Скифский рассказ Геродота

Иван Валерьев
Уже в древности «Историю» Геродота, одни относили к самым замечательным произведениям историографии, другие беспощадно критиковали. Аристотель, например, в своей «Поэтике», приводит в пример Геродота, считая его, очевидно, наиболее выдающимся историком. Причиной были не только его научные заслуги, но и блестящий талант рассказчика, мастера художественной прозы, сумевшего из самых разнообразных материалов создать яркое и цельное по своему характеру произведение.


 Среди недоброжелателей, особенно ожесточенным противником  «отца истории» был Ктесий. В своей «Персидской истории» он изо всех сил старался изобличить Геродота в лживости. О геродотовском описании Египта, как переполненном выдумками и баснями, критически отзывался Диодор (I, 69), оттенок недоброжелательности заметен и у Страбона (XI, 6, 3). Но самые резкие выпады против Геродота, обвинения в том, что он был несправедливым и низким человеком, мы находим в специально написанном для этой цели трактате Плутарха «О злонравии Геродота».


По поводу критики труда Геродота британский археолог и историк Древней Греции Майрс (1869-1954), писал: «Два поколения тому назад ученые утверждали, исходя из упущений и ошибок Геродота, что в основе его информации лежат сплетни и слухи, а также сочинения других путешественников. Его обычное умолчание об источниках, откуда он черпал информацию, объяснялось как умышленный плагиат. Было сделано заключение на основании все тех же ошибок, что он не посетил тех мест, которые он описывает, и не видел тех объектов, о которых он упоминает. Это было, может быть, неизбежной стадией критического изучения, не зависевшей от позиции отдельных ученых. За этим последовало более тщательное изучение самого текста сочинения Геродота, обстоятельств его возникновения, личности автора; как ее можно представить на основании его труда. Итогом было полное восстановление доброго имени Геродота как правдивого и добросовестного автора и исследователя, признание тех трудностей, которые перед ним стояли. Был принят методически верный принцип различения материалов источников Геродота в зависимости от их качества — дурных и хороших, предвзятых и непредвзятых, исследована манера использования их автором с целью выяснения особенностей исследовательского метода Геродота. Информация, им представляемая, рассматривается теперь в качестве такой, какую мыслящий и наблюдательный человек его эпохи и воспитания мог по зрелом размышлении на основании собственных наблюдений и по полученным от других сведениям счесть правдивой. Организация всего этого материала, изложение и интерпретация событий большого значения была его собственной».


Описание Скифии, содержащееся в четвертой книге «Истории» Геродота, является основным источником для древнейшей истории народов, обитавших в бассейне Северного Причерноморья. Как замечает Сартон(1884 – 1956), один из авторов истории наук в древности, оно так же важно, как «Германия» Тацита для истории древних германцев. Картина расселения скифских племен, их обычаи и общественный строй, одежда и способы передвижения — все, рассказанное Геродотом, в основном подтверждается археологическими исследованиями указанного района, содержимым скифских курганов, памятниками изобразительного искусства.


Главным источником информации о Скифии для автора были его личные наблюдения, сделанные им при посещении Ольвии, а также рассказы местных жителей — как скифов, так и греков. Последние археологические раскопки в Ольвии показали, что описание города, сделанное «отцом истории», в основных чертах соответствует действительности.


Зачем вообще Геродоту понадобилось путешествие в Скифию? На этот вопрос, известный советский ученый академик Б.А.Рыбаков, отвечает следующим образом: «Что касается цели путешествия Геродота, то мы с полным основанием можем высказать предположение, что он предпринял поездку ради сбора сведений о фракийско-скифском походе Дария Гистаспа в 512 г. Вся информация, собранная им, расценивает события не с персидской, а со скифской точки зрения и могла основываться на рассказах самих скифов (эпические легенды) или местных, причерноморских эллинов. Замыслом Геродота могло быть путешествие по следам Дария от Боспора Фракийского до Меотиды».


Существенная особенность «Скифского рассказа» Геродота заключается в его большой оригинальности и художественной цельности, что затрудняет порой суждение не только о происхождении тех или иных сведений, но и порой стирает границу между фантастическим и реальным.
Геродот ввиду специфического интереса к «скифскому вопросу» в современной ему Элладе посвятил описанию Скифии значительную часть кн. IV своей «Истории».


В  описании Скифии и северных стран вообще, Геродот пользовался разнородными и разноречивыми источниками. Помимо ионийской карты и «Землеописания» Гекатея (Гекатей, сын Гегесандра из Милета, жил во времена Дария, царствовавшего после Камбиса, в одно время с Дионисием Милетским, 520—516 гг. до н. э., историограф), которые у него всегда были перед глазами, ему известна была, вероятно, в первоисточнике периэгеса, связываемая иногда с именем Дионисия Милетского (Дионисий Милетский – греческий логограф V в. до Р.Х., автор несохранившихся сочинений: «Персидская история» в 5 книгах, «Троянская история» в 3 книгах и «Описание Земли), содержавшая описание сухого пути из Скифии в закаспийские страны и положенная в основу мифической периэгесы Аримаспеи Пс. Аристея (Аристей из Проконнеса ок. VII в. до н. э. — древнегреческий поэт, путешественник). Поэма эта была также непосредственно и хорошо известна Геродоту и в достаточной степени повлияла на его представления о Скифии и о ее исторических судьбах. Подобно Гекатею, Геродот использовал легендарный материал весьма широко, черпая его не только из Аримаспеи, но и из храмовых легенд: делосских, малоазийских, вероятно также и местных причерноморских, слышанных им в Ольвии или от боспорских греков.
Общие представления Геродота о Скифии существенно отличаются от гекатеевых. Гекатей причислял к скифским все народности Северо-Восточной Европы и Северной Азии, а также Кавказа. Геродот же ограничивает Скифию весьма тесными рамками как с запада и востока, так и с севера. Скифская земля, по его словам, простирается от нижнего течения р. Истра и его притока Тиаранта на западе, до р. Танаиса на востоке. На север же Скифия, имеющая, форму квадрата, простирается на 20 дней пути (IV, 101). На севере за скифской землей в направлении с запада на восток простираются земли невров, андрофагов, меланхленов, будинов. На востоке со скифами граничат родственные им савроматы и меоты, а на юге в Таврике - тавры, которых Геродот также строго отличает от скифов.


На чем основывается проводимое Геродотом разделение северочерноморских племен на скифские и нескифские, ясным становится далеко не сразу, ввиду чрезвычайной непоследовательности этого разделения. Так, савроматов, говорящих, по его словам, на скифском языке (IV, 117), он не считает скифами ввиду их смешанного происхождения от скифских юношей и амазонок. Остальные пограничные и названные выше племена имеют скифские обычаи и говорят, видимо, в большинстве случаев на скифском языке. Это прямо засвидетельствовано для будинов (IV, 108), в отношении же остальных племен вопрос о языке Геродот обходит молчанием и лишь об андрофагах говорит определенно, что они изъясняются на особом, нескифском языке. Из чего, во всяком случае, ясно, что Геродот руководствовался вовсе не этническим признаком для выделения скифских племен из числа нескифских, а также не культурно-бытовым.


В своем повествовании Геродот как бы подчеркнуто, старается представить скифов объединенными под властью царей, происходящих из племени «царских скифов», остальных скифов считающих своими рабами и специально настаивает, при изложении легенд о происхождении скифов, на существовании у них общих предков, равно как и общих религиозных установлений и общего, для всех скифов пантеона богов.


Костяком геродотовой Скифии является сеть рек, русла которых и имена он, несомненно, имел перед глазами, начертанными на древнеионийской карте. На западе Скифии Геродот называет пять северных притоков Истра: Порат, Тиарант, Арар, Напарис и Ордесс (IV, 48). В следующих строках Геродот поясняет, что Арар, Напарис и Ордесс впадают в Истр между Поратом и Тиарантом.
Реки для Геродота, как было сказано, служили главным географическим ориентиром и границами материков, стран и отдельных племен. Называемые и описываемые им скифские племена Геродот распределяет преимущественно между перечисленными выше реками, пользуясь для этого, очевидно, также и картой, на которой племенные наименования значились наряду с наименованиями рек. При описании племен Геродот использует, помимо чисто географических данных, обильный этнографический и мифологический материал. То обстоятельство, что некоторые социальные или бытовые черты в достаточно стереотипной форме повторяются в отношении нескольких племен, свидетельствует о способах обработки им этого материала. Так, обычай поедания умерших родителей вместе с мясом домашних животных рассказывается применительно к массагетам и исседонам (I, 216; IV, 26); справедливость и приоритет в священно судебных делах среди соседей приписывается исседонам, энареям и аргиппеям; счастливой и беззаботной жизнью отличаются массагеты и исседоны.
Другие же черты социально-бытового характера, вроде упомянутых погребальных обрядов, свободы брачных отношений и равноправия полов, Геродот, видимо, также черпал из какого-то источника, где подобные обычаи приписывались скифам вообще и затем на основании своих соображений приписывал их тем или иным племенам. Это подтверждается как будто бы его замечанием о том, что общность жен, приписываемая эллинами скифам вообще, в действительности свойственна лишь быту массагетов.


Описание Скифии Геродот начинает с того места ее, которое он видел собственными глазами, а именно из Ольвии, от устья рек Гипаниса и Борисфена; пункт этот он называет "срединным местом Скифии", считая, что Ольвия находится посредине между устьем Днепра и Керченским проливом (IV, 17). Следует, впрочем, иметь в виду, что Геродот присоединяет к Скифии также некоторое пространство к югу от устья р. Истра (IV, 99), относя к ней, видимо, и ту область, которая у позднейших авторов получила наименование «Малой Скифии». 
К северу от ализонов Геродот помещает племя скифов-пахарей, а по другую сторону Днепра, к востоку на три дня пути, скифов-земледельцев, носивших также у местных греков наименование борисфенитов. Эти земледельцы-борисфениты жили вдоль левого берега Днепра на 11 дней пути.
Степные пространства к востоку от скифов-земледельцев до р. Танаиса Геродот делит между скифами-кочевниками и царскими скифами; границей между ними является р. Герр.
Что касается скифов царских, то это наименование необходимо, прежде всего, сопоставить с царскими сарматами Страбона.
Подобное обозначение, как выясняется из данного сопоставления, прилагалось к тому племени, вожди которого держали в своих руках военную власть от имени всего племенного союза.


Рассмотренными именами исчерпывается у Геродота перечисление племен, населяющих Скифию.


 Здесь уместно будет привести рассказ Геродота о происхождении скифов(книга IV).
"…5. По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший — Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.
6. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, т. е. царскими. Эллины же зовут их скифами…"


Как бы то ни было, анализ племенных наименований, фигурирующих в первом варианте легенды о происхождении скифов, рассказанной Геродотом (IV, 5), показывает, что легенда эта сложилась в прикавказских областях, символизируя собой попытку произвести от общего корня названные выше племена, потребность, в чем могла появиться лишь в результате объединения этих племен в политический и религиозный союз. Вариант той же легенды передает Диодор (II, 43), у которого сыновьями первого человека и царя - Скифа - объявляются Пал и Нап. Эти имена сопоставляются с упомянутыми Плинием племенными наименованиями палеев и напеев, также упомянутых дважды: в гл. 21-22 кн. VI «Естественной истории» они фигурируют в области Кавказа под именем напры, напей и при этом сообщается, что авхаты и атарнеи истребили танаитов и напеев.


Сам Геродот считает скифов пришельцами с востока, потесненными массагетами (IV, 11) и потеснившими в свою очередь киммерийцев, которые из-за этого принуждены были удалиться в Малую Азию.
Киммерийцев же Геродот склонен считать автохтонным населением Восточной Европы, в частности Боспора Киммерийского.
Так, говоря о скифском походе в Азию, он имеет в виду, несомненно, киммерийский поход. Чувствуя это и сам, он объясняет появление скифов в Азии преследованием ими киммерийцев.


Двадцативосьмилетняя дата господства скифов в Азии (I, 106) также скорее всего должна быть отнесена к киммерийской хронологии. А скифов, дошедших, по словам Геродота, до Сирии (I, 105), хроника Набонида (Набонид — последний царь Нововавилонского царства 556 — 539 года до н. э., из X Нововавилонской (халдейской) династии) называет киммерийцами. Легенду, передаваемую Геродотом, о гибели скифов на пиру, устроенном для них Киаксаром (I, 106), Страбон (Страбон. География в 17 книгах. Перев. Г.А. Стратановского. Д., 1964. XI, 8, 4) в слегка измененном виде рассказывает о саках, совершавших, подобно киммерийцам и трерам, походы и в Переднюю Азию и в Каппадокию, где их после произведенного ими грабежа и пира истребили персидские полководцы.



Такова грандиозная по своим средствам и материалу картина древней Скифии и прилегающих к ней северных стран, начертанная Геродотом. До сих пор его скифский рассказ является наиболее содержательным источником о северных странах. Интенсивные археологические исследования на территории древней Скифии оживили и подтвердили рассказ Геродота богатейшими данными из области материального быта и искусства скифов.











Литература:



1.Геродот. История. Серия: Историческая библиотека, АСТ Москва(2007 г.).

2.Плиний Старший. Естественная история // Античная
география, М.: Гос. Изд-во геогр. лит., 1953. Перевод Н. М. Подземской.

3.Страбон. География в 17 книгах. Перев. Г.А. Стратановского. Д., 1964.

4. Л. А. Ельницкий. Знания древних о северных странах. – М.: Гос. изд-во географической литературы, 1961.

5. А.А. Нейхардт. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. Л.: 1982. 240 с.

6. А.И. Доватур, Д.П. Каллистов, И.А. Шишова. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. М.: 1982. 456 с.

7. Б. А. Рыбаков. Геродотова Скифия. М., Издательство «Наука», 1979. — 242 с.