. Наверное, я впервые почувствовала, что такое ностальгия.
   В День пионерии мы ходили в наш парк культуры и отдыха. Именно в этот день для нас были бесплатными все нехитрые аттракционы. Парк тоже был целым миром со своими заветными уголками. Сейчас парк "окультурился", все прозрачно, современные дети уже не делают "секретики", засовывая под стеклышко кусочек фольги и цветок, а то и монетку. Теперь парк посещают мои внуки, и я считаю, что провинциальный парк не меньшая достопримечательность нашего городка, чем другие, воплощенные в камне.
     Конечно, есть и другой парк, парк Славы. Это место захоронения павших воинов, это место, где горит Вечный огонь, одним словом, место Памяти о Великой Отечественной войне. В линию выстроились бюсты моих земляков, Героев Советского Союза, а в самом конце стоит памятник не менее замечательный: солдат выносит с поля боя своего раненого  товарища.      Конечно, если вы приедете в наш городок, то мы расскажем вам о святом Кукше и покажем источник с целебной водой,  покажем старинный вокзал с надписью "МЦЕНСКЪ", отвезем к памятнику "Катюша". Мценская земля защищала подходы к Москве со времен монголо-татар, на мценской земле сражалась с фашистами  танковая бригада М.Е. Катукова.
     А наши писатели-орловцы! Кто не знает село Спасское-Лутовиново, где жил и творил Иван Сергеевич Тургенев. Его усадьба - жемчужина    мценского края.  Во мценском уезде родился Афанасий Фет. Это ли не повод для гордости за своих земляков.
     Так что же получается? А получается, что чувство родины - это сопричастность с ее прошлым, настоящим и будущим, это память моих земляков и моя собственная, это старинные улочки, это зелень листвы, это люди, которые меня окружают. Во Мценске очень хорошие учителя, наши выпускники поступают в самые престижные заведения. Мы помним наставников поименно. Всех перечислить я не в состоянии, но именно благодаря школе, понимаем ли мы это или нет, во многом человек состоится. Мне никогда не забыть Елизавету Ефимовну Жукову, Лидию Васильевну Петрову, Марию Михайловну Титову, Раису Гавриловну Басак, Людмилу Ивановну Одинцову, Татьяну Васильевну Мухотину, Екатерину Ивановну Полину, Леонида Семеновича Потанина, Нину Васильевну Горячеву. Каждый человек обязательно вспомнит, кому он обязан своим знанием жизни, своей человечностью. Смею надеяться, что кто-то из моих учеников и меня помянет добрым словом.
     Мценск подарил мне много встреч с хорошими людьми. Мценск привил мне первые понятия о добре и зле. Бывало, на пути встречались и трудности, и горечь и обида, но разве не из этого состоит жизнь человеческая? Трудности - преодолевать, обиды и горечь - забывать.
     Так получилось, что уже пять лет я работаю в Москве. Очень хотелось расширить границы своей жизни и познать себя в новых условиях. Это очень нелегкие годы в моей жизни, но и очень поучительные. Когда-то, будучи девушкой, я ездила по путевке в Германскую Демократическую Республику. Первое и  пока последнее мое путешествие за границу. Пробыла я там всего-то две недели, и все было хорошо, но когда мы возвратились в Москву, я готова была целовать асфальт русской земли. Такой ностальгии по родине я не испытывала никогда. Каким счастьем казалось ступить на свою, пусть и не "отформатированную", мценскую землю. Как там у певца  Маркина: "Я готов целовать песок", по которому  ходят мои родители, мои сверстники, мои земляки.
     Я полюбила Москву, там я себя чувствую человеком Земли: ты никого не знаешь, тебя никто не знает. Но и в Москве я успела обрасти связями, мои коллеги, московские друзья очень мне дороги. Умирать  же мне на мценской земле. Когда станет худо, я приеду сюда, в свой последний приют. Несколько дней  назад мой семилетний внук подарил мне три ромашки. Нет, не декоративные, а маленькие: от лепестка до лепестка в диаметре три сантиметра, а стебельки тоненькие, всего-то длиной сантиметров десять. Нашел он их, наверное, где-то в травке возле своего подъезда. Мне никто не дарил ТАКИХ цветов, но еще более важно, что  подарил-то их человечек - мое продолжение. Я поставила  было их в чашку для чая, но они просто "поплыли" по поверхности. Тогда я достала малюсенькую кофейную чашечку, туда-то они и вписались. Каждое утро я смотрю на ромашки. Окно открыто, щебечут ласточки. Лето. Хорошо... Я во Мценске.

17 июля 2015г.