Бакуриани

Валентина Достигаева
            Летний отдых у меня ассоциировался с морем. Инерция мышления весьма сильна, а потому   другой вид отдыха   казался нереальным. Обычно приезжаешь на давно насиженное место, где-то в Кобулетти или в Уреки и начинаешь отдыхать. Плавать, загорать, а вечер проводить в кафешке с  перечнем знакомых песен, исполняемых далеко не лучшими музыкантами,-   незатейивый перечень морских увеселений.
С легкой руки Михаила Айдинова  и при поддержке Валерия Сварчука группа в25 человек отправляется в Бакуриани. За плечами у каждого большая, интересная жизнь.
Марья Петровна, к примеру, прошла связистом по дорогам войны и окончила войну в Праге. Замечательный теплый человек! И таких в группе большинство.

  Боржомское ущелье.
Описать эту дивную красоту невозможно, ее нужно видеть Повезло, конечно же, повезло   в разгар лета, когда зной плавит асфальт и нечем дышать, попасть в благословенную прохладу Бакуриани . Это старейший горнолыжный курорт Кавказа. 
 Чистейший воздух высокогорий, напоенный ароматом хвойных лесов, захватывающие виды на искрящиеся вершины и ущелья.
 Несмотря на то, что расположен  курорт на высоте свыше 1700 метров над уровнем моря, вся группа чувствует себя отлично. За нами зорко наблюдает врач, группа далеко не молодежная, можно сказать «первые пионеры». Городок расположен на живописном северном склоне Триалетского хребта,   с прекрасной флорой и фауной и считается самым лучшим горнолыжным курортов в Грузии.  И вместе с тем это  признанный семейный курорт: здесь можно кататься на коньках, санях и снегоходах, совершать конные прогулки и исследовать окрестности, благо достопримечательностей хоть отбавляй
   Отель «Санта», в который нас поместили, в центре городка. Номера просторные светлые с телевизором и сан узлом. Есть и Интернет, правда слабый, но по Скайпу можно связаться с миром. Дружелюбный, заботливый персонал и хорошая кухня  создают домашнюю, доверительную обстановку.
В один из слишком прохладных вееров, администратор, увидев меня дрожащую, вынес   запасную куртку, чем спас  от неминуемой простуды.

Прогулка по окрестностям.
 Так называемый детский парк, заставляет с первой минуты проникнуться восторженным удивлением.  Пологие склоны невысоких горок, бирюзовая трава  и могучие вековые сосны с мохнатыми лапами. А воздух, так насыщен разнотравьем, что кружится голова!
 
 Экскурсия на Диди вели.
Поднялись на канадке на высшую точку и ахнули! Панорама потрясла своим великолепием. Просторная смотровая площадка оборудована удобными скамейками, где полулежа можно обозревать окрестности, любуясь сказочной красотой гор и вдыхать воздух, наполненный ароматами трав и цветов. Расположились на удобных полукреслах и забыли о времени. Здесь особенно остро переживается красота и сила природы.

 Куда не глянь — со всех сторон окружает   идиллия; тишина, нарушаемая только шумом   или звоном колокольчика на шее мирно пасущихся коров.  Все стараются запечатлеть  чудесные виды на пленку, для фотографов здесь полное раздолье, остальные же просто унесут с собой память о тех незабываемых ощущениях, которые дарит пребывание в таких местах. Удивительные ощущения  переживаешь, стоя на высоте выше 2000м  , окруженный горами.
Расширение горизонта, в прямом и переносном смыслах.  Здесь множество замечательных смотровых площадок, с которых открываются захватывающие дух виды на окружающие просторы. Само пребывание в таких местах   настраивает на философский лад и дает возможность «улететь далеко» в мыслях, побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему голосу или даже соприкоснуться с внутренним безмолвием. Иногда в таких состояниях приходят озарения по поводу своей жизни, что в ней истинно, а что наносное, что стоит поменять, а что оставить. В общем, своеобразная медитация, являющаяся замечательным способом настройки внутреннего мира.
 Развеял идиллию шофер, ожидавший нас внизу на машине. Пришлось возвращаться.   
В Тбилиси  в пешие походы ходит хоть и немаленький, но, все же, ограниченный, круг увлеченных людей определенного склада,  но с каждым годом число любителей растет, и уже на маршрутах Бакуриани можно встретить и   пенсионеров, и семьи с детьми. Для каждого найдется тропа по силам. Туристы  могут  совершать несложные однодневные походы по здешним природным красотам - горам, ущельям, пещерам, горным озёрам и родникам.

Большое количество ягод созревает здесь летом. Мы попали в лучшее время — середина июля,  в этот период и землянику, и чернику можно собирать одновременно. Что может быть лучше, чем   по горной тропе среди красивейших хвойных лесов, собирать по обочинам спелые вкусные ягоды и тут же их есть, запивая водой из горных ручьев ?! 

Спуски на лыжах здесь осуществляются на трассах "Кохта-1" и "Кохта-2", распложенных на одноимённой горе. Собственно, две эти большие трассы и образуют курорт Бакуриани. 
   
 Отдых в Бакуриани можно назвать это «фитнесом с удовольствием»., ведь за всеми этими «развлечениями» и путешествиями активно тренируется тело и очищается душа.
Да,    можно устать, где-то может настигнуть разочарование от собственной слабости. Но, вернувшись назад домой, вы, скорее всего, обнаружите, что это был самый насыщенный ваш отдых, тело пришло в замечательный тонус, на душе легко и вы полны сил, энергии и идей для новых жизненных свершений.
Для тех, кто не любит (или не может в силу особенностей здоровья) напрягаться, карабкаясь вверх,   работает часть горнолыжных подъемников, которые помогут забраться в те места, в которые своими силами порой не дойти. Соответственно, при желании,   можно выбирать   те маршруты, где идет спуск вниз, не тратя много сил на преодоление высоты, а только наслаждаясь прогулкой.    Впрочем, совершенно необязательно, сломя голову скакать каждый день по горам и долинам, сменяя по нескольку видов деятельности за день.  Иногда  нужно, замедлиться.
  Приятно посидеть на террасе гостиницы с любимой книжкой в руках, попивая кофе, любуясь окружающим пейзажем и вдыхая чистейший горный воздух. Конечно, можно отправиться в Вардзию, скальный город, где сохранилось изображение царицы Тамары,  или  посетить живописное село Даба, в котором имеется небольшая древняя часовня, построенная прямо в пещере. Но я предпочитаю неспешно побродить по улочкам, прикупить сувениров, на длительное перемещение у меня нет соответствующей экипировки.
Непогода располагает к рассказам о себе, и я узнаю интересные истории жизни моих соседок по номеру и других членов нашей группы.
 
 
 Катя
Держится гордо, подчеркнуто независимо, давая понять окружающим о важности своей особы. Как-будто готовится к неожиданному подвоху со стороны окружающих.
 Высокая, тощая со странным лихорадочным блеском в глазах. Всегда готова к отпору.
Мы с Алей старались быть с нею максимально вежливыми.  Она оттаивала и    рассказывала о себе.
Становилось понятно, откуда такой характер.
Родилась в Сталинграде в семье инженеров, истинных коммунистов, беззаветно преданных делу коммунистической партии. Работали без выходных, круглосуточно. Родине требовался металл. Жили впроголодь, ребенок рос неухоженным, полуголодным, и маленькую Катю родители вынуждены были  отдать в приют,   в надежде, что девочке там будет лучше.    Многие заводчане   отдавали детей в дома малюток. Молодая республика  нуждалась в ненормированном рабочем дне. Все силы коммунисты, по примеру Павки Корчагина, отдавали  скорейшему восстановлению народного хозяйства.

 Началась война. Сталинградский обком партии   поручает  отцу Кати срочную эвакуацию завода. Родители уверены, что приют уже эвакуирован, но не имеют времени навестить ребенка. Тут до них доходит известие,  - немцы отправили приют эшелонами в концлагерь.
Катя не помнит, не знает, как, но матери удалось упросить командира партизанского отряда, отбить эшелон с несчастными детьми.
Многие   погибли от голода и болезней, среди полуживых детей мать узнала Катю по шапочке, и привезла вшивую,  больную девочку домой.
Где-то в 47году, по приказу Берия отца, специалиста-металлурга с семьей  переводят в г.Рустави, на строительство металлургического завода.   
 Партия скажет, коммунист сделает.
 Весь свой опыт, знания и здоровье были положены на строительство завода, построенного по последнему слову техники. И сталь пошла, обеспечивая достаток и благополучие небольшому городку.
Девочка росла, проходя все положенные этапы – пионерка, комсомолка, а после окончания института, член КПСС. Жизнь обещала быть благополучной, но …

При Звиаде все рухнуло.
Огромный завод стали растаскивать по частям, распиливали станки и увозили, как лом в Турцию. Так создавался капитал наиболее отчаянных бандитов.
Отец, видя что творится с его любимым детищем умирает от инфаркта .
Наступили страшные 90-ые годы. Катя берется за любую работу: моет подъезды, убирает в квартирах, а, когда нет и этого,  роется в мусорке, сдает бутылки.
И постоянно натыкается на злые реплики «патриотов»
-Езжайте в свою Россию, хватит, погостили!
Однажды неизвестные пытались ограбить ее на улице. Убедившись, что денег нет, избили и убежали. Катя долго лежала в больнице, врачи опасались за ее жизнь, но она выжила.
В 95ом умирает мать, единственный родной человек в ставшем чужим городе.
Денег на похороны нет . Могильщики запрашивают непомерно высокую плату. Убитая горем и обессиленная постоянным недоеданием женщина отправляется на место работы  родителей, с просьбой помочь предать останки земле.
Ее встречают опустевшие коридоры, когда-то шумной, полной забот и хлопот администрации. В кабинете сидел постаревший, с безучастным лицом директор.
На скорбные сетования женщины, он только пожал плечами и сказал
-Ничем не могу помочь, дорогая, сам едва держусь на ногах.
Тогда Катя берет у него лопату, идет на кладбище, и  начинает рыть могилу, руками выбрасывая землю. Могильщики, молча наблюдают за ней, Наконец, не выдерживают и помогают.
В Российском посольстве, узнав ее историю, помогли дать двойное гражданство. Катя связалась с двоюродной сестрой и поехала  навестить.
Приезжает, квартира опечатана. «Любимые» соседи давно мечтавшие избавиться от нелюбимой соседки, написали, куда следует грязную анонимку.
Разгневанная Катя сорвала сургучовую печать, открыла дверь, и не успела передохнуть после утомительной поездки, как ворвались полицейские, надели наручники и повезли в  участок.
Нашему, российскому посольству пришлось приложить немало сил, чтоб ее оставили в покое, но Саакашвили настоял, не давать гражданство Грузии, а только право на жилье и работу.
Теперь она боится людей, ни с кем не общается. Сидит на балконе с биноклем и наблюдает за жизнью в городе
Российское общество «Надежда» с филиалом в Рустави, поддерживает ее,  она время от времени ездит по путевке на курорты, получает пенсию и помощь, как одинокая пенсионерка. И ласково разговаривает сама с собой, примерно так:
-Ну, Катенька, пора вставать, надо бы тебе привести себя в порядок. Накрутиться, надеть красивое платье, покушать!
 И, кажется, она довольна жизнью.

Алевтина.
Когда я приехала к месту сбора группы, Катя и Алевтина были уже там. Мы познакомились и сразу расположились друг к другу. Позже, по приезду, заняли номер на троих.
Уже в маршрутке, сидя рядом, Аля начала разговор на религиозную тему. Вначале  благовествовала о Христе, призывая, стать на путь истинный, чем вызвала однозначное недовольство коммунистки Кати.
Аля осеклась и уже полушепотом продолжала проповедовать мне. Я благосклонно слушала ее проповедь истинного пути, каким идут  христиане-адвентисты, но когда дошло до осуждения Православия, очень спокойно заявила:
Адвентисты, - это секта, насаждаемая и поддерживаемая боссами Америки, дабы подорвать православные устои.
Больше она не проповедовала. Ненадолго замолкла и поменяла тему. Разногласие не испортило наших отношений. Я с удовольствием слушала ее библейские истории и молилась с ней перед принятием пищи.
Родилась она в Ташкенте, очень любила свою Родину, но после землетрясения переехала в Тбилиси, где у мужа был большой дом. Родила двоих детей. Старший рос болезненный со множеством болячек, но  в армию все равно забрали, где он и умер. Младшего посадили в тюрьму за наркотики, им пришлось продать дом, чтоб вызволить сына. Львиная доля ушла адвокату, а на оставшиеся деньги купили двухкомнатную квартиру в Рустави и квартиру в черном каркасе в Тбилиси. Муж умер.
 Сын женился, у них родился мальчик, но отношения с невесткой не сложились, хоть и она служила в их адвентистской церкви. Аля ушла в свой черный каркас, подальше от них и живет одна без света и воды.
На мой, не без иронии заданный вопрос
-Как же при таком благочестии на вашу голову свалилось столько бед?
Лаконично отвечает
-Происки дьявола!


Летчик.
Высокий, с крепкой спортивной фигурой полковник авиации, упал неудачно и сломал руку. Приехал на иномарке сын, хотел увезти, но тот заупрямился. Теперь сидит в  холле и с удовольствием рассказывает о себе и сыне.
Сын работает в Итальянском посольстве, благоустраивает молодежь. Открыл несколько компьютерных центров, курсы по производству ковров, гобеленов. Римский папа сам занимается вопросом экономической помощи и поддержки грузинской молодежи.
А лично Мише, сыну нашего полковника подарил крутую иномарку.
-Все хорошо,  одно огорчает, не женится никак, а уже33года,- сетует папаша.
А так хочется внучат.
Еще рассказывает такой случай:
 Летим на военном самолете. На высоте 6000м, вдруг отказывают все четыре двигателя.
По инструкции, как командир корабля, знаю как поступить, когда отказывает один, два, в крайнем случае, три мотора, но чтоб все четыре, - такого в инструкции нет.
Запрашиваю Землю, молчат, не знают, как поступить. Уже на 3000м получаем приказ - покинуть самолет. Первый покидает штурман, экипаж из 7 человек. Последним выпрыгиваю я на ничтожно малой высоте 900 метров. Лес. Ночь. С трудом находим, друг друга, седьмого нет. Завис на дереве, рация на парашюте, дотянуться не может, орет благим матом.
Кричим
- Брось все, прыгай!
-Боюсь, - отвечает

Раскрыли парашют, прыгнул, но ногу все-таки сломал.
Брели по темному лесу наугад, пока не заметили вдали огонек. Как оказалось, нас уже ждали с накрытым столом.
Военное руководство, по рации нашло близлежащий сельсовет и поручило встретить летчиков по-полной программе.
Бортмеханик-атеист, провозглашая тост, прочувственно добавил
- Спасибо, Господи, что сохранил нам жизнь!
 Все ахнули от неожиданности.


Самый интересный член нашей группы армянский писатель из Ахалкалаки – Михаил Вартанович Ктоян.
Общительный, дружелюбный, напичканный всякими интересными историями, он в первый же вечер пригласил нас в гости, угощал московскими конфетами и демонстрировал последнюю, только что из типографии книгу.
Всего им написано десять томов, в разном жанре. К сожалению, оценить его эпистолярный стиль, мы  не в состоянии, книги не переведены на русский язык.
За долгую, полную приключений жизнь, он сменил массу профессий, что послужило богатым материалом для творчества
D 1942 в связи с демобилизацией сотрудников газеты, его ученика 10 класса отличника назначают литработником .  На его робкий отказ, последовало
-Научим!
Через три месяца назначили председателем радиокомитета района.
В 43, несмотря на бронь, ушел в армию, прошел обучение  в стрелково- минометном училище, но получить звание лейтенанта помешала болезнь, и его демобилизовали как негодного к строевой службе.
На медицинских документах в военном госпитале генерал поставил резолюцию
«Использовать по месту жительство военруком в школе».
Так началась его трудовая деятельность.
В 46 оду назначили инспектором в Роно(районное отделение народного образования)
Через год зав отделом культурно-просветительной работы района. Сюда входили клубы библиотеки, дом культуры, и даже избы-читальни.

В 56г директор дворца пионеров, и по совместительству в доме офицеров художником.
 
В 62г директор межшкольной учебно-производственной мастерской, где старшеклассники проходили практику на базе этой мастерской, он организовал два цеха: деревообрабатывающий, для мальчиков, и цех кройки и шитья для девочек.
Получал из базы министерства просвещения полуфабрикаты, и отправлял готовую продукцию для сбыта. И за это платил ученикам деньги.
Все ученики, получившие образование у Михаила до сих пор работают по специальности.

В 66году основал краеведческий музей и стал первым директором.
В заброшенной крепости, им были найдены пушки Паскевича со времен русско-турецкой войны 1828г,  прогнившие и заржавевшие.  С помощью друзей привел их в надлежащий вид и установил перед зданием музея.
С этими пушками была связана история великой победы России.

Генерал Паскевич послал делегацию к туркам с тем, чтобы во избежание кровопролития они сдались. Турки в ответ повесили руководителя делегации Обухова, а остальных отпустили,   
- Скажите вашему начальству, что пока каждый аскар (солдат) не убьет десять русских собак, не сдается.
 Генерал разозлился, приказал окружить крепость, никого не выпускать и не впускать. Прорыл дорогу на гору Тавшанка, находящуюся южнее крепости и установил там пушки.
И на восточной и западной части от крепости.
23июня 1828 года начался штурм крепости. Обстрел длился шесть часов, потом начался штурм, и крепость была взята. Не осталось живых аскеров, и только несколько человек, забившихся в щелях, были милостиво отпущены на свободу.

Первый секретарь райкома со свитой посетил краеведческий музей , и, увидев знаменитые пушки, заявил
- Мы не можем выполнить план по металлолому, а тут этот хлам стоит.
И как не убеждал его Михаил, что это историческая ценность, секретарь заявил
- Не знаю никакого Паскевича.
На следующий день пришел грузовик и отвез их на базу металлолом.

 
В 70 году назначили директором средней школы, теперь он директор в четырех местах одновременно. Это продлилось два года.
В 72 году рассматривалось письмо о коррупции, Гиппократ Амбросьевич Шеварднадзе, брат Эдуарда Шеварднадзе, прекрасно знавший Михаила позвонил первому секретарю Ахалкалакского райкома партии и сказал
-Не мешайте Михаилу Ктоянну. Он сам наберет коллектив работников для профтехучилища.
Первый секретарь вызвал Ктояна и попросил тщательно подбирать кадры. Михаил обещал.
Был у него   знакомый, просидевший 2года в тюрьме за убийство.  Отомстил за смерть своего брата.
Михаил хоть и был предупрежден, что человека с таким прошлым нельзя брать на работу, да красавица жена умолила взять его.  Не устоял Михаил перед ее чарами. И взял завхозом.
Через три месяца в райком  пришла анонимка, где указывался   поступок  Михаила.
Провели экспертизу, и оказалось, что автор тот самый мужчина, которого он принял на работу.  Анонимщик на коленях  умолял, просил прощения. И был прощен.
 Вторая анонимка пришла от сотрудника, и снова авторитет Михаила преобладал над анонимом. После третьей анонимки, написанной все тем же бывшим арестантом,     Михаил уволил  завхоза, а тот через пару дней утопился.
 Анонимки продолжали приходить.
Самое удивительное, - говорит Михаил, все анонимщики умерли не своей смертью!
При всей  любви к Армении, откровенно признает, народ его злопамятен, завистлив и любит писать анонимки.
- От этого все его беды.
Сейчас он отошел от дел, пишет книги, член Союза писателей Армении, окружен любовью родных и близких.


Воскресение, праздник святых Петра и Павла.
Идем в небольшую церквушку на горе. Дорога сказочно живописна, крупные ромашки сплошь покрывают склоны гор, между ними огромные фиолетовые колокольчики и высокие, пышные кусты лимонно-желтого цвета, наименование которых мне неизвестно. Проселочная дорога проходит через лес с вековыми соснами  и пушистыми хвойными елочками.
Вот и небольшая церквушка, судя по всему современная, но очень уютная и прекрасно расписанная.
А самое главное, в ней легко и приятно  молиться!

Накануне отъезда разразилась страшная гроза. Площадь перед отелем побелела от града, а по крышам как пулеметная очередь строчили потоки дождя с градом. Шум стоял невообразимый. Трансляция по телику прекратилась, оставалось сложить вещи и улечься спать.
Прощай, Бакуриани!