16частьТанькино детствоЧетыре времени года. Осень

Сиеккинен-Сумарокова Татьяна
Как быстро пролетело жаркое, весёлое лето, зарядив радостными впечатлениями и положительными эмоциями на целый год. Осеннее солнышко заботливо окутывало мою деревню своим бархатным теплом. Воздух, наполненный ароматом спелых антоновских яблок, слив, груш,  парил над моей Ниновкой.

Для детей наступило самое ответственное время - это начало учебного года.

Доброжелательно распахнулись двери нашей школы. Белоствольные берёзки успели соскучиться и теперь лёгким шелестом  листьев приветливо встречали нас у школы. Перед входом справа и слева живая изгородь из сирени заботливо оберегала ухоженные клумбы с великолепными цветами. Нас ждали светлые чистые классы. Школьный звонок колокольчиком разносился по Ниновке, оповещая о начале занятий. Потекла школьная жизнь по чёткому, выверенному годами, распорядку. Первоклашки готовились к вступлению в октябрята, а  мы, четвероклассники, готовились к вступлению в пионеры.

Односельчане занимались сбором урожая.

- Завтра суббота, все пойдём на остров убирать картошку! - объявила мама за ужином. -  Ермолаевна обещала нам помочь! Бог даст, за день уберём урожай!

Утром бабушка Паша собрала нам незатейливый узелок с продуктами и, аккуратно сложив его в сумочку, добавила:

- Лид, смотрите! Будьте осторожней, не спешите! Если сегодня всё не успеете убрать, то завтра ещё день будет!

С бабушкиным благословением мы отправились убирать урожай.

- Лида, я, как и обещала, пойду с вами, помогу хоть чем-то. - улыбалась Ермолаевна, направляясь к нам.

- Спасибо, Ермолаевна! Гуртом веселее! Справимся! - радовалась мама помощи соседки.

Солнечное сентябрьское утро. Вот она принцесса - золотая осень! Верхушки деревьев слегка покрыты позолотой. От утренней прохлады воздух превратился в хрусталь. Это время тёплых осенних деньков с тонкими паутинками. Бабье лето. Я смотрела в прозрачное синее небо, где стайки птичек тренировались перед перелётом на зимовку в тёплые страны. Природа, устав от буйного роста и пышного цветения,  постепенно готовилась к долгому зимнему сну.

И вот мы на острове. По всему огороду лежали сухие стебли картофельной ботвы.

- Ох, и картошка в этом году! Крупная! Бог дал!  Смотрите, Ермолаевна?! – радовалась мама, выкопав несколько кустов.

- Да, Лида, картошка крупная и чистая! - с доброй улыбкой ответила бабушка Ермолаевна.

- Тань, мы будем выкапывать картошку, а вы с Лёней собирайте вёдрами и в мешки высыпайте. За день управимся с Божией помощью! – распорядилась мама.

И правда, день пролетел быстро! К вечеру мы справились с уборкой урожая. Мама пересчитала мешки, наполненные картофелем, и перекрестилась:

- Слава тебе, Господи! На зиму обеспечены. Побегу на колхоз за телегой, Иван Иванович обещал дать для перевозки урожая.

Телега была загружена с верхом мешками с картошкой и огромными жёлто-оранжевыми тыквами.

- Но! Но..! Пошла! - дёрнув за поводья, скомандовала мама. Лошадь напряглась под тяжестью, повозка тронулась и покатила в сторону дома.

- Всё! - облегчённо вздохнула мама. - Завтра ещё придём сюда, всю листву сгребём и спалим.

- А костёр будем жечь? - радостно спросила я маму.

- Да, будем! И картошки напечём! – улыбаясь, ответила мама.

- Ура!!! Ура!!! - прыгала я от радости, забыв об усталости.

Как же я любила эти пиршества у костра! Мне казалось, что печёную деревенскую картошку нельзя даже сравнивать с какими-то заморскими деликатесами!

Односельчане усердно готовились к  длинной холодной зиме: заканчивали работы в огородах, делали последние заготовки: соления, варения. квашения. В четвертях спело вино и наливка. Дни пролетали незаметно, и только вечером можно было видеть, как эти милые дорогие труженики присаживались на скамейках у своих домов немного отдохнуть.

- Зин, какие новости на Ниновке? - спросила бабушка Паша соседку, подошедшую посидеть на лавочке, в один из таких вечеров.

- Да, новости не важные, Тимофеевна. - ответила соседка.

-  А, что такое, Зин!? - удивлённо смотрела бабушка.

- В мире не спокойно! - тревожно сказала соседка. - Того и гляди, война, не дай Бог! Надо запасаться продуктами. Вон сегодня в нашем магазине всё гребли! И муку, и крупы, и соль, и спички. Всё!

- Ой! Да что ж мы сидим, надо Лидке сказать, чтоб набрала всего. Не дай Бог! Господи! - перекрестилась моя бабушка.

Такая новость, как клич, о том, что нужно запасаться продуктами, пронеслась по моей Ниновке!
Односельчане везли на тачках, на велосипедах, несли мешками товар, залежавшийся на полках магазина.

Только позже, из теленовостей узнавали, что нашей Ниновке ничего не грозит, а вся эта суета - очередной  обман.

- Эх! Паразиты! Сколько денег с народа потянули. Протянуть бы вас, паразитов, чтоб аш пыль летела, да некому! - громко произнесла мама, погрозив кому-то поднятым кулаком. - Ничего, людские слёзы вам отольются!

На Ниновке народ возмущался от такого поворота событий, осуждая тех, кто наживался на этом. Но расторопные ловкачи знали, что отходчивый деревенский люд быстро забывает обиды, и, пользуясь этой доверчивостью, регулярно использовал этот проверенный способ, для того, чтобы сбыть просроченный товар.

А, между тем, жизнь шла своим чередом. В школе время пролетало быстро. Мне особенно интересно было в группе продлённого дня. Я до сих пор помню, как Татьяна Трофимовна читала нам интересные рассказы. Её доброе лицо, мягкий голос располагали к себе. С ней было уютно и тепло, а в знак благодарности мы слушали её, старались не огорчать.

Однажды тёплым сентябрьским вечером нас, детей, позвали к сельскому совету, который находился на втором этаже над почтой.

- Тань, пойдём к сельсовету! - позвал меня брат.

- Зачем? - удивилась я.

- Не знаю! Какая-то тётка из милиции приехала, будет лекцию читать.

- Сходите, дочь, раз надо! - разрешила мама.

Подойдя к сельсовету, я увидела тётеньку в милицейской форме в окружении ниновских детей. Все были насторожены, стояли тихо в ожидании лекции.

- Ну, все собрались? - спросила тётенька, обводя нас внимательным взглядом.

- Все, все! - дружно ответили мы.

- Я, председатель кружка ЮДМ! - представилась тётенька.

И принялась рассказывать нам о том, кто такие юдээмовцы, что это такие очень нужные помощники нашей родной милиции. Ей легко удалось убедить нас в том, что без нашей помощи не обойтись. А в конце этой «пламенной» речи пообещала привезти детскую милицейскую форму всем вступившим в ряды «Юных друзей милиции».

- А какая форма для девочек будет? - спросила я тётеньку.

- Девочкам я привезу юбочки, белые рубашечки, жилеточки и пилоточки. А для мальчиков - брючки, коротенькие пиджачки и пилоточки.

Мы все с обожанием смотрели на добрую милую тётеньку наивными детскими глазками.

- Как здорово! Скоро к нам снова приедет эта добрая тётя, она нам будет объяснять, как и чем мы, ниновские дети, сможем помогать милиции! - промелькнуло в моей детской голове.

Радостные мальчишки: Лёнька, Петька, Витька весело раcпределяли между собой обязанности этих самых помощников.

- Мама! Мама! Мы записались в группу ЮДМ! Мы будем помощниками милиции. Нам доверяют такое ответственное дело! – восторженно делилась я дома.

- Кто? - удивлённо спросила мама.

- Милиционерша! Она форму нам всем привезёт!

Я увидела, как лицо моей мамы изменилось.

- Вот гады! Детям брешут! Ну, ладно, нам! А то и нашим детям! - мама легонько плюнула в сторону, словно освобождаясь от чего-то противного и липкого.

Справившись с урожаем, Ниновка будто затихала перед долгой зимой. Чувствовался спокойный ритм поздней осени. Красивый осенний наряд был сброшен. Настали унылые дни сырой холодной погоды.

- Завтра всей школой идём на демонстрацию! - объявил брат Лёнька, который учился уже во второй школе в райцентре Новый Оскол.

- Ну надо же детей по холоду гоняют на демонстрацию. - причитала бабушка Паша.

- Можно и я с Лёнькой поеду в город? Я буду рядом с ним. – спросила я.

- А на чём повезут вас, Лёнь? - интересовалась мама.

- Автобус с мебельной отвезёт к школе, а потом после демонстрации привезёт домой.

- Тань, я боюсь тебя отпускать! Вдруг что случится! Да и холодно! - волновалась мама.

- Ну, пожалуйста! - просила я.

- Хорошо, поезжайте. Только если замёрзнете - сразу домой! – разрешила мама.

Я проснулась под громкие бодрые голоса дикторов радио, которые поздравляли с праздником 7 Ноября. Мама дала нам с братом денег на мороженое, и мы отправились на демонстрацию в город.

Около второй школы собрались празднично одетые ученики, учителя. Все построились в колонны и ждали команды к началу торжественного шествия к центральной площади города. Наконец, по команде поток школьников с красными флажками и транспарантами ринулся навстречу неизвестности.

- Лёнь? Куда мы идём? - спросила я брата, дёрнув за рукав.

- Вперёд идём, там увидишь. - улыбнулся в ответ Лёнька.

- А зачем? Что там впереди будет? А, Лёнь? - не отставала я от брата.

- Танька, отстань! Иди спокойно! Потом мороженого купим и домой поедем. - успокаивал меня брат.

Холодный дождь с колючим снегом нещадно бил в лицо. Глядя на всю эту непонятную суматоху, мне хотелось домой. В детской голове были мысли, что демонстрация - это трудное испытание в какой-то взрослой непонятной мне игре.

- Я хочу домой! Мне холодно! – ныла я, испытывая сильнейшее разочарование от такого непонятного праздника и ещё более непонятной демонстрации.

- Тань, потерпи! Скоро куплю тебе мороженое и поедем домой! Зачем я тебя взял?

- Лёнь, поедем домой!

- Ладно, поедем! -  согласился брат, видимо понимая, что вся эта демонстрация не стоит того, чтобы так мёрзнуть.

- В Ниновку  мы добрались на «попутке». Уставшие, промокшие мы пришли домой, где было тепло и уютно. В печи потрескивали дрова, пахло какими-то пряностями от бабушкиных пирогов.

- Ну, что? Замёрзли? Ой! Какие вы мокрые! Раздевайтесь быстрее! - скомандовала бабушка. - Ну, как демонстрация прошла? Сидели б лучше дома! Так гоняют детей по холоду! - причитала бабушка.

Переодевшись в сухую одежду, я уселась поближе к печке и смотрела на огонь.

- Как же хорошо! - думала я. - Хорошо, что я дома.

В тот момент я поняла, что хорошо быть ребёнком. Мне очень не хотелось погружаться в эту взрослую хитрую жизнь, которая вызывала протест и страх.  Закутавшись в мамину кофту, я ощущала тепло и заботу… И на всём белом свете не было ничего дороже того момента.

               Продолжение тут http://proza.ru/2015/07/27/929