Детский мир. Гарри Поттер

Антон Шишкодремов
Философский камень.

Если где-то в темноте притаился тот, кто это не читал, то он тоже читал, но в этом не признается.
Мальчик Который Выжил не мог не выжить, ибо является главным героем шести последующих книг. Он по определению «хороший» и, если в случае с его родственниками мы можем делать выводы сами, то в случае с Волан-де-Мортом приходится верить на слово. Предвзятое отношение к факультету Слизерин, навязанное Гарри Поттеру первыми попавшимися ему доброжелательными людьми, преследует и нас. Массовые пристрастия для массового читателя. Мы все тоже с криками несемся на Гриффиндор. А на самом же деле все слизериновские идеи Волан-де-Морта давно в нашей жизни возобладали. Волан-де-Морт предлагал жизнь для избранных, ущемление в правах маглов и свое воцарение на веки вечные. В России Волан-де-Морт давно победил.

Сказочный мир Роулинг на то и сказочный, чтобы с детства прививать народу ложные образы.
Радует некоторый откровенный юмор в виде того, что недалекие маглы вовсю сидят за компами, а крутые такие волшебники ищут вручную Николаса Фламеля, не догадавшись обеспечить себе какую-нибудь примитивную систему поиска.
Маньяческий, весь такой совершенный образ Гермионы раскручен донельзя. Рядом с ней чувствуешь себя спокойно и уверенно, а еще эта Эмма Уотсон хорошо выглядит. Женщины идеальны, в отличии от мужчин. Некоторые перегибы в виде «проснуться ночью после экзамена и по инерции час читать учебник» только усугубляют симпатию, подтверждая, что единственный недостаток Гермионы – это излишнее совершенство. Ик.

Не совсем логичное поведение Гермионы, которая вместе со всеми прется спасать философский камень вместо того, чтобы сразу отправить Дамблдору сову, очевидно объясняется влиянием на нее героического Гарри Поттера.
Роулинг (как могла) спрятала все элементы преждевременных ужастиков. Нечего раньше времени пугать детей, пусть подрастут и привыкнут к многочисленным смертям постепенно. Но тяга к смертоубийствам просматривается при более тщательном рассмотрении.
Родственники Невилла, например, уверены, что мальчик магл и продолжают всячески швырять его головой вниз с разных высотных приспособлений. Здесь станешь волшебником поневоле, лишь бы дети не видели размазанных останков Невилла.

«Для высокоорганизованного разума смерть – это очередное приключение».
Гениальная фраза, от которой уже несет холодом Даров Смерти.
То, как Дамблдор объясняет Гарри действие древней магии путем самопожертвования, не может не радовать. Что-то типа «любовь оставляет след». Иными словами в его глазах Гарри Поттер полный дебил, который не в состоянии понять элементарных вещей.

Концовка с вручением кубка школы Гриффиндору лишний раз говорит о том, что и справедливый мир Альбуса Дамблдора подвержен кумовщине и коррупции. Возмутительная подтасовка призовых очков равносильна произвольному вручению приза на усмотрение директора школы. У любого нормального ребенка сразу бы пропало желание вообще когда-либо принимать участие в подобном соревновании, но у волшебников очевидно и чувство справедливости волшебное.
Но все хорошо, ибо мы победили и ждем Тайной Комнаты.


Тайная комната.



Тайной комнатой для многих стал женский туалет, где в основном происходит действие второй книги о Гарри Поттере. Не бывал сам никогда в женских туалетах, но им почему-то не завидую. Помимо всего прочего, можно посетить Запретный лес со множеством гигантских пауков, вечеринки приведений, где кормят протухшей рыбой (этим советского потребителя не удивить), мясом с жирными белыми червями («Броненосец Потемкин»), сыром с душистой зеленой плесенью (дорогой очевидно). Плюс поручкаться в финале с большой змеюкой. Произведение, как мы видим, весьма позитивное.

Ключевым физическим предметом сего творения является Дневник Тома Реддла, обладающий магическими свойствами. Вообще, пагубная привычка писать дневники, в некоторой мере характеризует владельца этого предмета, ибо дневники пишутся с некоей позерской целью, исключительно для того, чтобы его кто-то втихаря читал. Если вы не в состоянии бросить предмет своего вожделения – поищите его дневник. Там вы найдете много такого, что без проблем поможет вам осуществить вашу мечту и навсегда распрощаться со своим возлюбленным(-ной).

Стандартная мысль Волан-де-Морта об ущемлении прав маглов совсем не новая. В «Тайной комнате» лозунги слизеринцев о чистоте крови наконец вытекают в необходимые действия и начинается линчевание ниггеров. То бишь, уничтожение маглов. Разумеется неудачное, ибо Мартин Лютер Кинг, он же Гарри Поттер всегда придет на помощь. Кому, как ни многочисленным посетительницам этого ресурса, известно то, что дискриминация живет и процветает в этом мире. В число убиваемых злобным удавом негроидов попадает наша незабвенная Гермиона, лишний раз подтверждая тот факт, что не форма половых органов, то есть, тьфу, не цвет кожи определяет талант индивидуума.

Чем так велик и неповторим несраненный Гарри Поттер – нам, как всегда, предстоит разобраться самим. Во второй книге обнаружилось, что он умеет шипеть на змеином языке. Сие особенное качество считается редким очевидно только в мире волшебников, ибо среди самых обыкновенных жен это качество является самым обыкновенным. Здесь же шипение вменяется в заслугу, так как никто (кроме мудрейшего Дамблдора, он ведущий в нашей игре) и не подозревал, что этой болезнью Гарри Поттера наградил Волан-де-Морт в период наивысшего близкого экстаза.

Кроме важнейшей темы расовой сегрегации, в книге также затронута тема борьбы двух начал – Гриффиндора и Слизерина, красного и зеленого, змеи и льва, храбрости и хитрости. Тот факт, что Змея – символ мудрости, проигнорирован.Борьба происходит в основном в башке у Гарри Поттера, который должен был пойти учиться на Слизерин. И если Доктор Джекилл и мистер Хайд имеют право на самоопределение, то за него уже все решили.

Гадкая змеюка, согласно одной из магических книг, очень легко воспроизводится на свет, если жаба высиживает куриное яйцо. Предлагаю какой-нибудь Жабе сделку – с меня 2 куриных яйца, с нее –работа. Потомство пополам. Вскользь замечу, что единственное наследство, полученное Гарри Поттером от отца – мантия-невидимка, стоило всех остальных вместе взятых. Убийство змей, освобождение домашних эльфов, спасение влюбленных в тебя Джинни – все это важнее длительного торчания в женском туалете. И не могу не процитировать один из бесподобнейших отрывков

    "Клык, прыгая от счастья, выскочил из дому, понёсся к опушке леса и там задрал ногу у большого клёна."



Ради этого стоило прочитать.


Узник Азкабана.

Сконцентрировавшись на самом счастливом воспоминании по Гарри Поттеру, попытался изобразить это волшебство сам. Вспомнилась абсолютная чепуха, из конца неволшебной палочки вырвалось лишь маленькое облачко, что впрочем и хорошо - хуже если бы это было вполне сформировавшееся чудовище.

Для тех, кто не в теме, - машем волшебной палочкой и вспоминаем самое счастливое, что было в жизни. Нет палочки - сойдет карандаш, пенис или высушенный мозг мужа. У Гарри Поттера этот позитивный образ - образ Патронуса, приобретает форму Оленя. В том, что Гарри Поттер - Олень - ни разу и не сомневался. Вообще, все книги о Гарри Поттере построены по одной и той же схеме. Выглядит это примерно так

1. Родственники Гарри - уроды, мучают мальчика.
2. Еще Не-Такой-Как-Все Гарри (почти Сам-Знаешь-Кто) едет на вокзал и вот он теперь самый обыкновенный. В поезде он ест, ибо его месяц не кормили.
3. Гарри учится в школе весь год, чтобы мы окончательно поверили, что он самый обыкновенный.
4. Назревает Событие, которого мы так долго ждали. Не зря же купили эту книжку.
5. Подвиг Гарри Поттера.
6. Гарри лежит в больничке, но долг свой выполнил. Иногда с ним за компанию в больнице лежат и его друзья.
7. К нему приходит Дамблдор, успокаивает и в качестве компенсации предоставляет какую-то мелочь в виде победы на школьных мероприятиях.

Порадовала старая мошенница Трелони, преподаватель прорицания, которая лишний раз подтвердила своими разглагольствованиями по поводу человеческой духовности, тот факт, что на духовность уповают те, у кого ничего другого нет. В человеческую духовность приходится верить на слово, ибо только вскрытие покажет - говорил ли он по поводу себя правду.

Третья книга более взрослая, ибо очертания добра и зла приобретают размывчатую форму. Здесь мы узнаем, что бывают хорошие оборотни, дурные привычки у хороших полувеликанов, хорошие Снегги, плохие безобидные домашние крысы, плохие дементоры на работе у хороших волшебников. Граней много и они переливаются. У повзрослевших уже читателей появляется возможность расставлять приоритеты самим. Это ценно. Спасение ни в чем не повинных животных - это вообще первый героический поступок Гарри Поттера. Не во имя спасения человечества. Правда, он сам сомневается в конце повествования - а сделал ли он что-то полезное в принципе. Понятно, что 2 жалкие жизни гиппогрифа и Сириуса - это для Гарри Поттера не размах.

Отношения Рона и Гермионы - есть очередное подтверждение о невозможности дружбы между мужчиной и женщиной. Зов природы обязателен для всех и было бы кощунством автору ни сделать на этом акцент. Поэтому первые заигрывания Рона с Гермионой и Гарри с Чжоу - это уже сформировавшиеся перспективные отношения в будущем.

Основная же мысль третьей книги о том, что зло повсюду, но добро его все равно убьет. Потому что это сказка.


Кубок огня.

Четвертая часть выглядит наиболее интересно, благодаря Турниру Трех Волшебников, более толстому объему и долгожданному воскрешению Волан-де-Морта.

Первый трупак,  перечеркивающий радужность и детскость серии, на фоне нереальных событий, тем не менее, окрашен в череду новых и интересных происшествий. Хотя, чисто эстетически, заблаговременная смерть Паттинсона многих бы порадовала. Не было бы уже всяких Сумерек и исковерканных Жоржей Дюруа.

Трясущийся и плачущий Берти Крауч-младший, отправленный в Азкабан, на деле оказывается маниакально преданным и лучшим слугой Волан-де-Морта. Длительная процедура с последующим его внедрением в Хогвартс под личиной Грозного Глаза Грюма – только начальный этап в хитроумно разработанном маразматическом и нелогичном плане Волан-де-Морта по заманиванию Гарри Поттера к Кубку Огня, который на деле оказывается телепортом. Ни к чему было целый год страдать, зачем-то обучать юных волшебников Защите от Темных Искусств, делать много полезного для школы и Гарри Поттера, потому что сей портал можно было организовать как-то гораздо проще, быстрее и доступнее. Но тогда бы не было вообще «Гарри Поттера и кубка огня».

Бедный Волан-де-Морт согласен долго и нудно ждать окончания турнира в теле маленького уродца в то время, пока Гарри Поттер по привычке покрывает себя и свои деяния вечной славой.

Внешний вид Виктора Крама и странная для болгарина фамилия ставят под сомнение политкорректность Роулинг. Постоянно краснеющая Чжоу тоже вероятно представляет особый вид китаянки (краснеют ли китайцы в принципе?) или таким образом подчеркивается накал страстей. Дети вступили в опасную пору 14-летия, когда уже возможны замужества, сопряженные исключительными обстоятельствами.
Святочный бал, как первая дискотека, с выбором партнера противоположного пола приводят в экстаз маленьких читательниц с вопросами «Кого же все-таки пригласит очкастый Гарри» или «В каком платье пришла Гермиона». К этому моменту уже настолько глубоко внедрился в поры кожи процесс срастания с сериалом, что поневоле уже сам начинаешь выбирать партнеров. Я бы выбрал венгерскую хвосторогу.

На ум мне пришло, как всегда, нечто несколько отдаленное от конкретного повествования, поэтому закончу парой собственных наблюдений на фоне 4-х прочитанных по недоброй воле книг.

1. Мать Гарри Поттера, как известно, пожертвовала собой и дала защиту Гарри Поттеру с помощью древней магии Жертвы. Можно ли утверждать, что она уже заранее была к этому готова, но почему-то не поделилась своими мыслями с мужем. Мог ли отец Гарри Поттера проделать нечто подобное чуть ранее и тем самым избежать ненужной жертвы матери?
2. Мир волшебников, как известно, больше приближен к знанию загробной жизни – для чего в таком случае вообще всякие крестражи, Дары Смерти и т.д., если у них налицо присутствие потустороннего мира?
3. Так как все мы тоже маглы – должны ли мы понимать, что Гарри Поттер спас и конкретно нас?

Рон и Гермиона – «если женщина с тобой – занят вечною борьбой».


Орден Феникса.

Этот толстенький труд, которые многие считают длинным и нудным, содержит в себе множество всякого. Он многогранен, более глубок, в нем лучше раскрываются образы героев.

Вывод, к которому я пришел в одночасье - Главные герои поттерианы – семья его тетки. Если бы не они, то Гарри Поттеру, росшему среди нормальных людей, никогда не сохранить такой паталогической любви к родителям. Родителям, которых он по существу никогда не видел.

На фоне вновь вскрывшихся фактов можно с уверенностью определить, что Снегг – лучший врун. Дом Мраксов чем-то неуловимо напоминает Дом Хитклифа. Держать Трелони в школе из-за пророчества разумно, но непедагогично. Страшусь представить – что именно наколдовал себе папа Хагрида, чтобы стало возможным его зачатие. Для любви нет преград в данном случае.

Не перестает радовать Гермиона. Она не только самая умная (что множество раз подтверждено), самая хитрая (обманула Амбридж), но и единственная из неразлучной троицы типа разбирается в межполовых отношениях, учит Гарри как себя вести с Чжоу, вообще позиционирует женскую половину человечества.

Подобной всесторонней и непотопляемой личности в поттериане нет, если только Дамблдор. Роулинг это тоже заметила и побыстрее навесила на него ярлык гомосексуалиста, дабы подчеркнуть мужское несовершенство. Этим авторша отплатила всем мужчинам, которые не понимали всего ее величия вплоть до момента, когда она стала известной писательницей.

В общем и целом – мы имеем перед собой некий квест, где злобный Волан-де-Морт имеет 7 жизней, но противостоит ему не убиваемый Гарри Поттер.

Вообще непонятно – чего такого ужасного в Волан-де-Морте, который просто не хотел умирать и старался сделать этот мир миром для избранных. В современном мире подобные стремления тривиальны. Древнейшее семейство Блэков – чистота крови навек. Напоминает семейство высших чиновников.


Принц-полукровка.



Чтобы там ни писали о том, что третья часть самая лучшая, а шестая самая худшая – я по-прежнему считаю, что с шестой начинается уже самый настоящий, реальный, недетский Гарри Поттер. Мы уже пережили все ужасы начавшихся смертей, представили размеры и качество необъятной фантазии Джоанны Роулинг и продрались сквозь занудство 5-й части. И действительно, кому 5-я часть пришлась по душе, тот уже смело может считать себя фанатом. А может «Принц-полукровка» был, с моей стороны, больше ожидаем, так как до этого я не читал Гарри Поттера и прочитал сразу пять книг разом («Дары смерти» я купил на английском и долго мучился). А может, потому что книга была зеленая.

Рон, жрущий гренки с тарелки Гарри, Гермиона, прыгающая в ожидании совы с результатами экзаменов, - все это уже родное, ты уже где-то там сам сидишь, в Норе Уизли, хотя это место мне никогда не нравилось, ибо многодетные добрые семьи – это не мой профиль. И вообще, эта парочка «Гарри Поттер – Джинни Уизли» вызывает некое скрытое отвращение. «Рон – Гермиона» намного интереснее, представляется сразу бледный Рон, понукаемый злобной женой. Межполовые игры этой парочки и сейчас занимают львиную долю шестой книги.

Наибольший интерес вызывает история развития такой личности как Лорд Волан-де-Морт. Благодаря его личному летописцу, Дамблдору, у нас появляется возможность наблюдать формирование Тома Реддла и еще раз убедиться – насколько важны в нашей жизни разные, казалось бы, мелочи. Сколь точно и содержательно выражена вся сущность нашей жизни в деталях, если, подобно Шерлоку Холмсу, по одной капле воды можно сделать выводы о существовании мирового океана.

Радуют наконец-то успехи Гарри Поттера в зельеварении, причем именно такие, достигнутые с помощью чужих заметок на полях. Да и вообще – все эти занудства в виде школьных выборов предметов, оценок на экзаменах, бюрократических игр министерств. Несомненное разнообразие вносит личность профессора Слизнорта, а неоднозначное отношение к Драко Малфою становится более ярким и раздираемым противоречиями.

По мере того, как росла популярность Джоанны Роулинг, примерно также Гарри Поттер превращался в уставшую звезду. Толпы поклонниц, желающих написать его биографию волшебников, просто зевак. Все это в какой-то мере было, но нужно отдать должное Поттеру, который заморочен только одним – выполнить возложенную на него миссию.

С Днем Рождения Гарри Поттера, то бишь Джоанну Роулинг. Что бы там не писали, а это шедевр, да еще и созданный на наших глазах.


Дары смерти.



Становится в очередной раз грустно за современников, ибо никто из молодых волшебников не достиг особых высот. Как и современная российская проза. Труда «Гарри Поттер» Джоанны Роулинг это не касается, ибо он стал классикой жанра буквально на глазах.

Четверка бузотеров во главе с Джеймсом Поттером создала Карту Мародеров и сделалась анимагами. Волан-де-Морт открыл Тайную Комнату, нашел утерянную диадему Кандиды Коктевран, придумал способ дальше всех пройти по стезе бессмертия. Дамблдор вообще был великим волшебником современности, прославившимся в алхимии, использовании драконьей крови и тому подобное. А по словам бессменного экзаменатора Хогвартс Мэрчбэнкс «что он вытворял своей палочкой! Я такого в жизни не видывала». Даже Снегг преуспел на поприще зельеварения и придумал кучу собственных заклинаний. Никаких подобных свершений (за исключением близнецов Уизли, чьи достижения весьма сомнительны) мы не наблюдаем со стороны Гарри Поттера и его поколения.

Трио «Гарри – Гермоина – Рон». Основную работу в этой тройке выполняет Гермиона, подобно женщине из семьи ортодоксальных евреев. Она ходячая энциклопедия, хозяйственный блок (причем все вещи таскает буквально на своем горбу), генератор идей и их же исполнитель. Гарри Поттер – он Главный. Начальник, основная заслуга которого в том, что он обладает противоестественной связью с врагом, ну и, как правило, формирует глобальную итоговую идею. На фоне ежедневной пахоты Гермионы это выглядит практически издевательством. Все несколько сглаживается тем, что, компенсируя недостаток ума отмороженной храбростью, Гарри постоянно везде лезет, из-за чего половину времени лежит в больнице и ни у кого не поворачивается язык его критиковать. Напротив, он постоянно получает благодарности за спасение преимущественно Уизли от самих Уизли, все беды которых начались в аккурат после того, как они с Гарри Поттером познакомились. Но есть же еще Рон. В этой тройке он используется в основном в качестве обозной девки, исключительно ради развлечения. Разряжает атмосферу (или наоборот, нагнетает ее), мелькает перед глазами Гермионы, вызывая у нее недвусмысленные желания. Рон – генератор эмоций и энергии.

Вообще, о поттериане можно писать сколько угодно, но последняя книга – это реальный шедевр, можно читать, перечитывать и умолять Роулинг, чтобы она не писала больше всяких «Счастливых вакансий».